«В гостях у речных обитателей»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедической НОД
в старшей группе «В гостях у речных обитателей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rybki.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Берёзка»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Конспект логопедической НОД
в старшей группе «В гостях у речных обитателей»
Учитель-логопед I категории
Пичугова О.В.
Симферополь, 2011 г.
Программное содержание НОД: дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах; определение места заданного звука в слове; составление сложносочинённых предложений с противительным союзом «а»; составление описательных загадок; употребление простых предлогов; развитие мелкой и общей моторики, координации и движений с речью; обучение релаксации, развитие проприоцептивных восприятий.
Оборудование: сюжетная картина «Речные обитатели», предметные картинки (изображения речных обитателей), плоскостные картонные «домики» с изображением букв и «домики» для определения количества слогов в слове.
Предварительная работа: знакомство с речными обитателями, их образом жизни, строением тела (на материале презентации), заучивание загадок.
Ход НОД:
1.Организационный момент
Логопед: Сегодня нас ждет увлекательная прогулка к реке, мы познакомимся с речными обитателями, постараемся с ними подружиться. В пути нас ждет много нового, интересного. Нам нужно постараться не заблудиться, всё запомнить и домой суметь возвратиться.
2. Обозначение темы занятия, рассказ логопеда:
(На доске выставлена сюжетная картина «Речные обитатели» и предметные картинки, изображающие речных обитателей).
Логопед: Жили-были в реке рыбки, давайте их рассмотрим и назовем: щука, сом, ёрш, карась, окунь, карп, лещ – раз их дом - речка как их можно назвать - какие они?
Дети: Речные.
Логопед: А соседями их были раки и речные улитки – они хоть и не рыбы, но раз живут в речке, то они тоже речные обитатели.
3. Дифференциация звуков «Р» и «Л»
Логопед: Жили рыбки очень весело. Любили они играть.
Затеяли они новую игру «Домики». Давайте и мы с ними поиграем. Нужно правильно назвать рыбку или речного обитатели и определить, в каких названиях спрятался звук «Р», а в каких «Л» или «Ль», где эти звуки находятся - в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам в этом «Домики» буквой «Р» и буквой «Л». Помогите речным обитателям попасть в свой домик.
Дети выбирают плоскостные изображения речных обитателей, определяют наличие и место звуков «Р» и «Л», и размещают их в «Домик» с соответствующей буквой.
4. Сравнение рыб, и речных обитателей, нахождение сходств и отличий, составления сложносочинённых предложений с противительным союзом «а».
Логопед: Давайте рассмотрим наших рыбок.
Что есть у всех рыбок общее, сходное?
Дети: у всех рыбок есть голова, туловище, хвост, плавники и чешуя.
А чем рыбки и речные обитатели отличаются, чем они не похожи?
Дети:
У ерша плавники колючие, а у карася плавники мягкие, нежные.
У рака есть усы и клешни, а у улитки раковина и рожки. И т.д.
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Раз, два, три, четыре, пять,
- сжимаем – разжимаем пальцы;
Любят рыбки нырять.
– поочередно сгибаем, приводим к центру ладони и разгибаем по одному пальцу правой руки;
Повернулась, оглянулись
- сложенные вместе ладони поворачиваем вокруг своей оси вправо и влево, затем описываем пальцами круг, не разъединяя ладоней;
И давай нырять опять
- «ныряют» пальцы левой руки.
6. Отгадывание загадок. Составление загадок-описаний о рыбках.
Логопед: А еще речные обитатели любят загадки друг другу загадывать. Ну, загадки-то мы и сами любим загадывать, правда? Кто загадает загадку?
Дети загадывают загадки о рыбках:
Дом ее на дне реки.
Вместо лапок — плавники.
Радостна ее улыбка —
Не попалась в сети... (рыбка)
До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (ерш)
Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом? Потому что это... (сом)
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а... (рак)
А теперь давайте свои собственные загадки сочинять.
Дети составляют загадки-описания о рыбках и речных обитателях.
Я задумал (-а) речного обитателя. У него крупное длинное туловище длинные усы. Кто это?
7. Подвижное упражнение «Рыбки», направленное на координацию речи с движением.
Логопед: Наши дети решили на минутку превратиться в рыбок и порезвиться в теплой речной воде.
Дети выполняют движения, произнося стихотворение вместе с логопедом:
1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Описание движений:
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 — Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 — Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 — Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
4 — Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 — Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 — Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 — Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – «Рыбки» разбегаются врассыпную, сомкнутые ладони держат перед собой, выполняя волнообразные движения.
8. Упражнение, направленное на релаксацию, развитие проприоцептивных восприятий.
Логопед: Ох, и устали же рыбки и решили немного отдохнуть на самом речном дне, на мягком песочке.
Дети укладываются на ковер и отдыхают. Звучит спокойная музыка.
Дети отдыхают, логопед катает рыбок с бока на бок.
Логопед: Пока рыбки отдыхают, я их немного «покачаю»:
Эту рыбку покачаем,
эту рыбку покатаем,
эту рыбку потяну,
эту рыбку поверну.
А теперь рыбки потихоньку просыпаются: потянули плавнички вверх и вправо, влево, а теперь хвостиками помахали. С одного бока на другой повернулись, потихоньку поднялись и снова превратились в детей.
7. Употребление в предложениях предлогов «на», «за», «под», «к», «между».
Логопед: Пока мы плавали и ныряли, рыбки спрятались, затаились, как будто хотят с нами в прятки поиграть. Чтобы рыбок найти нужно маленькие слова вспомнить, да еще и правильно их в предложении сказать. Ну, где же наши рыбки?
На магнитной доске располагаются речные обитатели: сом под корягой, щука затаилась между водорослями, улитка на камушке, ёрш плывет в гости к окуню, рак спрятался за камнем.
Дети составляют предложения, выходят к доске произносят свое предложение, выделяя голосом предлог, указкой обозначают «героя» своего предложения.
8. Слоговой анализ слов
Логопед: Речные обитатели иногда любят поспорить - у кого из них названия лучше да длиннее. Не нужно спорить, сейчас дети вам помогут разобраться. Если название длинное, то можно разделить его на три части - на три слога, если короче, то на два слога, а если очень короткое и не получится разделить, значит в этом названии всего один слог.
Ну что, дети, поможем рыбкам разобраться, мы уже и домики новые для речных обитателей приготовили.
Дети выходят к доске, выбирают и называют речного обитателя, количество слогов в его названии и располагают картинку в соответствующий «домик».
9. Восстановление пропущенных букв в словах.
Логопед: Ну, а теперь и речные обитатели приготовили для нас задания. Достаньте из ящиков парк картонные карточки. Посмотрите: на них изображение речного обитателя, с другой стороны напечатано название речного обитатели. Но посмотрите, одна буква сбежала! Кто догадается и беглянку поймает, тот сможет слово починить.
Раз, два, три буквы ищи!
Дети вписывают на своей карточке пропущенную букву.
10. Итоги занятия
Ну что же, прогулка наша подошла к концу. Все вы молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями. С речными обитателями мы поиграли, да еще помогли им споры их разрешить. Пора нам домой возвращаться.
Нам осталось только проверить у кого память хорошая - кто запомнил, что в нашей прогулке было интересного, что больше всего понравилось?
Дети называют наиболее понравившиеся эпизоды занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по познавательному развитию Тема "Речные обитатели"
Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.Воспит...
презентация Речные обитатели"
презентация содержит иллюстрации некоторых наиболее распространенных обитателях рек и озер и их краткое описание...
«Речные обитатели Татарстана»
На зеленых просторах России,Есть Республика Татарстан.Помимо Куйбышевского водохранилища,Много рек протекают там....
Рекомендации для родителей по теме: «Звук [Б] «Рыбы » (в рамках проекта «Речные обитатели»,средняя группа)
Для повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству. Помогаем им...
Конспект открытого занятия "Река и речные обитатели"
Структура образовательной деятельности – уточнение и систематизирование знаний детей о реке и её обитателях....
Открытое занятие по плаванию в подготовительной группе Тема: "В гостях у речных обитателей"
Подготовила и провела инструктор по плаванию Ремнева Н. П.Цель: - учить детей транспортировке грузов;- совершенствовать технику плавания дельфином с задержкой дыхания;- совершенствовать работу ног при...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи «Река и речные обитатели»...