Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дефектологи, учителя – логопеды, работающие с детьми подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент воспитанников с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной технологии в учебном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад для семинара «Инновационная деятельность специалистов доу с детьми с овз»
Учителя-логопеда Маркиной О.В.
Тема «Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ».
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения.
Коррекционно – развивающая и воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать инновационные технологии в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий.
Занятия с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е.П. Синева, О.И. Кукушкина, А.Ю. Исаков и др.
Дефектологи, учителя – логопеды, работающие с детьми подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент воспитанников с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной технологии в учебном процессе.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ. Мною были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие учебные программы: «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры, «Я пишу грамотно» и др.
Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, поскольку основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.
Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми.
Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л.Н. Ефименковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода к фонемному письму.
Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корректировать речевые нарушения.
Вот некоторые задания данной программы:
- определи, на что похожа буква;
- выдели цветом букву среди абстрактного рисунка
- отгадай загадку — запиши отгадку;
- собери из букв заданное слово, фразу;
- вставь недостающую букву в слово и др.
1. Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. На каждом логопедическом занятии можно проводить для учеников зрительную гимнастику. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.
Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. В таблице - океане плавает рыбка. При каждом щелчке мыши по ячейке таблицы, рыбка переплывает на другой слог, в результате чего получается слово. Ученик читает полученное слово.
2.
На этапе развития звукового анализа и синтеза проверка навыков проводится с помощью тренажера «Подбери звуковую схему к картинке». Ученик находит верную схему, щелкает по ней и персонажи мультфильмов оценивают его работу.
3.С помощью программы «Игры для Тигры» решаются следующие задачи:
- развитие речевого дыхания;
- коррекция и развитие фонематических процессов;
- развитие основных речевых навыков;
- формирование словаря;
- коррекция грамматического строя речи.
4. Ещё один важный аспект коррекционно – образовательного процесса – игровой. При прохождении темы «Родственные слова» дети знакомятся со сказочными персонажами, которые помогают им в словообразовании, дают задания и оценивают результат.
5. Следующий, не менее важный аспект коррекционно – образовательного процесса – информационный. При прохождении предлогов можно подобрать интересный материал на ориентировку в пространстве, интересную информацию о том или ином предмете, обобщение и проверку знаний по нахождению предметов.
Преимущества занятий :
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
• Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Из 40 минут логопедического занятия в соответствии с гигиеническими требованиями к безопасному использованию компьютерных средств обучения мы можем использовать всего 10-15 минут на работу с компьютером, а все остальное – живое слово, живое человеческое общение.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.
Таким образом, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных технологий: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы с детьми с ОВЗ – индивидуальный подход.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения.
Коррекционно – развивающая и воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ
Занятия с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ.
Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми.
З адания данной программы: -определи, на что похожа буква; - выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; -отгадай загадку — запиши отгадку; -собери из букв заданное слово, фразу; -вставь недостающую букву в слово и др.
Задачи: - развитие речевого дыхания; - коррекция и развитие фонематических процессов; - развитие основных речевых навыков; - формирование словаря; - коррекция грамматического строя речи.
Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста
Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.
Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...
«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж являет...
"Использование инновационных технологии в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Описание опыта работы ДОУ"Использование инновационных технологии вработе с детьми по изучению ПДДв условия реализации ФГОС"...