Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи 5 - 7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._prim._rab._progr._ffnr.docx | 58.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №393 «Росток»
УТВЕРЖДАЮ
____________ Кудюкова Н.А.
Заведующий МАДОУ № 393 «Росток»
«____»______20 ___г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающей деятельности
в логопедической группе
для детей с фонетико-фонематическим
нарушением речи
Тип программы: коррекционная
Возраст обучающихся: 5-7лет.
Срок реализации: 2 года
Составители:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Третьякова Елена Васильевна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Виноградова Ирина Валерьевна.
Г. Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел………………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка..………………………………………………… ...…..3
1.2. Особенности развития речи детей с ФФНР…………………………..……….5
2. Содержательный раздел………………………………………………..6
2.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми …………6
2.2. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…………6
2.3 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности………….…16
3. Организационный раздел…..…………………………………………...18
3.1. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы …..18
3.2. Диагностика речевого развития………………………………………………...18
3.3. Методологическая и нормативно-правовая база рабочей программы………18
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы………………………….….20
3.5. Перечень литературных источников………………………………………..…21
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г
Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедической группы.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.
При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- подготовка к обучению грамоте;
- осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.
Принципы построения коррекционной программы
В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год по возрастам (старшая группа и подготовительная к школе группа).
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю - индивидуальная.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ФФН. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФН и ФН. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
Фронтальные занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Фронтальные занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ФФН (старшая группа) ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин. Фронтальные занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ФФН (подготовительная группа) ориентированы на развитие моторных навыков, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции и проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 мин.
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
На недостаточнуюсформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Основные направления работы:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФН;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФН в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
2.2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:
Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФН
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий- умение работать в коллективе. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Период | Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | |||
Произношение | Фонематическое восприятие | ||
I | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. |
II | Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. | Определение наличия звука в слове. | Закрепление в самостоятельной речи навыка: |
III | Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. | Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; |
Закрепление правильного произношения звуков. |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Период | Произношение | Развитие речи | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
I | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. | 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окони т. д.). | 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). |
II | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия | 1. Звуковой анализ слов |
III | Индивидуальные и подгрупповые занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия | 1. Звуки и буквы |
2.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коррекционно-развивающая деятельность организовывается в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Индивидуальные занятия включают в себя:
- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д.
- постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале:
- в открытых слогах (звук в ударном слоге), например: са — сад, су — суп, со — сон, сы — сын;
- в обратных слогах, например: ос — нос;
- в закрытых слогах, например: сос — сосна;
- в стечении с согласными, например: ста — станок, сту — стук.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Продолжительность занятий с детьми с ФФН – 1 год.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность занятий- 15 мин. 2 раза в неделю.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
На подгрупповых занятиях осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 6 человек. Периодичность занятий – 2 р. в неделю, 30 минут для детей подготовительной группы, 25 минут для детей старшей группы. Продолжительность занятий с детьми с ФФН- 1 год.
Учитель-логопед проводит подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия.
Структура логопедического занятия на этапе постановки звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончик, спинка, корень), участие голосовых складок, а так же характер выдыхаемой струи воздуха.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха
8. Закрепление звука в слогах
9. Закрепление звука в словах.
10. Закрепление звука в предложениях, стихах, скороговорках.
11. Итог занятия и оценивание работы ребенка на занятии проводится с положительным направлением.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное)
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука
7. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах.
10. Закрепление звука в словах.
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное,
индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами.
11. Дифференциация звуков в предложениях, стихах
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
В итоге коррекционной работы дети должны:
- правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
3.2. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Диагностика речевого развития проводится по методике Безруковой О.А., Каленковой
«Диагностика речевых нарушений»
1.Итоговый контроль осуществляется по истечении сроков коррекционной работы над звуком (результат отражён в речевой карте).
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- Чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.
2.Текущий контроль осуществляется на каждом занятии
Диагностика речевого развития производится 3 раза в год (стартовая, промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики речевого развития на каждого ребенка.
3.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Методологическая база.
Положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина.
Программы:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г
Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е.Журовой, МБ, Коноваленко В.В, Ткаченко Т.А. и др.
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" А именно:
Ст.2 (о понятиях «образование», «воспитание», «обучение»)
Ст.28 (п.1 о самостоятельности МАДОУ в осуществлении образовательной деятельности., п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».),
Ст.12п.5 («Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»)
Ст.42п.2 (о психолого-педагогической помощи и проведении логопедических и компенсирующих занятий),
Ст. 47 О правовом статусе педагогических работников,
Ст 64 О дошкольном Образовании
Ст.79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья п.1-5
Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в соответствии с письмом Минобрнауки России от 21.10.2010 № 03-248,
Приказ Управления по образованию городского округа Химки № 307/1-О от 16.11.2010,с п.21
Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)
-- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10
- Устав ДОУ и локальные акты
- социальный заказ:
- Заказ современного государства.
- Микросоциальный заказ школ.
- Приоритетные задачи района в дошкольном образовании
- возможности Учреждения
- запросы родителей (законных представителей) воспитанников
Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».
Непосредственно образовательная деятельность проводится согласно учебному плану, учебному календарному графику, расписанию НОД на неделю и режиму дня для каждой возрастной группы (СанПиН 2.4.1.2660-10)
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы:
1. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
2. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-грамматическим темам «Зима» и «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР— М.: Гном-пресс, 1998.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей
(4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
8. Лексика + Грамматика =…: пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет в 2 ч./Пятница Т.В. – 9-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2014.
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
10. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
11. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей и подготовительной группах детского сада для детей с ОНР»; СПб, «Детство-Пресс», 2006г.
12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
13. «По секрету всему свету расскажу…»: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Т.В.Пятница, Т.И.Прончак. – 3-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2014
14. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6, 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2005
15. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет, Дневник воспитателя логопедической группы. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста". Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М.: Альфа, 1993.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.
20. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III период обучения/ С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.
3.5. Перечень литературных источников:
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Г.Р.Шашкина Логопедическая работа с детьми с ОНР. – М.:ТЦ Сфера,2006.
3. Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи/ под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
4. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. ЛалаеваР.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - С-П., 1999.
6. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая, подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.
7. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: «Профессиональное образование», 1993.
8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002.
10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В., М.: Творческий центр, 2007.
12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения и второй год обучения. – М.: «Альфа», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 5 - 6 летнего возраста Срок реализации программы – 2 года. Содержит перспективное планирование коррекционно работы с детьми 2 и 3 уровня недоразвития речи. Отражена р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...