Знакомство со звуком "З"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

разработка конспекта непрерывной непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_so_zvukom_z.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Детский сад «Сказка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в средней группе

Знакомство со звуком "З"

 Учитель – логопед:

Ноготысая Татьяна Олеговна

 

г. Нарьян-Мар

2015

Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.

     Образовательные задачи:

  • познакомить детей с новым звуком (З); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах, различать слова с этим звуком. 
  • научить произносить звук (З) медленно и быстро. Обогащать лексический запас детей. Закреплять правильное произношение звука (С) изолированно, в слогах, словах.  
  • учить дифференцировать звуки С-З.

Развивающие задачи:

  • развивать   физиологическое дыхание, мелкую моторику.
  • развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать интонационную выразительность речи.
  • воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка;  воспитывать культуру общения.

Материалы и оборудование: картинка язычка. Мягкие игрушки: зайчик, лиса, картинки для артикуляционных упражнений. Зеркала. Красивая коробка с  предметами. Снежинки, ёлка. Билеты на автобус,

Предварительная работа: разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.


Ход занятия.

Логопед:  Дети, посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся и покажем,  как  мы  умеем играть.

1.Пальчиковая гимнастика:

 « Раз - два – три – четыре – пять ( разжимают и зажимают кулачки)

Пошли пальчики гулять( загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – рыл песок,

Этот делал пирожок,

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был

Хорошо говорил!

Логопед:

 - А сейчас я хочу загадать вам загадку, отгадайте что это?  :

« Если б не было его, не сказали б ничего». 

(или « Всегда во рту, а не проглотишь»)

- Дети: - «Язык»

Логопед:

- Для чего нужен язык человеку? ( что бы разговаривать)

- Где находится язык? ( во рту)

- Что ещё находится во рту? ( зубы)

- Как работает язычок? Покажите. ( дети показывают)

- Что делает язычок когда мы молчим? ( отдыхает спокойно лежит)

Логопед:« А больше всего язычок любит играть.»

(проводятся артикуляционные упражнения)

      1. "Заборчик"

      Зубы ровно мы смыкаем

      и заборчик получаем

      а сейчас раздвинем губы-

      посчитаем наши зубы

 2  "Лягушки улыбаются"

 Тянуть губы прямо к ушкам

 Очень нравится лягушкам

 Улыбаются... смеются...

 А глаза у них, как блюдца.

 3.  " Хоботок"

  Подражаю я слону

  Губы хоботком тяну

  И на трубочку похожи

  Подудеть в неё мы сможем:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

 4. "Лопатка"

   Язык лопаткой положи

   И под счёт его держи.

   Раз- два- три- четыре- пять!

  Язык надо расслаблять!

5."Почистим зубы"

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

4.Логопед:    Я предлагаю вам попутешествовать, на чём поедем?

Дети: На автобусе (Автобус, построенный из стульчиков)

Логопед: 

-На автобусе спущены колёса, нужно накачать колёса воздухом.

-Дети, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку насоса:   с-с-с-с-с… и    все вместе накачаем воздухом колёса и споём песенку.

( Дети произносят звук (с) сначала хором, затем индивидуально)

- Послушайте, как поёт песенку   язычок  у Вики!! (медленно)

- А теперь  накачивать будем  быстро. Послушайте, как поёт песенку   язычок. И т.д.

5. Логопед:

-  Посмотрите, кто к нам приехал на   автобусе

(за рулем игрушка  "лиса")

-  лиса приготовила для нас сюрприз:

 

Вместе с детьми проговаривается  чистоговорка.

«Са-са-са - эта хитрая лиса,                                                                                   Су-су-су - и живёт она в лесу,                                                                                   Сы-сы-сы - много дела у лисы,                                                                          

 Со-со-со - она крутит колесо   (2 раза)

 

Дети садятся  в автобус.

7.  Приехали выходим на поляну,  

Физ. минутка  

Едем-едем мы домой   
На машине легковой   (движения имитирующие поворот руля)
Въехали на горку: хлоп,
  (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп.
  (руки через стороны вниз, присесть).

8.Среди ёлочек под  листвой  спрятался заяц:

Ищем зайца, который сидит под листьями.

8.Игра «Раздуем  листья» (дыхательная гимнастика, дуем на листочки

9. Знакомство со звуком З-Зь

-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не  зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
                                                                                                 Разрешенья не спросит,                                                                                           Подлетит- и укусит! (Комар)

-Как поёт комар?( З-з-з…)

-Если звук С – "песенка насоса" — звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  • Положите руку на горлышко, дрожит?
  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».

-Летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары  поют песенку з-з-з-, а маленькие песенку зь-зь-зь.

10. Игра "Качаем колесо, прячемся от комариков".              

11. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц,  зонт, замок)

Назовите предметы, в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц,  зонт, замок,  зебра, зеркало)

  Логопед:

- Дети на чем   заяц к нам приехал? (на грузовике)

Логопед: Посмотрите, что он нам привёз  (картинки).

 (дети поочерёдно достают  картинки и называют, что это, изображено на картинке). Например: Коса-коза,   и т.д.

- Логопед:

-  Заинька приготовил вам ещё один сюрприз.  (Дети   проходят к столам, на которых лежат рисунки)

- Логопед: « Надо раскрасить только те, предметы, в названии которых есть первый звук «З. (дети выполняют задание)

 На  картинках изображены: бант, зонт, шарик, заяц, чайник, замок.

-Логопед: - « Какие предметы вы раскрасили?» (дети перечисляют -  зонт, заяц, замок).

-Логопед:

-Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку комарика)

-Давайте произнесём её ещё раз. (дети  произносят: з-з-з-з-з)


Используемая литература:

  • Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» - Санкт-Петербург: . «Детство-Пресс», 2006г
  • Максаков А.И « Правильно ли говорит ваш ребёнок?» - Москва: Просвещение, 1988 г.
  • Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – Москва: Просвещение, 1989г.
  • Чернякова В.Н. « Развитие звуковой культуры речи 4-7 лет» - сборник упражнений Москва ТЦ Сфера, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...