"Использование мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов по использованию мнемотаблиц для обучения детей дошкольного возраста составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация по работе с мнемотаблицами | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с мнемотаблицами
Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадывания загадок.
В своей работе я столкнулась с тем, что дети испытывали трудности в составлении связного рассказа, заучивания стихотворений, пересказвании сказок.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать приёмы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника (в переводе с греческого- «искусство запоминания»),- это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объемов памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Цель обучения с её использованием - развитие памяти, мышления, внимания, воображения.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок обладает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки ( прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материла мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитее мелкой моторики рук при частном или полном графическом воспроизведении.
Как работать над составлением графического плана связного рассказа
Ребёнку дается чистый шестиклеточный бланк-таблица.
В ходе занятия ребенок выбирает определённый предмет, рассказ, о котором он составляет совместно со взрослым.
Взрослый (логопед или воспитатель) на доске по одному полю заполняет пустые ячейки мнемотаблицы. Ребенок рисует на собственном бланке. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ – описание о любом другом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов по другим разделам материала. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки. Например:
- цвет – дети рисуют цветные пятна, используя не только цвета, но и другие возможные варианты данного признака;
- человек – для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это неодушевленный предмет);
- контур деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких частей состоит игрушка (кукла);
- силуэт предмета со знаком вопроса внутри – детали называют материал, из которого сделан предмет и его составные части ( у машины кузов из металла, колеса – резиновые, сиденья – кожаные);
- рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог);
- форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части (колеса, яблоко – круглые, огурец – овальный);
- знак вопроса – называние предмета или объекта ( это – кукла, это – морковь).
Задания подобраны по основным темам: «Домашние животные», «Мебель», и т.д.
Например:
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу:
Детский сад. (З.Александрова)
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки…
У девчонок и ребят
Яркие рубашки.
Вы можете опираться на описанные примеры в других видах работы или создавать свои новые алгоритмы для любых других тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...