Доклад «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
Доклад
«Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
Подготовила
воспитатель МАДОУ д/с № 22
Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна
высшая квалификационная категории
Г.о. Балашиха,
2020г.
«Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».
Все это может дать ребёнку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. В детском саду мы опираемся на здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Задачи:
- воздействовать на активные точки с помощью массажного мяча.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников; - развивать сложные координированные движения руки.
- развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;
- регулирует силу и точность движений;
- развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);
- активизирует непроизвольное внимание;
- развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
− улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Медико-профилактические:
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
- закаливание;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
Физкультурно–оздоровительные технологии:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
- Физкультурные занятия.
- Фитболгимнастика,
- Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия
- Коммуникативные игры
- Серия образовательной деятельности «Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Фонетическая ритмика
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Ребёнок интенсивно растёт и развивается, активные движения для него являются жизненно необходимыми. Поэтому, основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологической потребности ребёнка в движении. В этом возрасте детей привлекают интересные яркие необычные игрушки и предметы.
Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Здоровый ребёнок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
Поэтому для двигательной активности можно и нужно использовать не только обычные спортивные предметы (мячи, скакалки, обручи), но и нетрадиционные пособия.
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Использование нетрадиционного оборудования даёт возможность максимально разнообразить двигательную деятельность, содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят. Эстетические свойства пособий дают возможность создавать новые упражнения или придавать знакомым играм дополнительное содержание. Дети могут самостоятельно раскладывать, переносить, комбинировать предлагаемые пособия.
С каждым годом увеличивается количество детей с выявленным плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Предупреждение и устранение нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата должны находиться в центре внимания родителей и педагогов.
Например, массажный коврик, разработанный врачами-ортопедами, специально предназначен для лечения и профилактики плоскостопия. Действие массажных элементов коврика (жесткий сводоудерживающий элемент в виде неровностей) позволяет стопе восстановить физиологическое положение, даже после нагрузок. Массажный коврик состоит из подложки и декоративных камней (сделанный своими руками) или из отдельных пластин, которые собираются как пазлы. Можно составить общую длинную дорожку или индивидуальные площадки - «домики». Очень полезным было бы иметь такой коврик не только в каждой группе детского сада, но и дома.
Такие пособия как массажные кольца, ролики, мячики различных цветов и диаметров служат для разработки движений пальцев стопы и кисти. Игольчатая поверхность воздействует на подлежащие ткани, что увеличивает микроциркуляцию в них. Также, для развития чувства равновесия, координации движений можно использовать массажные «Иглбол».
Иглбол – медицинский массажный мяч, предназначенный для проведения массажа и лечебной гимнастики.
Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод само оздоровления, путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их многообразие, и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно. Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.
Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.
Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие. В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты. Конечно «иглбол» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует. Мы используем массажный мяч во время занятий как физкультминутку, используем его на гимнастике после сна, как массаж ног.
Приёмы работы с массажными мячами.
- Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
- Поглаживание мяча (жалеть мяч);
- Вращение мяча на полу, как юлу;
- Подбрасывание мяча и ловля;
- Вращение мяча пальцами рук на весу;
- Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
- «Лепить мячик» - как из пластилина;
- Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
- Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
- Катать мяч по руке;
- Катать мяч по ноге;
- Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
- Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
- Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд.
Так же упражнения могут сопровождаться тихой спокойной музыкой или стихотворением, которое не только помогает выполнять упражнение, но и развивает речь и память у детей дошкольного возраста.
«Мячик»
Я мячом круги катаю,
Назад- вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
(движения соответствуют тексту)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...
Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"...
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрываются вопросы воспитания детей дошкольного возраста посредством интерактивного праздника, который способствует не только социально-эмоциональному развитию дошкольника, но и выступает в...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.
В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...
Игры для детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования - нудлов (гибкие палки)
Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в игровой форме с использованием нудлов. Новизна программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи игр и иг...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному искусству
Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо...