«В гостях у речных обитателей»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Пичугова Ольга Владимировна

Конспект логопедической НОД

в старшей группе «В гостях у речных обитателей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rybki.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №30 «Берёзка»

муниципального образования городской округ Симферополь

 Республики Крым

Конспект логопедической НОД

в старшей группе «В гостях у речных обитателей»

Учитель-логопед I категории

Пичугова О.В.

Симферополь, 2011 г.

Программное содержание НОД: дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах; определение места  заданного звука в слове;  составление сложносочинённых предложений с противительным союзом «а»;  составление описательных загадок;  употребление простых предлогов;  развитие мелкой и общей моторики, координации и движений с речью; обучение релаксации, развитие проприоцептивных восприятий.
            Оборудование: сюжетная картина «Речные обитатели», предметные картинки (изображения речных обитателей), плоскостные картонные  «домики» с изображением букв и «домики» для определения количества слогов в слове.

Предварительная работа: знакомство с речными обитателями, их образом жизни, строением тела (на материале презентации), заучивание загадок.

Ход НОД:

1.Организационный  момент

Логопед: Сегодня нас ждет увлекательная прогулка к реке, мы познакомимся с речными обитателями, постараемся с ними подружиться.  В  пути нас ждет много нового, интересного. Нам нужно постараться не заблудиться, всё запомнить и домой суметь возвратиться.
            2. Обозначение темы занятия, рассказ логопеда:

(На доске выставлена сюжетная картина «Речные обитатели» и предметные картинки, изображающие речных обитателей). 
            Логопед: Жили-были в реке рыбки,  давайте их рассмотрим и назовем: щука, сом, ёрш, карась, окунь, карп, лещ – раз их дом - речка как их можно назвать - какие они?

Дети: Речные.  

Логопед: А соседями их были раки и речные улитки – они хоть и не рыбы, но раз живут в речке, то они тоже речные обитатели. 
            3. Дифференциация звуков «Р» и «Л» 
           Логопед: Жили рыбки очень весело. Любили они играть.
Затеяли они новую игру «Домики».  Давайте и мы с ними поиграем. Нужно правильно назвать рыбку или речного обитатели и определить, в каких названиях спрятался звук  «Р», а в каких «Л» или «Ль», где эти звуки находятся - в начале, в середине или в конце слова.  А помогут нам в этом «Домики» буквой  «Р» и буквой  «Л». Помогите речным обитателям попасть в свой домик.

Дети выбирают плоскостные изображения речных обитателей, определяют наличие и место звуков «Р»  и «Л»,  и размещают их в «Домик»  с соответствующей буквой.

4. Сравнение рыб, и речных обитателей, нахождение сходств и отличий, составления сложносочинённых предложений с  противительным союзом «а».
            Логопед: Давайте рассмотрим наших рыбок.

Что  есть у всех рыбок общее, сходное?

Дети: у всех рыбок есть голова, туловище, хвост, плавники и чешуя.

А чем рыбки и речные обитатели отличаются, чем они не похожи?
            Дети:
У ерша плавники колючие, а у карася плавники мягкие, нежные.

У рака есть усы и клешни, а у улитки раковина и рожки.  И т.д.
5. Пальчиковая гимнастика  «Рыбки»
Раз, два, три, четыре, пять, 

  - сжимаем – разжимаем пальцы;
Любят рыбки нырять.

 – поочередно сгибаем, приводим к центру  ладони и разгибаем по одному пальцу правой руки;  
Повернулась, оглянулись

- сложенные вместе ладони поворачиваем вокруг своей оси вправо и влево, затем описываем пальцами круг, не разъединяя ладоней;
И давай нырять опять    

-  «ныряют» пальцы левой руки.
           6.  Отгадывание загадок. Составление загадок-описаний о рыбках.
           Логопед: А еще речные обитатели любят загадки друг другу загадывать. Ну, загадки-то мы и сами любим загадывать, правда? Кто загадает загадку?

Дети загадывают загадки о рыбках: 

Дом ее на дне реки.

Вместо лапок — плавники.

Радостна ее улыбка —

Не попалась в сети... (рыбка)

      До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это... (ерш)

      Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?        Потому что это... (сом)

                 Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)
               Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак)

А теперь давайте свои собственные загадки сочинять.

Дети составляют загадки-описания о рыбках и речных обитателях.

Я задумал (-а) речного обитателя.  У  него крупное длинное туловище длинные усы. Кто это?

  7. Подвижное упражнение «Рыбки», направленное на координацию речи с движением. 

Логопед: Наши дети решили на минутку превратиться в рыбок и порезвиться в теплой речной воде.

Дети выполняют движения, произнося стихотворение вместе с логопедом:

 1)Пять маленьких рыбок играли в реке, 
(2)Лежало большое бревно на песке, 
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!» 
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» 
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!» 
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. 
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил! 
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» 

Описание движений:
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 — Выполняем волнообразные движения в воздухе. 
2 — Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 — Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
4 — Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 — Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 — Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 — Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – «Рыбки» разбегаются врассыпную, сомкнутые ладони держат перед собой, выполняя волнообразные движения.

8. Упражнение, направленное на релаксацию, развитие проприоцептивных восприятий.

Логопед: Ох, и устали же рыбки и решили немного отдохнуть на самом речном дне, на мягком песочке.

Дети укладываются на ковер и отдыхают. Звучит спокойная музыка.

Дети отдыхают,  логопед катает рыбок с бока на бок.

Логопед: Пока рыбки  отдыхают, я их немного «покачаю»:

Эту рыбку покачаем,

эту рыбку  покатаем,

 эту рыбку потяну,

эту рыбку поверну.

А теперь рыбки потихоньку просыпаются: потянули плавнички вверх и вправо, влево, а теперь хвостиками  помахали. С одного бока на другой повернулись,  потихоньку поднялись и снова превратились в детей.
7. Употребление в предложениях предлогов «на», «за», «под», «к», «между».

Логопед: Пока мы плавали и ныряли, рыбки спрятались, затаились, как будто хотят с нами в прятки поиграть.  Чтобы рыбок найти нужно маленькие слова вспомнить, да еще и правильно их в предложении сказать. Ну, где же наши рыбки?

На магнитной доске располагаются речные обитатели: сом под корягой, щука затаилась между водорослями, улитка на камушке, ёрш плывет в гости к окуню, рак спрятался за камнем. 

Дети  составляют предложения, выходят к доске произносят свое предложение, выделяя голосом предлог, указкой обозначают «героя» своего предложения.
          8. Слоговой анализ слов 

         Логопед: Речные обитатели иногда любят поспорить - у кого из них названия лучше да длиннее. Не нужно спорить, сейчас дети вам помогут разобраться. Если название длинное, то можно разделить его на три части - на три слога, если короче, то на два слога,  а если очень короткое и не получится разделить, значит в этом названии всего один слог.
Ну что, дети, поможем рыбкам разобраться, мы уже и домики новые для речных обитателей приготовили.

Дети выходят к доске, выбирают и называют речного обитателя, количество слогов в его названии и располагают картинку в соответствующий «домик».
             9. Восстановление пропущенных букв в словах.

Логопед: Ну, а теперь и речные обитатели приготовили для нас задания. Достаньте из ящиков парк картонные карточки. Посмотрите: на них  изображение речного обитателя, с другой стороны напечатано название речного обитатели. Но посмотрите, одна буква сбежала! Кто догадается и беглянку поймает, тот сможет слово починить.
Раз, два, три буквы ищи!

Дети вписывают на своей карточке пропущенную букву.
            10. Итоги занятия

Ну что же, прогулка наша подошла к концу. Все вы молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями. С речными обитателями мы поиграли, да еще помогли им споры их разрешить. Пора нам домой возвращаться.

Нам осталось только проверить у кого память хорошая - кто запомнил, что в нашей прогулке было интересного, что больше всего понравилось?

Дети называют наиболее понравившиеся эпизоды занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по познавательному развитию Тема "Речные обитатели"

Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.Воспит...

презентация Речные обитатели"

презентация содержит иллюстрации некоторых наиболее распространенных обитателях рек и озер и их краткое описание...

«Речные обитатели Татарстана»

На зеленых просторах России,Есть Республика Татарстан.Помимо Куйбышевского водохранилища,Много рек протекают там....

Рекомендации для родителей по теме: «Звук [Б] «Рыбы » (в рамках проекта «Речные обитатели»,средняя группа)

Для повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы    привлекаем  родителей к активному сотрудничеству. Помогаем  им...

Конспект открытого занятия "Река и речные обитатели"

Структура образовательной деятельности – уточнение и систематизирование знаний детей о реке и её обитателях....

Открытое занятие по плаванию в подготовительной группе Тема: "В гостях у речных обитателей"

Подготовила и провела инструктор по плаванию Ремнева Н. П.Цель: - учить детей транспортировке грузов;- совершенствовать технику плавания дельфином с задержкой дыхания;- совершенствовать работу ног при...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»...