Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями); Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказом МОиН РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителя-логопеда образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 46.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Должанская ООШ»
Валуйского района Белгородской области
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета № от________20___ год | «Согласовано» Заместитель директора ______С.Н. Глотова от « » августа 20___ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Должанская ООШ» __________ Т.М.Ломакина Приказ № __________ от « » августа 20___ г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
ФКГОС (основной общий уровень)
УМК Р.И. Альбеткова
Составитель:
учитель русского языка и литературы Яхъяева Олеся Назаровна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е. И. Харитонова (Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы/Автор программы Р.И. Альбеткова). – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2011.
Программа определяет следующие цели:
- формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений;
- применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания;
- заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
- помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
- обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Общая характеристика курса
Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова.
Программа представляет собой начальный этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап – 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И.Горшкова для 10-11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение предмета в V – 34ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 34ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект
- Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Р.И. Альбеткова. - 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011;
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс»: пособие для учителя/Р.И. Альбеткова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 .
- Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: учебное пособие /Р.И. Альбеткова. - 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012;
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»: пособие для учителя/ Р.И. Альбеткова . – М.: Дрофа, 2012 .
- Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/Р.И. Альбеткова. - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012;
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс»: Пособие для учителя. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 .
- Русская словесность. От слова к словесности: 8 кл.: учебное пособие/Р.И. Альбеткова. - 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011;
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс»: Пособие для учителя/ Р.И. Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 .
- Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/Р.И. Альбеткова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011;
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс»: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок.
При проведении урока используются методы здоровьесберегающих технологий, которые повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется: рациональной организации урока, психологической обстановке на занятиях. На каждом уроке проводятся эмоциональная разрядка, физминутки, корректировка осанки обучающихся, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм в учебном кабинете.
На уроке используются формы работы:
- индивидуальные,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные,
- парные
Изменения, внесенные в программу
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Содержание учебного курса
5 класс
Введение (1)
I. Что такое слово (2 ч.)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
II .Что такое словесность ( 4 ч.)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. /// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.
III.Богатство лексики русского языка (5 ч.)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов. Слова-термины. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Фразеологизмы./// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.
IV. Прямое и переносное значение слова (2ч.)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория./// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
V. Текст (4ч.)
Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражении: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог./// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
VI. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения ( 4 ч.)
Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа. /// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.
VII. Устная народная словесность (5 ч.)
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. /// Различение видов русской народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок, употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
VIII. Литературное эпическое произведение ( 4 ч.)
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения./// Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
IX. Литературное лирическое произведение (2ч.)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии./// Понимание главного свойства лирических произведений – выражение мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.
X. Литературное драматическое произведение (1 ч.)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. /// Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.
Повторение и обобщение изученного в V классе (1 ч.)
6 класс
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
7 класс
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка п умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народ-
ной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика— участника или свидетеля событий. Сказ.
/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях
древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
9 класс
Средства художественной изобразительности
Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..
Параллелизм.
Развернутое сравнение.
Олицетворение.
Аллегория.
Символ.
Гипербола.
Фантастика.
Парадокс.
Алогизм.
Гротеск.
Бурлеск.
«Макаронический» стиль.
Этимологизация. Внутренняя форма слова.
Этимологизация в произведении словесности.
Народная этимология.
Игра слов.
Ассоциативность языковых средств.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Квипрокво.
Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение слова.
Объект и предмет изображения.
Идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.
Прототип и литературный герой.
Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.
Выражение точки зрения писателя в лирике.
Правдоподобное и условное изображение.
Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.
Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.
Этикет и канон.
Повести петровского времени.
Система жанров и особенности языка произведений классицизма.
Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.
Новаторство Г.Р.Державина.
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.
Поэтические открытия В.А.Жуковского.
Романтический стиль А.С.Пушкина.
Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Практическая работа №3.
«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».
Произведение словесности
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
Художественный образ.
Художественная действительность.
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.
Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Хронотоп в сказке.
Хронотоп в эпическом произведении.
Хронотоп в лирическом произведении.
Хронотоп в драматическом произведении.
Идеализация и реальность в изображении человека.
Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.
Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.
Практическая работа № 4.
«Выполним анализ любимого стихотворения»
Произведение словесности в истории культуры
Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Традиции и новаторство. Смена старого новым.
«Вечные» образы.
Значение художественной словесности в развитии языка.
Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».
Календарно – тематическое планирование (смотреть «Приложение 1»)
Формы и средства контроля (смотреть «Приложение 2»)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(смотреть «Приложение 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 5 до 7 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда....
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"
Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ Обс...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет).
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи 5 - 7 лет
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС...