"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"
статья по логопедии по теме

Гончарова Елена Николаевна

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению, чем обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной речи у детей с ОНР. Для этого целесообразно использовать народные сказки, как средство формирования речемыслительной деятельности детей с ОНР, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

 «Формирование речемыслительной деятельности дошкольников  старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок»

Подготовила

учитель-логопед МДОУ № 2

Гончарова Елена Николаевна

г. Оленегорск

Сказки уникальны не только как литературный жанр,

но и как произведение, которое полностью понятно ребенку,

 как никакая другая форма искусства. 

Вайолет Оклендер

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком в дошкольный период являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. [2]

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению, чем обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной речи у детей с ОНР. [1]

Для этого целесообразно использовать народные сказки, как средство формирования речемыслительной деятельности детей с ОНР, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Мной разработана система коррекционно-развивающих занятий, конспекты занятий (приложение) для старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. по развитию связной речи с использованием народной сказки.

В основу системы положены следующие принципы:

- принцип единства диагностики и коррекции, наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов на различных этапах обучения и воспитания;  

- принцип динамического изучения (концепция Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития);

- принцип деятельностного подхода, определяющего построение обучения;

- принцип системности, позволяющий развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;

- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у детей с ОНР;

- принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных видов связных высказываний;

- общедидактические: наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуальный подход.

При выборе произведений учитывались следующие требования:

- произведения доступны по содержанию (знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков);

- четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичный сюжет;

- написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь.

Коррекционная работа структурно представляет собой три взаимосвязанных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель подготовительного этапа – формирование у старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. лексического и грамматического базисов связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений. Проводится подготовка к восприятию сюжетных картинок, предварительный разбор сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий. Используются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов: «Кто лучше запомнил», «Кто хитрее?», «Назови ласково», «Наоборот». В ходе занятий проводится разбор содержания текста по вопросам с опорой на серию сюжетных картинок, выделяются главные сюжетные моменты, дети упражняются в составлении фразовых ответов.

Цель основного этапа – знакомить старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. с закономерностями создания связного высказывания, развивать интерес к процессу составления текста. На данном этапе проводится последовательный разбор каждой картинки из серии. У детей формируются операции целенаправленного анализа наглядного содержания. Они учатся выделять действенную основу и существенные детали изображения, размещать картинки в нужном порядке. Также формируются навыки составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающие последовательность и взаимосвязь действий и причинно-следственных отношений, для этого используются игры «Живые слова», «Придумай загадку». Проводя игру «Живые слова» вызываю детей по количеству слов в предложении, и каждому говорю, каким словом он будет. Затем детям-«словам» предлагаю встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети как будь-то «читают» задуманное предложение. При последующем проведении игры используются такие приемы, как: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки; последовательное называние слов в предложении; составление предложений из разного количества слов.

Цель заключительного этапа – учить выделять правила построения внутреннего и внешнего планов текста. Обучение проводится по сериям сюжетных картинок. Используются следующие приемы:

- дети получают по одной картинке, и каждый пересказывает свой фрагмент сказки;

- детям предлагается самостоятельно разложить серию картинок и пересказать свой фрагмент сказки;

- дети самостоятельно раскладывают серию картинок и пересказывают по два фрагмента сказки;

- дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, затем педагог переворачивает несколько картинок и предлагает детям пересказать содержание сказки по памяти;

- дети рисуют иллюстрации к прочитанной сказке, а потом по ним пересказывают свой фрагмент сказки.

Также используются игры «Разложи и расскажи», «По порядку становись», игры-инсценировки, показ кукольного театра, пересказ по картинкам-схемам, фигурам заместителям.

Вашему вниманию представлен фрагмент системы коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи с использованием двух народных сказок.

Обучение по одной сказки проводились на двух коррекционно-развивающих занятиях. В структуру первого занятия входила: организационная часть, чтение сказки, разбор текста в вопросно-ответной форме, дидактические игры и упражнения, рефлексия. Структура второго занятия: организационная часть, чтение сказки с установкой на пересказ, пересказ сказки, анализ детских рассказов. Коррекционная работа осуществлялась последовательно и систематически.

При проведении занятий по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР учитывались следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала: от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу.

2. Постепенная активизация детей в ходе занятия;

3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успех и достижения с целью повышения речевой активности;

При выборе произведений учитывались следующие требования:

- произведения доступны по содержанию (знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков);

- четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичный сюжет; написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь.

Занятия проводились с использованием разнообразного раздаточного материала, что позволяло дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий.

Роль сказок в развитии правильной речи велика. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Мощь языкового творчества народа проявила себя в народных сказках. Простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы способствуют развитию связной речи детей. Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников с ОНР III ур.р.р.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / В. П. Глухов - М. : Астрель, 2010. - 351 с.

2. Глухов, В. П., Смирнова, М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. -2008. - № 3. - С. 13-23.

3. Кондрыкинская, Л. А. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников [Текст] / Л. А. Кондрыкинская, Т. Н. Вострухина. - М. : Сктипторий 2003, 2010. - 232 с.

4. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. - М. : Сфера, 2010. - 462 с.

Приложение

Система коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи с использованием народных сказок

Тема занятия

Задачи

Программное содержание

1

Рассказывание украинской народной сказки «Колосок»

- Познакомить детей с жанром устного народного творчества – сказкой.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Учить подбирать  противоположные по смыслу слова.

- Учить составлять предложение по заданным словам.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- Развивать внимание, память, мышление.

1. Организационный момент:

беседа «Что за чудо эти сказки».

2. Чтение сказки «Колосок» с демонстрацией иллюстраций.

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Смелые мышата».

5. Игра «Наоборот» - логопед называет словосочетания, делая паузы. Дети должны сказать пропущенное слово: «Петушок работает, а мышата… (бездельничают)» и т.д.

6. Игра «Живые слова» - логопед вызывает трех детей и каждому говорит по слову «колосок», «петушок», «нашел». Детям необходимо встать в таком порядке, чтобы получилось предложение: «Петушок нашел колосок». Игра продолжается с другими словами.

7. Игра «Разложи и расскажи» - логопед раскладывает перед детьми серию сюжетных картинок, одну картинку не помещает в ряд, а отдает кому-либо из детей, чтобы тот нашел ей нужное место. Ребенок объясняет, почему он положил картинку именно сюда. Игра повторяется несколько раз.

8. Рефлексия.

2

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить детей связно, последовательно пересказывать сказку с опорой на иллюстративный материал.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать интерес к народным

сказкам.

1. Организационный момент:

отгадывание загадок о персонажах сказки.

2. Чтение сказки «Колосок» с установкой на пересказ.

3. Игра «По порядку становись» - логопед предлагает детям взять по одной сюжетной картинке, внимательно их рассмотреть.  Затем дети встают по порядку развития сюжета сказки и пересказывают каждый свой фрагмент.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

3

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и Журавль»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных, образовывать новые слова с помощью суффиксов -еньк-,

-оньк-, -оват-,

 -ущ-, -ющ-, -енн-, -ейш-.

- Учить описывать объект по схеме, находить в нем существенные признаки, по описанию узнавать объект, аргументировать свой ответ.

- Учить детей пониманию значений пословиц.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать дружеское, внимательное отношение друг к другу.

1. Организационный момент:

отгадывание загадок о персонажах сказки.

2. Чтение сказки «Лиса и Журавль».

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Суп».

5. Игра «Кто лучше запомнил?» - сравнение персонажей сказки по внешнему виду, припомнить эпитеты, образные выражения: «У журавля какой клюв?  (Длинный клюв)», «Как называла лиса журавля? (Куманек, голубчик, дорогой)» и т.д.

6. Игра «Кто хитрее?» - образование новых прилагательных с помощью суффиксов -еньк-, -оньк-, -оват-,

-ущ-, -ющ-, -енн-, -ейш-: «лиса хитрая, то журавль еще… (хитрее) или… (хитрющий).

6. Игра «Придумай загадку» - придумывание загадок о персонажах сказки по схеме (цвет животного, части тела, размер, чем покрыто тело, чем питается, где живет).

http://www.photoshopmagazin.com/uploaded_files/23f2ff1bc2f140ad99749_ae4eace93d6a96fb73.jpg

http://open.az/uploads/posts/2011-12/1322852614_rewalls.com-49573.jpg

http://ololobr.ru/uploads/1312459267_okyn.jpghttp://rnns.ru/uploads/posts/2010-12/1291184099_1395042.jpg

http://img.tyt.by/n/01/1/pingvobwebaq.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2009-12/1261062421_74be7e042e84.jpg

7. Знакомство детей с пословицами: «Дружба крепнет правдой», «Как аукнется, так и откликнется».

8. Рефлексия.

4

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»

- Учить детей составлять пересказ близкий к тексту, развивая умение передавать диалог действующих лиц.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.

- Воспитывать интерес к народным сказкам.

1. Организационный момент – из какой сказки эта фраза: «С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь». («Лиса и Журавль»)

2. Чтение сказки «Лиса и Журавль» с установкой на пересказ.

3. Показ сказки «Лиса и Журавль» - детям предлагается рассказать сказку по ролям, проигрывая события с плоскостными изображениями героев на фланелеграфе.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

5

Рассказывание русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Ввести в активный словарь детей прилагательные «соломенный», «деревянный», «веревочный», «смоляной».    

- Развивать внимание, память, мышление.

1. Организационный момент: отгадывание загадок о персонажах сказки. Если дети правильно отгадывают, логопед показывает картинку с соответствующим изображением.

2. Чтение сказки «Бычок – смоляной бочок».

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Будь внимателен».

5. Игра «Доскажи словечко» - логопед предлагает детям вспомнить какой бычок получился у дедушки: «Взял дедушка солому, сделал бычку туловище. Получилось туловище соломенное. И голову бычку дедушка сделал тоже из соломы. Какая получилась голова? (Соломенная)» и т.д.

6. Игра «Живые слова» - логопед вызывает несколько детей и каждому говорит по слову «медведь», «бадью», «несет», «меда». Детям необходимо встать в таком порядке, чтобы получилось предложение: «Медведь несет бадью меда». Затем, по хлопку логопеда дети-слова разбегаются по группе. Остальным детям надо вспомнить и назвать, кто какое слово обозначает. Логопед опять хлопает в ладоши, дети-слова встают по порядку. Игра продолжается с другими словами.

7. Рефлексия.

 

6

Пересказ русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»

- Учить детей составлять пересказ близкий к тексту, развивая умение передавать диалог действующих лиц.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.

1. Организационный момент.

2. Чтение сказки «Бычок – смоляной бочок» с установкой на пересказ.

3. Игра «По порядку становись» - логопед  предлагает детям взять по две сюжетных картинке, внимательно их рассмотреть.  Затем дети встают по порядку развития сюжета сказки и пересказывают каждый свои фрагменты.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

7

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Учить подбирать из текста сказки наиболее подходящие по смыслу образные слова.

- Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.

1. Организационный момент: отгадывание загадок о персонажах сказки. 

2. Чтение сказки «Маша и медведь». Во время чтения дефектолог показывает сказку используя фигурки настольного театра.

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Маша и медведь».

5.  Игра «Назови ласково» - образование новых существительных уменьшительно- ласкательным значением: «Маша – (Машенька), пень – (пенек, пенечек) и т.д.»

6. Игра «Сказочные заплатки» - дети договаривают пропущенные в тексте сказки слова: «Жили-были… (дедушка) да… (бабушка). Была у них внучка… (Машенька)».

7. Рефлексия.

8

Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь»

- Учить детей составлять пересказ близко к тексту.

- Учить связно, последовательно пересказывать сказку с опорой на карточки схемы.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.

1. Организационный момент: отгадывание загадки про медведя.

2.  Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» с установкой на пересказ.

3. Игра «Расскажи сказку по схеме» - пересказ сказки с использованием карточек-схем. Логопед  предлагает детям взять по одной карточке, внимательно их рассмотреть.  Затем дети встают по порядку развития сюжета сказки и пересказывают каждый свой фрагмент.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

9

Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Учить находить объект по образному описанию. 

- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- Учить подбирать однокоренные слова.

- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.

1. Организационный момент: отгадывание загадок о персонажах сказки. 

2. Чтение сказки «Хвосты».

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Дикие животные».

5. Игра «Чей хвост?» - логопед дает описание хвоста животного, дети отгадывают о ком идет речь и выбирают необходимую картинку: «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой, вертит хвостом, любуется» и т.д.

6. Игра «Разложи и расскажи» - логопед предлагает ребенку серию сюжетных картинок. Одной картинки не хватает.  Ребенку надо разложить все картинки по ходу сюжета сказки. Выяснить, какой фрагмент отсутствует, и составить по нему рассказ. Игра повторяется несколько раз.

7. Игра «Какое слово не подходит?» - логопед предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему: «волк, волчий, волосы, волчонок» и т.д.

8. Рефлексия.

10

Пересказ русской народной сказки «Хвосты»

- Учить детей связно, последовательно пересказывать сказку по опорным картинкам.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать творческие способности; находить по образному описанию знакомые предметы.

1. Организационный момент.

2. Чтение русской народной сказки «Хвосты» с установкой на пересказ.

3. Игра «По порядку становись» - логопед раскладывает перед детьми серию сюжетных картинок, в которой пропущено несколько картинок. Детям необходимо сказать, какие фрагменты пропущены, аргументировать свой ответ, затем пересказать сказку.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

 

11

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей»

- Учить детей отгадывать загадки, выделяя существенные признаки объекта.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки.

- Учить пониманию значений пословиц.

- Учить описывать объект по схеме, находить в нем существенные признаки, по описанию узнавать объект, аргументировать свой ответ.

- Учить придумывать новый вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства.

- Развивать творческие способности, развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

1. Организационный момент: отгадывание загадок о персонажах сказки. 

2. Чтение сказки «Зимовье зверей» с демонстрацией иллюстраций.

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Дикие животные».

5. Игра «Придумай загадку» - ребенок выбирает картинку с изображением того персонажа сказки, про кого он будет придумывать загадку. Загадка составляется по схеме: цвет животного, части тела, размер, чем покрыто туловище, чем питается, где живет.

        

http://www.photoshopmagazin.com/uploaded_files/23f2ff1bc2f140ad99749_ae4eace93d6a96fb73.jpg

 

http://open.az/uploads/posts/2011-12/1322852614_rewalls.com-49573.jpg

http://sakhalife.ru/sites/default/files/story/2012/06/seno.jpg                 http://i54.beon.ru/70/94/1879470/2/61400202/slide0003_image0041.jpeg

http://i022.radikal.ru/1101/20/ebfd217ed86f.jpghttp://900igr.net/datas/eda/Eda-4.files/0001-001-Eda.jpg

http://www.artlib.ru/objects/gallery_428/artlib_gallery-214348-b.jpg

http://pekines.info/ipb/uploads/monthly_03_2013/post-2546-003320400%201363974192_thumb.jpg                     

6. Игра «Сказка на новый лад» - придумать новое продолжение сказки: «Звери пришли к деду с бабушкой с подарки».

7. Работа с пословицей.

8. Рефлексия.

12

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей»

- Учить детей связно, последовательно пересказывать сказку с помощью фигур заместителей.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

- Развивать творческие способности; находить по образному описанию знакомые предметы.

1. Организационный момент.

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» с установкой на пересказ.

3. Игра «Расскажи сказку» - пересказ сказки с помощью фигур заместителей. Логопед раскладывает перед детьми разноцветные круги и коричневый квадрат, затем вместе с детьми решают какой круг какого персонажа будет обозначать: бык – черный, свинья – розовый, петух – красный, гусь – светло-серый, баран – белый, медведь – коричневый, волк – темно-серый, лиса – оранжевый. Логопед уточняет, что обозначает коричневый квадрат (зимовье). Затем дети рассказывают сказку с помощью фигур заместителей.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.

13

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

- Учить детей отгадывать загадки.

- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки полным предложением.

- Учить самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки на заданную тему.

- Учить подбирать антонимы к заданным словам.

- Развивать внимание, мышление, память, творческие способности.

1. Организационный момент: отгадывание загадок о персонажах сказки. 

2. Чтение сказки «Снегурочка» с демонстрацией иллюстраций.

3. Ответы детей на вопросы по содержанию сказки.

4. Физкультминутка «Весна».

5. Игра «Слова наоборот» - логопед называет словосочетание и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, называет слово-антоним и возвращает мяч: «горе (радость)», «радоваться (горевать)» и т.д.

6. Игра «Разложи и расскажи» - логопед предлагает ребенку серию сюжетных картинок. Одной картинки не хватает.  Ребенку надо выяснить, какой фрагмент отсутствует, и составить по нему рассказ. Игра повторяется несколько

7. Игра «Вопрос - ответ» - логопед предлагает детям вспомнить сказку и ответить на вопросы: «Какой росла Снегурочка? (умная, ласковая, красивая, трудолюбивая)» и т.д.

8. Рефлексия.

14

Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

- Учить детей связно, последовательно пересказывать сказку, согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

- Учить рассказывать фрагмент сказки по выполненному рисунку.

1. Организационный момент – отгадывание загадки.

2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с установкой на пересказ.

3. Игра «Покажи сказку» - инсценировка сказки.

4. Игра «Нарисуй сказку» - по заранее подготовленным рисункам дети рассказывают фрагмент из сказки.

5. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"

" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...