"Пальцы помогают говорить".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Останина Альбина Мунировна

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._paltsy_pomogayut_govorit.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Поэтому перед нами стоит непростая задача – развивать мелкую моторику ребёнка.

Определяя содержание развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста, мы опираемся на традиционные технологии (пальчиковые игры с речевым сопровождением) и нетрадиционные авторские технологии (сопряженная гимнастика, Су-Джок терапия).

Пальчиковые игры с речевым сопровождением

Основные задачи пальчиковой гимнастики:

  • Снять усталость и напряжение;
  • Ввести эмоциональный заряд;
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику;
  • Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Очень важно системно тренировать детские пальчики, поэтому проводим пальчиковую гимнастику ежедневно в свободное время утром, за 3-5 минут до обеда, после сна, превращая её в игру. Например:

«С пробужденьем, ручки»

Ручки мы к груди поднимем,                           Ну-ка, поиграем с ними.                     Потрясём получше                                С пробужденьем, ручки!

«Просыпайтесь, пальчики»

Сделаем подсолнухи,                                          Из ладошек солнышки.                          

Каждый пальчик тянем,                           Пусть светлее станет!

Поднять руки перед грудью и трясти в воздухе кистями рук.

Активно трут ладошки друг  о друга до ощущения сильного тепла и покраснения.

Правой рукой вытягивать каждый пальчик, начиная с большого на левой руке, затем на правой руке.

При проведении первых пальчиковых игр соблюдаю некоторые правила:

  • стихотворный текст читаю или рассказываю медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движение;
  • по мере освоения движения  меняю темп (можно даже показывать в нарочито ускоренном – и поэтому «смешном для детей темпе);
  • упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами;
  • тексты пальчиковых игр не только декламирую, но и пою на хорошо знакомую детям мелодию;
  • новые игры ввожу постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но по прошествии некоторого времени возвращаюсь к ней);
  • слежу за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Помогаю детям принять необходимую позу руки или разрешаю самим помочь себе второй рукой.

Упражнения по развитию мелкой моторики, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы.

Предлагаю вашему вниманию планирование пальчиковой гимнастики на октябрь месяц.

Комплекс пальчиковой гимнастики на Октябрь

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон

Кислым соком брызжет он,

В чай его   положим.                                               Вместе с жёлтой кожей.         

Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.

Пальцы резко разводим в стороны. Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и» опускаем лимон в чай».

Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –                       «помешиваем чай».

«Деревья»

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Ребёнок катает колючий мяч ладонями, приговаривая:

Можно на каждый ударный слог выполнить упражнение «Пальчики здороваются» поочерёдно каждой рукой или двумя руками.

«Грибы»

Красный-красный мухомор-  

Белых крапинок узор                                                   Ты красивый, но не рвём!

И в корзинку не берём!          

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.                                                 Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».

Погрозили пальчиком.

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

«Игрушки»                                                          

Есть у нас игрушка:                                            Это – погремушка,                                                     Это – толстый мишка,                                               Это – чудо-книжка,                                               Это – неваляшка,                                        

  Это – кукла Машка!                                                      Раз, два, три, четыре, пять,                                          Будем снова проверять!

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы поочерёдно.

Хлопают в ладоши.

Сопряженная гимнастика

Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребёнка, а также положительному воздействию на эмоциональную сферу ребёнка.

Такую гимнастику рекомендуется проводить, занимаясь с детьми второй год  или во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульчиках, стоя в кругу или парами ит.д.). Использую  её как психогимнастику или разминку.

Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений по сопряжённой гимнастики для пальцев и языка.

«Цветок»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Вырос  высокий цветок на поляне

Руки поднять вверх, ладони прижать одна к другой. Слегка развести руки и округлить пальцы

Язык вытянуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепестки

Развести ладони. Выполнить ритмическое движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз).

Рот широко открыть - закрыть

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык вытянуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Кукушка»

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Летела кукушка мимо сада

Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев.

Выполнять движения языком вверх – вниз. Вверх – вниз.

Поклевала

Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью правой ладони.

Выполнять движение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза.

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить.

Выполнять движение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза.

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв»

Округлить губы. Как при произнесении звука «О», закрыть рот.

Разжимай один кулак

Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочерёдно разжимать и сжимать их.

Поочередно надувать щёки.

Су –Джок терапия

Одной из нетрадиционных технологий, используемых нами и  обеспечивающих развитие мелкой моторики ребенка, является Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа), В исследованиях южнокорейского профессора Пак Чже By, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека).

Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. При работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поскольку все тело человека проецируется на кисть, а также на каждый палец кисти, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Например:

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

Эту уникальную возможность мы адаптировали в работе с дошкольниками. Для чего использовали пока один  раздел Су - Джок терапии: ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком.

Методика работы по проведению профилактического ручного массажа пальцев и кистей массажным шариком:

         Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Самомассаж сопровождается стихотворным текстом, подобранным нами в соответствии с лексической темой. Например, по теме «Игрушки»:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи

(дети катают мячик между ладонями)

(массажные движения большого пальца)

(массажные движения указательного пальца)

(массажные движения среднего пальца)

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

(дети катают мячик между ладонями).

Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, универсальность и доступность метода.

Ежедневное применение  пальчиковой гимнастики, сопряженной гимнастики, Су - Джок терапии наряду с развитием мелкой моторики, также  формирует все психические процессы, развивается положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, повышается мотивация, что, на наш взгляд, является очень важным.

Список использованной литературы:

 1. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук

 2. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом

 3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

 4. Крупенчук О.И Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

 5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

 6. Узорова О.В.Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...