" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"
консультация на тему

Дворецкова Татьяна Васильевна

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.Даны простые советы родителям, как развивать пальчики,какие игры играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл связь движений пальцев рук и речи19.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Консультация для родителей.

                     Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.

При освоении устной речи участвуют артикуляционные органы-губы, язык, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи еще и глаза, рука, пальцы пишущей руки. Пальцы руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие устной речи.                              Движения пальцев руки исторически, в ходе развития человечества  оказались точно связанными с речевой функцией.                                                                                                                                                                  Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отличают большое стимулирующее влияние функции руки.                                                                                                                                                               Ход развития речи ребенка таков – сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем  появляется артикуляция слогов. Все  последующее совершенствование речевых реакций стоит   в прямой  зависимости от степени тренировки движений пальцев. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие  речевой функции. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Было   доказано: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ,то и развитие речи тоже в пределах нормы; если же развитие пальцев  отстает- отстает и развитие речи. Следовательно, при подготовке ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.       Работу по тренировке пальцев рук  можно начинать с детьми уже с 6-7 месячного возраста. Приемы могут быть  самыми различными (поглаживание кисти, пальцев, сгибания и разгибание пальчиков) ,важно чтобы вовлекалось  в движение больше пальцев и чтобы эти  движения были достаточно энергичными.                                                                                                                                                 Ежедневные упражнения по тренировке движений пальцев рук положительно влияет на развитие речи и решает ряд других задач, таких как:
-улучшить координацию движений пальчиков,
-научить счету
- научить выражать свои чувства,
-усовершенствовать пластику движений.
А так же это просто чудесный способ поднять настроение Вашему малышу
 .                                                                  Уроки мелкой моторики руки для самых маленьких.

“Игрушка-шнуровка” очень заинтересовывает малышей и отлично тренирует пальчики.

“Аппликации” если ребёнок ещё мал и не имеет навыков работы с ножницами, то взрослые могут помочь вырезать детали к вашей задумке.

“Лепка из пластилина” для примера: можно с детьми вылепить различных животных (мышка, медвежонок ,зайчик, лисичка)Если малыш младшего дошкольного возраста, тогда родители помогают детям. Но постарайтесь, чтобы ребёнок участвовал в работе. Если дети старшего дошкольного возраста, то они с этим заданием могут справиться самостоятельно.

“Картина из крупы”. Пример: ”Божья коровка”
Нужны: пшено, зёрнышки от арбуза (можно заменить семечками подсолнуха), краски или карандаши, клей ПВА и кисточка к нему, тёмного цвета шерстяные нитки.

                 Как делать:

  • нарисовать божью коровку (заготовка делается взрослыми);
  • раскрасить крылышки “Божьей коровки”, а потом оставить рисунок высыхать.;
  • намазать клеем голову “Божьей коровки” и присыпать её хорошенько пшеном. Когда немного подсохнет – перевернуть рисунок и стряхнуть на газетку лишние крупинки;
  • намазать тоненькой кисточкой пунктирными линиями на усиках, лапках “Божьей коровки” и приклеить туда ниточки – усики и лапки станут как живые. Это немного сложная работа – взрослые помогите ребёнку;
  • для того чтобы ”Божья коровка” стала как живая нужно сделать пятнышки на спинке. Для этого приклейте на крылышки зёрнышки от арбуза и разделите чёрным карандашом крылышки, чтоб их стало 2.

”Божья коровка” готова. Не забудьте похвалить ребёнка.
   “Обведи рисунок по пунктирным линиям”. Малыш должен уметь проводить прямые и волнистые линии по контуру.

“Продолжи линию по контуру”. Ребёнок должен уметь проводить линии в заданном направлении.

“Помоги зверятам пройти по дорожке”. Ребёнок должен уметь проводить волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контур.

”Выполни штриховку по образцу”. Например: заштрихуй овощи, фрукты.

“Мозайка”. Дети могут построить любую композицию как сами, так и совместно со взрослыми. Это очень заинтересовывает детей, развивает усидчивость, сенсорное представление предметов, тренирует пальчики малышей.

“Пластилиновые картины”. Увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – потому что позволяет делать картину более живой, объёмной. А полезное – потому что даёт детским пальчикам отличную мышечную тренировку.

Эти задания помогут вашему ребёнку тренировать пальчики. Не бойтесь, играйте, помогайте и занимайтесь со своими детьми, пока они не научатся это делать самостоятельно. Совместная деятельность родителей и детей делает их отношения ближе.

                                                    Просты и следующие  приемы: катать шарики из пластилина, рвать на мелкие кусочки бумагу, перебирать бусы, складывать пирамидки, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать  бантики, узелки,  работать со шнуровками,  нанизывать бусы ,пуговицы на нитку, складывать узоры из мозаики, складывать пазлы.                                                                                                                                   Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры:

Вот дедушка, вот бабушка,                               ( Произносится в медленном темпе, одновременно

Вот папочка, вот мамочка,                                 то быстро разжимаем кулачок, то загибаются

Вот деточка моя а вот и вся моя семья.            по очереди пальцы ребенка).

                                                      Базар

Дети соединяют одноименные пальцы подушечками, начиная с мизинцев

На базар ходили мы, ( мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные)

Есть лимоны, апельсины .  (средние)

Дыни, сливы, мандарины,  (указательные)

Но купили мы арбузы -          (большие)

Это самый вкусный груз!      ( сжимают пальцы в кулак, а большой отводят вверх). И многие другие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

связь движений пальцев с успешным обучением в школе

рассказывается о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики. приведены примеры. материал можно использовать как для работы с родителями, так и для консультации для педагогов детского сада....

Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.

Развитие и совершенствование речевой функции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. При подготовке ребёнка к активной речи надо иметь в виду не только тренировку артикуляци...

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев для развития речи младших дошкольников

Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий...

Консультация для родителей «В чем заключается связь движений пальцев рук на развитие речи ребёнка?»

В работе с детьми я часто сталкиваюсь с речевыми нарушениями у детей, выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связан...