Звук и буква Ч
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему
Подготовительная группа
Тема: Звук и буква Ч
Цель: Познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч;
учить характеризовать звук [Ч'] по акустическим и артикуляционным признакам;
закрепить понятие звук и буква;
совершенствовать навык звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы;
обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
развивать внимание, память;
развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, карточкицветные фишки для звукового анализа, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ch.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительная группа
Тема: Звук и буква Ч
Цель: Познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч;
учить характеризовать звук [Ч'] по акустическим и артикуляционным признакам;
закрепить понятие звук и буква;
совершенствовать навык звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы;
обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
развивать внимание, память;
развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, карточкицветные фишки для звукового анализа, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).
2. Сообщение темы.
- Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?
- Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч'].
3. Уточнение артикуляции, характеристика звука. Уточнение артикуляции звука Ч.
- Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.
- Можно этот звук петь?
- Что мешает воздуху выходить свободно?
- Что делает язычок, губы?
Характеристика звука по схеме: согласный, мягкий (обозначаем зеленой фишкой), глухой.
Изолированное произношение звука [Ч']:
- Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч'] правильно.
(Дети произносят звук по цепочке).
4. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).
Ач-оч-уч-ич
Чу-ча-чи-че
Чка- чку — чко — чки и т.д.
5. Выделение звука [Ч'].
- Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь».
(Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч'] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)
а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;
б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;
Определите позицию звука [ч'] в словах:
- Приготовьте свои карточки, возьмите в руки фишку нужного цвета, сейчас нам надо будет найти, где спрятался звук [ч'] в начале, в середине или в конце: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать
6.Чебурашка принес вам рассказ, закройте глазки и внимательно его послушайте.
Рассказ « На даче»
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем и бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя собирала галечки. Потом они на детской площадке качались на качелях или играли с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».
Вопросы по тексту:
Где жили летом Вова и Надя?
Что она делали утром?
Куда они бегали?
Чем Вова ловил рыбу?
Чем занималась на речке Надя?
Что они делали на детской площадке?
7. Знакомство с буквой Ч.
- Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).
- На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
- Сколько частей в этой букве?
- С какой стороны у нее поднята «рука»?
- Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.
- Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)
8. Физкультминутка.
- А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.
«Хитрые лисички»
Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку,
но Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.
9. Украшение чашек.
- Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)
- Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал. (Загибают по одному пальчику на каждой руке)
- На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.
- Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)
- В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.) - Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!
10. Подбор родственных слов.
- Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай. (Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)
- Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?
11. Подбор слов-действий, слов-признаков.
- Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)
- Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.
- Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).
12. Составление предложений.
- Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».
- Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).
- Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)
- Молодцы, красивые предложения составили!
13. Заучивание скороговорки.
- Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:
Чебурашка, не скучай, Пей из (чашки) вкусный (чай).
Заучивание скороговорки.
14. Итог.
- Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.
- Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?
- Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....