Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте, затрудняют их решение. В связи с этим, в нашем ДОУ, в рамках логопункта, разработана система координации всех участников педагогического процесса. Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов

В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте,  затрудняют их решение.

В связи с этим, в нашем ДОУ, в рамках логопункта, разработана система координации всех участников педагогического процесса.

Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

Выделены  основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей с речевыми нарушениями, обследование физического развития и музыкальных способностей.

Заполнение индивидуальных карт развития детей.

Организация и проведение ПМП консилиума.

Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.

Осуществление логопедического мониторинга.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.

Заключительный

Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ.

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов.

 

В своей работе на логопункте взаимодействую с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем.

Основное мое взаимодействие в плане коррекции речевых нарушений осуществляется с воспитателем. 

При организации совместной коррекционно-развивающей деятельности прослеживаются приоритные направления в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Приоритеты логопеда

Приоритеты воспитателя

Коррекция звукопроизношения

Осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности через различные дидактические, подвижные игры для развития речи.

Развитие связной речи

Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Развитие артикуляционного аппарата.

Выработка правильного речевого выдоха

Проведение артикуляционных упражнений. Включение комплексов дыхательных упражнений   в режимные моменты.

Формирование лексико-грамматических категорий

Включение игровых упражнений на занятиях по развитию речи.

Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей через  «Экран звукопроизношения».

С целью осуществления постоянной и непрерывной коррекции речевых нарушений  ведутся тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания по индивидуальной работе в тетради,  воспитатель строит свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка.

Для эффективной корекционно-развивающей работы:

  • Разработано перспективное планирование совместной работы учителя – логопеда и воспитателей
  • Подобраны рекомендации с практическим материалом по различным направлениям коррекционной работы.

Наиболее удачной формой взаимодействия логопеда и воспитателей стали мастер – классы по различным направлениям коррекционной работы.

Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы. 

Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:

  • Развитие познавательной сферы
  • Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность)

       

      В начале учебного года разрабатывается перспективное планирование совместной деятельности учителя-логопеда и психолога. 

При проведении занятий мною в коррекционную работу также включаются игровые упражнения по развитию внимания, восприятия, внимания, мышления.

 У детей имеющих речевые нарушения наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.

  Для координации нашей работы в начале учебного года мы разрабатываем циклограмму и перспективный план игр по профилактике данных нарушений.

Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает эти игры.  

С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны) мною совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика. Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:

  • хороводы,
  •  игры с пением,
  • шумовые оркестры.
  • Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
  • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
  • распевки,  на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
  • этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Совместно с музыкальным руководителем нами создана картотека музыкальных игр с речевым сопровождением.

Ежемесячно мы координируем свою работу, выбирая лексический и дидактический материал.

Таким образом, правильное планирование помогает обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей, что способствует более эффективному и быстрому закреплению усвоенных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг нарушений речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Хочется поделиться с коллегами удобным и доступным видом мониторинга для детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Представлена система параметров оценки речевых и неречевых функций, таб...

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекции нарушений речи дошкольников

Современные подходы в образовательном процессе предполагают использование  новых методов обучения, позволяющих в полной сформировать ключевые компетентности дошкольников, то есть умение исп...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

В данном материале излагается коррекция нарушений речи детей в условиях логопункта....

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Коррекция нарушений речи в ДОУ в  усовиях логопункта...