Развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по развитию связной речи
у дошкольников
с помощью мнемотаблиц
На протяжении 4 лет я изучаю и использую в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы по данной теме.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
- односложная, состоящая из простых предложений речь.
- неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.
Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.
Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.
Д/и «Один, много, чего не стало», Д/и «Сосчитай», Мнемодорожка «Ошибки художника», Мнемотаблица «Полёт скворца», Мнемодорожка «Птицы».
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Давайте с вами попробуем расшифровать мнемодорожки и мнемотаблицы. А теперь попробуем зашифровать простое стихотворение в мнемодорожку.
Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Результат моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей в начале и конце учебного года показала, что уровень развития речи повысился на 25 % .
Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций....
"Использование мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
Консультация для педагогов по использованию мнемотаблиц для обучения детей дошкольного возраста составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок....
Презентация "Развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники"
Краткое описание процесса самообразования по теме "Развитие связной речи у старших дошкольников"...
мастер класс по теме "развитие связной речи у дошкольников с применением мнемотаблиц"
краткое введение в работу по технике мнемотаблиц и пример их применение с детьми...
Консультация для родителей "Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Федькушова Н.В. Одним из главных и осново...
Развитие памяти, внимания и речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц
Как можно улучшить память, внимание, речь дошкольника, используя мнемотаблицы с различным содержанием....
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников.
консультация для педагогов ДОУ...