"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"
статья по логопедии по теме
В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению, чем обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной речи у детей с ОНР. Для этого целесообразно использовать народные сказки, как средство формирования речемыслительной деятельности детей с ОНР, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
«Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок»
Подготовила
учитель-логопед МДОУ № 2
Гончарова Елена Николаевна
г. Оленегорск
Сказки уникальны не только как литературный жанр,
но и как произведение, которое полностью понятно ребенку,
как никакая другая форма искусства.
Вайолет Оклендер
В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком в дошкольный период являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. [2]
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению, чем обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной речи у детей с ОНР. [1]
Для этого целесообразно использовать народные сказки, как средство формирования речемыслительной деятельности детей с ОНР, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Мной разработана система коррекционно-развивающих занятий, конспекты занятий (приложение) для старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. по развитию связной речи с использованием народной сказки.
В основу системы положены следующие принципы:
- принцип единства диагностики и коррекции, наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов на различных этапах обучения и воспитания;
- принцип динамического изучения (концепция Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития);
- принцип деятельностного подхода, определяющего построение обучения;
- принцип системности, позволяющий развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у детей с ОНР;
- принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных видов связных высказываний;
- общедидактические: наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуальный подход.
При выборе произведений учитывались следующие требования:
- произведения доступны по содержанию (знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков);
- четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичный сюжет;
- написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь.
Коррекционная работа структурно представляет собой три взаимосвязанных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Цель подготовительного этапа – формирование у старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. лексического и грамматического базисов связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений. Проводится подготовка к восприятию сюжетных картинок, предварительный разбор сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий. Используются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов: «Кто лучше запомнил», «Кто хитрее?», «Назови ласково», «Наоборот». В ходе занятий проводится разбор содержания текста по вопросам с опорой на серию сюжетных картинок, выделяются главные сюжетные моменты, дети упражняются в составлении фразовых ответов.
Цель основного этапа – знакомить старших дошкольников с ОНР III ур.р.р. с закономерностями создания связного высказывания, развивать интерес к процессу составления текста. На данном этапе проводится последовательный разбор каждой картинки из серии. У детей формируются операции целенаправленного анализа наглядного содержания. Они учатся выделять действенную основу и существенные детали изображения, размещать картинки в нужном порядке. Также формируются навыки составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающие последовательность и взаимосвязь действий и причинно-следственных отношений, для этого используются игры «Живые слова», «Придумай загадку». Проводя игру «Живые слова» вызываю детей по количеству слов в предложении, и каждому говорю, каким словом он будет. Затем детям-«словам» предлагаю встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети как будь-то «читают» задуманное предложение. При последующем проведении игры используются такие приемы, как: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки; последовательное называние слов в предложении; составление предложений из разного количества слов.
Цель заключительного этапа – учить выделять правила построения внутреннего и внешнего планов текста. Обучение проводится по сериям сюжетных картинок. Используются следующие приемы:
- дети получают по одной картинке, и каждый пересказывает свой фрагмент сказки;
- детям предлагается самостоятельно разложить серию картинок и пересказать свой фрагмент сказки;
- дети самостоятельно раскладывают серию картинок и пересказывают по два фрагмента сказки;
- дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, затем педагог переворачивает несколько картинок и предлагает детям пересказать содержание сказки по памяти;
- дети рисуют иллюстрации к прочитанной сказке, а потом по ним пересказывают свой фрагмент сказки.
Также используются игры «Разложи и расскажи», «По порядку становись», игры-инсценировки, показ кукольного театра, пересказ по картинкам-схемам, фигурам заместителям.
Вашему вниманию представлен фрагмент системы коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи с использованием двух народных сказок.
Обучение по одной сказки проводились на двух коррекционно-развивающих занятиях. В структуру первого занятия входила: организационная часть, чтение сказки, разбор текста в вопросно-ответной форме, дидактические игры и упражнения, рефлексия. Структура второго занятия: организационная часть, чтение сказки с установкой на пересказ, пересказ сказки, анализ детских рассказов. Коррекционная работа осуществлялась последовательно и систематически.
При проведении занятий по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР учитывались следующие методические принципы:
1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала: от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу.
2. Постепенная активизация детей в ходе занятия;
3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успех и достижения с целью повышения речевой активности;
При выборе произведений учитывались следующие требования:
- произведения доступны по содержанию (знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков);
- четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичный сюжет; написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь.
Занятия проводились с использованием разнообразного раздаточного материала, что позволяло дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий.
Роль сказок в развитии правильной речи велика. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Мощь языкового творчества народа проявила себя в народных сказках. Простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы способствуют развитию связной речи детей. Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников с ОНР III ур.р.р.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / В. П. Глухов - М. : Астрель, 2010. - 351 с.
2. Глухов, В. П., Смирнова, М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. -2008. - № 3. - С. 13-23.
3. Кондрыкинская, Л. А. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников [Текст] / Л. А. Кондрыкинская, Т. Н. Вострухина. - М. : Сктипторий 2003, 2010. - 232 с.
4. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. - М. : Сфера, 2010. - 462 с.
Приложение
Система коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи с использованием народных сказок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"
" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД по заучиванию стихотворений....
Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок
Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....