Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекции нарушений речи дошкольников
статья по коррекционной педагогике по теме
Современные подходы в образовательном процессе предполагают использование новых методов обучения, позволяющих в полной сформировать ключевые компетентности дошкольников, то есть умение использовать набор теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач.
В условиях информационного общества информационно-коммуникационные технологии (ИТК) стали необходимой составляющей образовательного процесса как в высших и средних общеобразовательных учреждениях, так и в системе дошкольного образования. Компьютер – это не только самый современный инструмент для обработки информации, но и мощное техническое средство обучения с огромными дидактическими возможностями, как в общем развитии дошкольников, так и коррекции нарушений речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno-kommunikatsionnyh_tehnologiy.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Шайдуллина Расила Галимзяновна
воспитатель логопедической группы МБДОУ №40
город Нижнекамск
Современные подходы в образовательном процессе предполагают использование новых методов обучения, позволяющих в полной сформировать ключевые компетентности дошкольников, то есть умение использовать набор теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач.
В условиях информационного общества информационно-коммуникационные технологии (ИТК) стали необходимой составляющей образовательного процесса как в высших и средних общеобразовательных учреждениях, так и в системе дошкольного образования. Компьютер – это не только самый современный инструмент для обработки информации, но и мощное техническое средство обучения с огромными дидактическими возможностями, как в общем развитии дошкольников, так и коррекции нарушений речи.
Во многих дошкольных, начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждениях сейчас есть интерактивное оборудование: интерактивные доски, проекторы, компьютеры, документ-камеры, оборудованный компьютерные кабинеты.
Компания Panasonic на базе нашего детского сада организовала обучение по работе с интерактивной доской Panaboard с привлечением своих специалистов. Теперь каждый педагог не менее одного раза в неделю имеет возможность проводить фронтальные, подгрупповые или индивидуальные НОД в компьютерном кабинете с использованием интерактивного оборудования.
Интерактивное оборудование в образовательном процессе я использую с 2009 года. Электронную наглядную информацию разрабатываю самостоятельно при помощи общепринятого пакета Microsoft Office (чаще всего это электронные презентации Power Point) или специализированные программные обеспечения для интерактивной доски (elite Panaboard book), (Easiteach Next Generation).
Интерактивная доска в процессе обучения используется в работе с детьми, родителями и педагогами в разных вариантах и на всех этапах процесса диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений:
- как обычная доска ее можно использовать для рисования электронной ручкой;
- как демонстрационный экран – ее можно использовать для любой презентации, показа иллюстраций, фотографий, видеофильмов;
- как сенсорный монитор для подключенного ПК, где движения электронной ручки по экрану доски равносильны движению мышью по экрану монитора.
Во всех вариантах обеспечивается принцип наглядности.
Использование анимированных картинок, совмещающих звук и движение, позволяют значительно увеличить период работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развить интерес к процессу коррекции, сформировать навыки самооценки и самоконтроля.
Для сферы обучения принципиально новой в работе с электронной наглядностью является интерактивность мультимедиа, то есть незамедлительная обратная связь между пользователем (ребенком, педагогом) и информацией, с которой взаимодействует ребенок или педагог при помощи интерактивной доски или ноутбука.
Однако с появлением возможности использовать информационные технологии возник вопрос качества их использования: оно должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Чтоб воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект, целесообразно их использование в комплексе с традиционными формами обучения (стандартным наглядным материалом, реальными объектами и др.), которые стимулируют полноценное сенсорное развитие.
Ёще одним важным моментом целью здоровьесбережения дошкольников является соблюдение Гигиенических требований к ПЭВМ и организации работы, и Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10). Кроме того, имеется опасность, связанная с ранним приобщением ребенка к компьютерной игре: пока не сформировался образ реального мира, как основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может негативно отразиться на его психофизическом здоровье.
Я выделяю три направляющие, на которых держится качественное интерактивное НОД: техническое оснащение, электронные образовательные ресурсы и ИТК – компетентность воспитателя.
Надо отметить, что техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса: на сегодняшний день отсутствует рекомендованные МОиН электронные образовательные ресурсы не только по коррекции нарушений речи, но и по дошкольному воспитанию в целом.
Поэтому педагоги не всегда готовы применять все имеющиеся интерактивные возможности в обучении. Это связано с тем, что подготовка к занятию в компьютерном кабинете занимает много времени: поиск цифровых электронных объектов, обработка иллюстраций, видео, графика, создание слайдов. Это достаточно трудоемкий процесс, но он оправдан: компьютерные технологии позволяют легко создать коллекцию электронных образовательных ресурсов, постоянно обновлять их и использовать в любое время, что намного облегчает работу педагогов в дальнейшем.
В связи с этим у нас назрела необходимость разработки проекта по коррекции нарушений речи с использованием информационно-коммуникационных технологий. С этой целью педагогам необходимо освоить не только специальное программное обеспечение для интерактивного оборудования и его основные возможности, но и методику их применения, а так же научиться определять и подбирать необходимые ресурсы, которые могут помочь в коррекционной работе. Чтоб освоить новые технологии в течении всего учебного года проводились семинары-практикумы, мастер-классы, открытые просмотры с привлечением педагогов, хорошо владеющих ИТК- компетентностью.
Надо отметить, что внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс требует больших финансовых затрат. Однако в современных условиях их применение как нового способа передачи знаний возможно и необходимо для усиления адаптивности системы образования к особенностям развития детей с речевой патологией, повышения качества коррекционной работы и обеспечения необходимого социального эффекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- Москва. «Народное образование», 1998.
2. Бабинский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997.
3. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...
Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...
Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...