Формирование навыков монологической речи через упражнения детей в составлении рассказов
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Специальные исследования и логопедическая практика показывает, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы. Дополнительные трудности в овладении монологической речью могут быть связаны с наличием у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, эмоциональной сферы, - что отмечается многими исследователями (Воробьёва В.К., Глухов В.П., Кольцова М.М., Филичева Т.Б., Цветкова Л.С.). Следует отметить, что полноценное овладение детьми навыками монологической речи, возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний, сформированности различных видов контроля и самоконтроля усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развёрнутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функции речи. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач развития связной речи ребёнка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Формирование навыков монологической речи через упражнение детей в составлении рассказов МБДОУ детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка» Учитель-логопед Решетникова Валентина Алексеевна
Виды обучения рассказыванию Пересказ текста Рассказывание по картинам Рассказы – описания предметов Рассказывание с элементами творчества
Пересказ
Произведения рекомендуемые для пересказа Л.Н. Толстой «Котенок», «Косточка», «Пожарные собаки» К.Д. Ушинский «Умей обождать», «Бишка», «Гуси», «Четыре желания», «Утренние лучи» Е. Чарушин «Медведь», «Курочка» Я. Тайц «Праздник», «По грибы» В. Осеева «Просто старушка», «Плохо» М. Пришвин « Ёж», «Лисичкин хлеб», «Гаечка»
На что это похоже?
Схемы подбора признаков
Методические рекомендации по составлению пересказа Использование текста с повторяющимися сюжетными моментами Чтение текста дважды в медленном темпе Разбор содержания произведения в вопросно-ответной форме Лексический разбор текста в вопросно-ответной форме Чтение текста с установкой на пересказ Пересказ текста от первого лица, от третьего лица, от имени автора Использование при пересказе зрительных ориентиров
Виды занятий с картинным материалом Составление рассказов по сюжетным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия Рассказывание по сериям сюжетных картинок, подробно изображающих развитие сюжетного действия Рассказывание по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий Описание пейзажной картины
Использование упражнений на занятии Дополнение детьми предложений нужным словом, обозначающим признак предмета Составление предложений по вопросам Выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов Последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы
Составление творческих рассказов
Виды занятий с элементами творческого рассказывания Составление рассказа по аналогии Придумывание продолжения незавершенного рассказа: - с опорой на наглядный материал - без опоры на наглядный материал Составление рассказа по набору игрушек-персонажей или предметов Сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков монологической речи через упражнение детей в составлении рассказов
В презентации представлены виды обучения рассказыванию, мнемотаблицы, методические рекомендации по составлению рассказов....
Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
Обобщение педагогического опыта...
Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ....
План по самообразованию «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Индивидуальный план работы по самообразованию....
Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков ...
Консультация для педагогов «Формирование навыков связной речи, через различные виды детской деятельности»
Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распростр...
Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....