Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по легоконструированию
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Колесникова Марина Васильевна

На занятиях для детей дошкольного возраста используются конструкторы различных тематических наборов LEGO. Конструкторы LEGO можно использовать в качестве Непосредственной образовательной деятельности, а так и в качестве игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по легоконструированию

 

Актуальность занятий с LEGO заключается в том, что она направлена на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

 

На занятиях для детей дошкольного возраста используются конструкторы различных тематических наборов LEGO. Конструкторы LEGO можно использовать в качестве Непосредственной образовательной деятельности, а так и в качестве игры.

 Цель занятий: развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования.

 

Задачи:

  научить ребенка применять лего-конструктор в свободной игровой деятельности;

 развивать мелкую моторику пальцев рук;

 способствовать развитию грамотной речи детей.

 развивать высшие психические функции.

Ожидаемые результаты:

 — развита мелкая моторика;

 — увеличился словарный запас.

 — дети правильно и быстро ориентируются в пространстве.

 — развита способность сосредоточиться.

 — дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

— дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры.

 — дети уважают свой и чужой труд.

 — дети учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.

 — продолжает развиваться связная речь;

 — развивается математическое и пространственное мышление, память.

 — совершенствуется цветовое восприятие.

 — формируется эстетический вкус.

 

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная

 

Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная проектная деятельность. 

Таблица 1 — Методы и приемы, используемые на занятиях по легоконструированию

 

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

 

 

Педагогические принципы, на которых построено обучение:

  • Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
  • Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
  •  Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
  • Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
  •  Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
  • Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

 

 На занятиях используются два вида конструирования:

 1.    по условиям

 2.    по замыслу.

 

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

 

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

 

Варианты пересказа на занятиях легоконструирования в порядке усложнения:

 -придумывание продолжения и завершение рассказа (начало, середина, конец придумывают дети) затем составляют с помощью конструктора

 -придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (затем составляют с помощью конструктора)

-придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (затем составляют с помощью конструктора)

-придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (с учетом деталей конструктора, распределение по группам начало, середины и конец рассказа)

 

Последовательность устного пересказа сюжета.

1. совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;

2. частичное преобразование известной сказки;

3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

4. развертывание нового сюжета.

5. придумывание новых историй на основе реалистических событий с учетом деталей и элемента конструктора.

 

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее двух-трех раз на каждом из этапов.

 

Значение совместной со взрослым игры-придумывания заключается не в прямом переносе ее формы или содержания придуманного сюжета в самостоятельную деятельность детей. Главный эффект заключается в том, что приобретенные умения развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.

 

Под влиянием систематического формирования у детей новых игровых умений у них возникает установка на придумывание интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «стройка» и т.п.

 

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход. Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

 

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы. 

 

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

— подготовка к восприятию текста;

— первичное чтение текста педагогом;

 

— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

— составление плана пересказа;

— повторное чтение текста педагогом;

— пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

 

Критериальный аппарат для оценки развития речи детей старшего дошкольного возраста включает в себя несколько критериев

 

Так как нам нужно определить показатели уровня развития речи, мы выбрали нормы следующих критериев:

1.Содержательность речи.

 2. Логичность речи, ее мысленная основа.

 3.Построение, композиция высказывания.

4.Владение механизмами речи.

5.Правильность речи, соблюдение норм литературного языка.

 6.Выразительность.

 Для обобщения уровня развития речи мы выявили следующие параметры:

— высокий уровень

— средний уровень

— низкий уровень

 

В ходе проводимой работы нами были разработаны уровни речевого развития детей старшего возраста на основе программных требований.

Высокий (Соответствие уровня объема активного словаря возрастной норме. Употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Владеет диалогической и монологической речью. Самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов. Составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.)

 

Средний (возрастная норма) (Нечасто в речи использует синонимы. Антонимы и обобщающие слова. Владеет диалогической речью, а монологической речью пользуется неактивно. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна.)

 

Низкий (Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, требуется помощь взрослого. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. Затрудняется самостоятельно составить рассказы о предмете, картинке, серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью.)

 

 

 

Перспективное комплексно-тематическое планирование по легоконструирование для детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложении №1.

 Оборудование, используемое на занятиях легокоструирования:

— Конструкторы LEGO Education;

— Комплект заданий;

— Учебно-наглядные пособия: схемы, образцы и модели;

— Иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;

— Мультимедиа объекты по темам занятий.

 

Базовый набор LEGO education «Построй свою историю» (Развитие речи 2.0), на котором основана наша работа, состоит из 1144 тщательно отобранных элементов ЛЕГО, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания до пяти сцен действия плюс одну дополнительную пластину для сборки стрелки-указателя «Построй свою историю».

Набор рассчитан на одновременную работу нескольких учеников. Ребята создают свои истории на заданную тему, презентуют свои проекты и получившиеся модели. По заданию педагога дети могут построить один большой проект или работать над историями индивидуально.

 «Построй свою историю» состоит из базового набора кирпичиков ЛЕГО®, учебных материалов и специального программного обеспечения. С помощью материалов набора, ученики визуально создают начало, середину и конец истории, что в дальнейшем служит основой для развития сюжета их рассказа.

 Дополнительные наборы LEGO «Построй свою историю»:

 

— Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Сказки»
Предназначенный для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения, поощряя учащихся создавать насыщенные деталями волшебные сказочные истории с помощью набора дополнительных элементов, подобранных с учетом специфики этого жанра литературы. Набор включает в себя 186 уникальных деталей, таких как декоративные элементы для персонажей и крылья для фей, драконов или других существ; героев, героинь и злодеев; волшебный реквизит, например, котел, чашу и волшебную палочку, а также элементы обстановки, например, паутину и арки для создания динамических сцен. Эти особые элементы позволяют учащимся понять особенности сказок, познакомиться со знаменитыми писателями, выявить характерные черты персонажей и соприкоснуться с культурным влиянием этого жанра художественной литературы.

 

— Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Космос»
Предназначенный для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения. Учащиеся откроют для себя жанр научной фантастики, одновременно изучая социальные науки, пересказывая исторические события или исследуя соответствующие темы из области естественных наук. В набор входит 186 уникальных деталей, таких как элементы персонажей для создания астронавтов и инопланетян; исследовательский реквизит, например, лазеры, антенны, панели управления и детекторы; а также различные элементы обстановки для создания динамических сцен в космическом пространстве. Эти специально подобранные элементы позволяют учащимся погрузиться в исследование космоса, а также понять особенности научной фантастики, как литературного жанра, изучить современные технологии и узнать больше о людях, изучающих космическое пространство.

 

— Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Городская жизнь»
Предназначенный для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения, поощряя учащихся исследовать различные темы , связанные с городской жизнью, обществом и его потребностями.
 В набор входит 201 уникальная деталь, таких как элементы персонажей, представляющих различные профессии, в том числе разнообразная униформа и инструменты; реквизит, например, продукты питания, деньги и цифровые приборы, а также различные элементы обстановки для создания общественных зданий и сцен. Эти особые элементы позволяют учащимся понять различные аспекты общественной и культурной жизни, изучая социальные роли и обязанности, общественные системы, особенности социального поведения и коммуникации.

 

В результате дети получили возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка), они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО можно также использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

 

 

Работа по лексическим темам с применением легоконструирования дает возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

 

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Например, чтобы выкладывание схем звуко-слогового анализа не превратилось в однотипное, нудное занятие, предлагается детям выложить схемы из кирпичиков конструктора ЛЕГО: «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики», «Вырастить дерево».

 

Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, проводятся дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.

 

Применение дидактических упражнений «Посчитай ступеньки», «Слева, справа, снизу, вверху», «Длинный – короткий», «Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» с использованием ЛЕГО элементов позволило усилить обучающий эффект при проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, способствовало развитию умения классифицировать по цвету, размеру, величине, научило дошкольников ориентировке в пространстве.

 

Большое значение для повышения эффективности педагогической деятельности имеет сотрудничество с родителями. Необходимо вызвать у родителей желание совместно заботиться о речевом развитии ребенка. Эти задачи реализуются в совместных вечерних играх в детском саду, проведении игр-соревнований, досугов, выставок. Дети с родителями совместно обговаривают действия, ищут оптимальные варианты конструирования, радуются успехам, между ними возникает тесный дружественный контакт. В результате таких встреч многие родители становятся более квалифицированными помощниками педагогов.

 

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

 

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

 

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

 

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приемам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

 

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

 

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

 

В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

Методические рекомендации воспитателям при проведении занятий по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста

      Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

      При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

      После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

      В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

      В ходе легоконструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа: 

1.     Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).

2.     Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала.

3.     Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).

4.     Самостоятельное выполнение детьми (помощь).

5.     Идентификация с образцом.

6.     Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

      Сооружая постройку, всегда следует комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, предлагать рассмотреть получившиеся сооружение, привлекать к его анализу, затем предлагается воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.

      Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях воспитатель с детьми рассматривает картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки.

      В процессе наблюдений следует задавать вопросы детям, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

      Существенным фактором в проведении конструирования является взаимосвязь с образовательными областями «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Так, познакомив детей со сказкой Л. Толстого «Три медведя», можно спросить: «Что можно построить для мишек? На чем сидела Маша? На чем спала?», вспомнить элементарные постройки (стул, кровать), выбрать нужные строительные детали и начать постройку.

      Во время конструктивных игр всегда следует побуждать детей к беседе, задавая вопросы, кто будет в домике жить или кто построил этот дом? Вовлекая детей в разговор, происходит умение диалог, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

      При уборке строительного материала учат детей сравнивать, называть детали по цвету, форме, величине, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные в единственном и множественном числе (большие кирпичики, красные кубики, маленькие кубики, зеленые призмы).

      Конструируя, дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Это способствует развитию диалогической формы речи.  В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяется воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Дети должны учиться благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова.- СПб.: Астерион, 2012. - 24 с.

Целью данного пособия является оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по организации предметно-развивающей среды с учетом основного вида деятельности дошкольника - игры. Даны ...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации для   воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению  педагогической  работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного ...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в детском саду»

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в детском саду»...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Центр природы. Младшая группа» .

Организация уголка природы. «Огород на окне» Дневники наблюдений за ростом и развитием растений. Содержание уголков экспериментальной деятельности....

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Главная особенность экологического центра – это непосредс...