Автоматизация звукопроизношения у детей с ОНР в театрализованной деятельности.
статья по логопедии на тему

Автоматизация звукопроизношения у детей с ОНР

в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukoproiznosheniya_u_detey_s_onr.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звукопроизношения у детей с ОНР

в театрализованной деятельности.

          Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы быть образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

           Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. В подтверждение вышесказанного отметим, что, этап автоматизации звуков зачастую является самым трудным и длительным (Л.Н.Смирнова).

           Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, сочетающаяся с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Наличие у детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создаёт дополнительные затруднения в восприятии учебного материала.

          Кроме того, у значительного количества дошкольников отмечается повышенная тревожность, наличие различных страхов, избирательность в общении. Дети избегают сложных видов деятельности, предпочитают репродуктивные задания (повторение, проговаривание, пересказ).

          Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, понижает  интерес к занятиям .Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей с ОНР  протекает достаточно сложно, необходимо облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

          В связи с этим актуальным является .вопрос о том, как наиболее продуктивно и интересно для детей проводить этап автоматизации звуков.  В своей работе  использую элементы театрализованной деятельности, так как детям нужна действенная мотивация к деятельности по исправлению речевых недостатков.  Отклонения в развитии речи отражаются и  на формировании всей психической жизни ребенка . Учитывая особенности коррекционного обучения ,нельзя оставить без внимания интересы детей, их потребности в игре. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления.

           Повышение эффективности коррекционной работы возможно с помощью игры, которая является ведущей деятельностью дошкольного периода развития. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Следовательно, игровые приемы должны стать органической частью работы по развитию связной речи и автоматизации звуков у детей дошкольного возраста. В процессе игры-театрализации у детей задействованы обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. С помощью театрализованной деятельности логопед побуждает детей к речевой активности, что способствует ускорению введения исправленного звука в детскую речь, а также преодолевает речевой негативизм и коммуникативные проблемы детей с нарушениями речи. Игры-театрализации можно проводить как при индивидуальной логопедической работе (сценку разыгрывают ребенок и логопед), так и при подгрупповой и групповой работе (роли распределяются между детьми). В процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения с использованием элементов театрализованной деятельности мной было замечено, что дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и действуют от их имени.

           Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. В своей работе я использую пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш.

      Театрализованная деятельность в коррекционной работе выделена в 3 этапа:

1 этап: Первый этап: развитие мимики, пантомимики, театрализованные этюды.

2 этап: Развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, развитие пальчиковой моторики, развитие чёткой дикции, разнообразной интонации, работа над слоговой структурой слова.

3 этап:  Игры со словом.

Логопедическая работа вносит свои требования к проведению театрализаций:

  • Для автоматизации  произношения звука  в самостоятельной речи необходимо наличие коротких монологов и диалогов. Кроме того, следует подбирать такие тексты, чтобы в них как можно чаще повторялся актуализируемый звук в различных позициях.
  • Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка  «Гуси, гуси», «Козлик») также благотворно влияет на развитие звукопроизношения, при этом обязательно учитывается онтогенетический принцип.
  • Предоставлять возможность контрастных ролей.

          Для развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

  • Добровольность. Игра не терпит принуждения. 
  • Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек «Рано, рано поутру…» (автоматизация звука [р]), «Ай дуду, дуду, дуду…» (автоматизация звука [д]).
  • Куклы (персонажи)  используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал.
  • Дети самостоятельно принимают участие в подборе атрибутов.
  • Ребёнку  предлагается самостоятельно придумать название игровому  персонажу.
  • Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука

            Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)

Цель: автоматизация звука (Л) в словах, предложениях, связной речи. Развивать просодическую сторону речи....

«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Каждый логопед в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизац...

«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

 В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные и...

Автоматизация звукопроизношения у детей с ОНР в театрализованной деятельности

Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, понижает  интерес к занятиям. Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей с ОНР  протекает достаточно сл...

Автоматизация звукопроизношения у детей с ОНР в театрализованной деятельности

Как наиболее продуктивно и интересно для детей проводить этап автоматизации звуков? Использовать элементы театрализованной деятельности, так как детям нужна действенная мотивация к деятельности по исп...

План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»

Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...