Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_narusheniya_rechi_doshkolnikov_v_usloviyah_vzaimodeystviya_pedagogov.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов
В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте, затрудняют их решение.
В связи с этим, в нашем ДОУ, в рамках логопункта, разработана система координации всех участников педагогического процесса.
Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей с речевыми нарушениями, обследование физического развития и музыкальных способностей. Заполнение индивидуальных карт развития детей. Организация и проведение ПМП консилиума. | Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ. Осуществление логопедического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. | Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей. |
Заключительный | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов. |
В своей работе на логопункте взаимодействую с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем.
Основное мое взаимодействие в плане коррекции речевых нарушений осуществляется с воспитателем.
При организации совместной коррекционно-развивающей деятельности прослеживаются приоритные направления в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Приоритеты логопеда | Приоритеты воспитателя |
Коррекция звукопроизношения | Осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков |
Развитие фонематического слуха | Развитие фонематического слуха на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности через различные дидактические, подвижные игры для развития речи. |
Развитие связной речи | Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. |
Развитие артикуляционного аппарата. Выработка правильного речевого выдоха | Проведение артикуляционных упражнений. Включение комплексов дыхательных упражнений в режимные моменты. |
Формирование лексико-грамматических категорий | Включение игровых упражнений на занятиях по развитию речи. |
Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей через «Экран звукопроизношения».
С целью осуществления постоянной и непрерывной коррекции речевых нарушений ведутся тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания по индивидуальной работе в тетради, воспитатель строит свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка.
Для эффективной корекционно-развивающей работы:
- Разработано перспективное планирование совместной работы учителя – логопеда и воспитателей
- Подобраны рекомендации с практическим материалом по различным направлениям коррекционной работы.
Наиболее удачной формой взаимодействия логопеда и воспитателей стали мастер – классы по различным направлениям коррекционной работы.
Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.
Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:
- Развитие познавательной сферы
- Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы
- Развитие коммуникативных навыков
- Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность)
В начале учебного года разрабатывается перспективное планирование совместной деятельности учителя-логопеда и психолога.
При проведении занятий мною в коррекционную работу также включаются игровые упражнения по развитию внимания, восприятия, внимания, мышления.
У детей имеющих речевые нарушения наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.
Для координации нашей работы в начале учебного года мы разрабатываем циклограмму и перспективный план игр по профилактике данных нарушений.
Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает эти игры.
С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны) мною совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика. Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:
- хороводы,
- игры с пением,
- шумовые оркестры.
- Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
- распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
- этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Совместно с музыкальным руководителем нами создана картотека музыкальных игр с речевым сопровождением.
Ежемесячно мы координируем свою работу, выбирая лексический и дидактический материал.
Таким образом, правильное планирование помогает обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей, что способствует более эффективному и быстрому закреплению усвоенных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг нарушений речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Хочется поделиться с коллегами удобным и доступным видом мониторинга для детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Представлена система параметров оценки речевых и неречевых функций, таб...
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекции нарушений речи дошкольников
Современные подходы в образовательном процессе предполагают использование новых методов обучения, позволяющих в полной сформировать ключевые компетентности дошкольников, то есть умение исп...
«Использование логопедического массажа в коррекциии проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Логопедический проект...
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
В данном материале излагается коррекция нарушений речи детей в условиях логопункта....
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
Коррекция нарушений речи в ДОУ в усовиях логопункта...