"Использование мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Носова Наталья Владимировна

Консультация для педагогов по использованию мнемотаблиц  для обучения детей дошкольного возраста составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с мнемотаблицами

Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадывания загадок.

В своей работе я столкнулась с тем, что  дети испытывали трудности в составлении связного рассказа, заучивания стихотворений, пересказвании сказок.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать приёмы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого- «искусство запоминания»),- это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объемов памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель обучения с её использованием - развитие памяти, мышления, внимания, воображения.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок обладает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки ( прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материла мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитее мелкой моторики рук при частном или полном графическом воспроизведении.

Как работать над составлением графического плана связного рассказа

Ребёнку дается чистый шестиклеточный бланк-таблица.

В ходе занятия ребенок выбирает определённый предмет, рассказ, о котором он составляет совместно со взрослым.

Взрослый (логопед или воспитатель) на доске по одному полю заполняет пустые ячейки  мнемотаблицы. Ребенок рисует на собственном бланке. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ – описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

        Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов по другим разделам материала. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки. Например:

  • цвет – дети рисуют цветные пятна, используя не только цвета, но и другие возможные варианты данного признака;
  • человек – для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это неодушевленный предмет);
  • контур деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких частей состоит игрушка (кукла);
  • силуэт предмета со знаком вопроса внутри – детали называют материал, из которого сделан предмет и его составные части ( у машины кузов из металла, колеса – резиновые, сиденья – кожаные);
  • рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог);
  • форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части (колеса, яблоко – круглые, огурец – овальный);
  • знак вопроса – называние предмета или объекта ( это – кукла, это – морковь).

Задания подобраны по основным темам: «Домашние животные», «Мебель», и т.д.

        Например:

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу:

Детский сад. (З.Александрова)

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки…

У девчонок и ребят

Яркие рубашки.

Вы можете опираться на описанные примеры в других видах работы или создавать свои новые алгоритмы для любых других тем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....