Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
материал
Консультация для воспитателей
на тему:
«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kdv_19-20_razvitie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza_u_doshkolnikov.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Подготовил:
учитель-логопед
Зубкова Ольга Анатольевна
первая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Цель: Повышать педагогическую компетентность воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализа и синтеза.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука».
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Одновременно с развитием фонематического восприятия у детей происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к обучению грамоте два этапа:
- на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
- на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
На какие две группы делятся звуки русского языка? Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : - [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Обучение в группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте. Основная задача подготовительного этапа - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что поможет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). Основная задача - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
В подготовительной группе навыки звукового анализа и синтеза слов совершенствуются, дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки). Основная задача - анализ и синтез слов и предложений разной конструкции.
Приступая к играм и упражнениям по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа.
- Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова;
- определение первого звука;
- определение последнего звука;
- установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
- анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК;
- выделение ударных гласных из положения после согласных (дом);
- анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ;
- полный звуковой анализ слова;
- деление слов на слоги.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
- с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
- слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, кот);
- слова из двух открытых слогов (ваза, сани);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
- слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"
В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Семинар - практикум для воспитателей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Повышение педагогической компетентности воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста....
"Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"
Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализ...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так...