«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Каждый логопед в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. О роли игры в жизни ребенка писали еще великие педагоги прошлого Ж.Руссо, К.Ушинский, А.Макаренко.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Подготовила
Учитель-логопед Шуклина О.А.
Каждый логопед в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. О роли игры в жизни ребенка писали еще великие педагоги прошлого Ж.Руссо, К.Ушинский, А.Макаренко.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
-пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
-повысить познавательную активность и работоспособность детей;
-активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
-плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
-увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Мною подобрано большое количество разнообразных по содержанию игр, которые помогают мне в работе.
При подготовке артикуляционного аппарата детей к правильному произношению, мы разучиваем комплексы артикуляционных упражнений. Каждое из них я стараюсь сопровождать красочной картинкой и стихотворением, использую сказки-игры о “Весёлом Язычке”, красочные презентации.
Для работы на этапе по автоматизации изолированного произношения звука мной подобраны игровые задания в виде звукоподражаний, «Звуковые дорожки» (ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук), игровые упражнения.
Вот звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую игры, которые также способствуют формированию просодических компонентов речи, развивают мелкую моторику – все они представлены ниже.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры: «Кнопочки», «Лабиринт», «Бродилки», «Колокольчик» и другие. Многие из них направлены не только на автоматизацию, но и решают задачи по формированию лексико – грамматических категорий, развитию мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.
На этапе автоматизации звука во фразах и предложениях “приходят” на занятия гости, чаще всего это Незнайка (используется кукла Незнайка, “Письмо от Незнайки”, “Незнайкина тетрадка”) и веселая обезьянка.
Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка.),или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Дети помогают Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. А веселая обезьянка загадывает загадки и просит выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения.
Последний этап автоматизации – это автоматизация звука в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются пересказ, составление рассказов по картине и по серии картин.
Результатом работы с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопедической службы дошкольного учреждения явилась разработанная система игр и игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука.
Этап закрепления звука в изолированном звучании.
Игровые задания в виде звукоподражаний
«Шипелочки»,
«Свистелочки»,
«Звенелочки»,
«Рычалочки»,
«Жужжалочки».
«Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.
Игровое упражнение «Полянка»
Цель: отработать изолированное произнесение звуков [ц], [ч],[ж].
Ход игры: ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука [Ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [Ц] и [Ч].
Игровое упражнение «Самолёт»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [ Л].
Ход игры: ребёнок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук [Л].
Игровое упражнение «Пароход»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [Л].
Игровое упражнение «Заведи мотор»
Цель: автоматизация звука [ Р].
Игровое упражнение «Колокольчик»
Цель: автоматизация изолированного произношения звук [Л,].
Игровое упражнение « Холодный ветерок»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [С].
Игровое упражнение «Паровозик»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [Ч].
Игровое упражнение «Котёнок»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Снеговик»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Улитка»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Черепаха»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Ступеньки»
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.
Ход игры: ребенок должен пальчиками прошагать по ступенькам, правильно произнося слоги или слова.
Этап автоматизации звука в слогах.
Игровые упражнения: «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой.
Игровое упражнение: «Молоточки», «Телеграфисты».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Произнесение слогов с отстукиванием ритма.
Игра - упражнение «Сушки».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Предложить ребёнку поиграть с необычными сушками. Расскажите ему историю, про то, как в пекарне испекли целую партию необычных сушек, а необычные они потому, что каждая сушка подписана. Соберите вместе с ребёнком все сушки на одну веревочку. Надевая сушки на верёвочку, ребёнок или читает написанные слоги на сушках, или повторяет слоги за взрослым.
Игровое упражнение «Пальчики здороваются».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Ребёнок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движения пальцев рук.
Игровое упражнение: «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ребёнок представляет, что указательный и средний палец - это ножки, которыми ребёнок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.
Игра «Говорящие руки»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: Предположим, что речь идёт об автоматизации звука [Ш]. Логопед даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [Ш], а правую - [А]. Давай попробуем. Логопед берет своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение [Ш] с легким ударом по столу. Точно так же правая рука учиться говорить [А]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу. Ребенок в медленном темпе произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза сокращается, темп увеличивается.
Игра «Ромашка»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть крупную ромашку, вцентре которой согласная буква ( р, л, з, с, ц, ж, и т. д). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребёнок переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводиться с детьми, которые знают буквы.
Игра «Рыбаки»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: перед ребёнком раскладываются картинки с определённым звуком, и дополнительно картинки с другими звуками. Ребёнок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.
Игровое упражнение «Игра на пианино»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог несколько раз.
Игровое упражнение «Цветочек»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и загибаются).
Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: Ребёнку предлагается пройти три дорожки. Одна дорожка ровная, и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору. И в начале пути слоги произносятся очень тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы - очень громко.
Игра - упражнение «Гол»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: предложите ребёнку поиграть в необычный футбол, где ворота нарисованы, а на мячиках напечатаны слоги. «Забивая» в ворота мячи, ребёнок или читает написанные слоги на мяче, или повторяет слог за взрослым.
Этап автоматизации звука в словах.
Игровое упражнение «Кнопочки»
Цель: автоматизация звука в слогах и словах.
Ход: педагог показывает ребенку предметную картинку в названии которой есть отрабатываемый звук, или называет слово. Ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.).
Игровое упражнение «Лабиринт» .
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту.
Игровое упражнение «Бродилка»
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому.
Игровое упражнение «Стрелочки»
Цель: автоматизация звуков в словах.
Ход игры: ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета.
Игровое упражнение «Что здесь спрятано?»
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: ребёнок должен называть картинки, которые наложены друг на друга.
Игровое упражнение «Счёты».
Цель: автоматизация звука в слогах и словах.
Ход игры: произнести слово (слог) столько раз, сколько косточек отложено на счётах.
Игровое упражнение «Колокольчик».
Цель: автоматизация звука в слогах и словах.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку повторить речевой материал с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит правильно, то это логопед оценивает звоном колокольчика.
Игровое упражнение «Найди и назови».
Цель игры: автоматизация звука в словах.
Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок и найти на картинках названия предметов с определенным звуком. Назвать предметы.
Игровое упражнение «Кубик».
Цель игры: автоматизация звука в словах.
Ход игры: ребёнок бросает игральную кость и произносит предложенное слово столько раз, какое число выпало на кубике. Или придумывает слова с определенным звуком, столько, какое число выпало на кубике.
Игра «Подбери пары» .
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: необходимо соединить два предмета с одинаковым названием. Соединив, необходимо пояснить (Например: труба – часть дома, труба – музыкальный инструмент).
Игровое упражнение «Добовлялки" (Рифмовочные загадки).
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку закончить двустишие одним словом.
Малыш отгадывает слово, а логопед переворачивает картинку на лицевую сторону.
Игровое упражнение «Исправлялки».
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: логопед называет слова (.ак, .акушки, .адуга, .омашка, .оза, .акетка, .ыбак, .адио, .ыба, .ыжики, .акета, .учей), пропуская в них звук [Р], а малыш показывает и называет правильно картинку.
Игровое упражнение «Обведи по точкам.
Цель: автоматизация звука в слове.
Ход игры: Назови предметы. (Не обязательно обводить все картинки, достаточно обвести одну, остальные попросите малыша "узнать" ).
Игровое упражнение «Отгадай слово».
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: взрослым слово произносится без первого звука , а малыш отгадывает его, произнося правильно.
Игровое упражнение «Угадай-ка».
Цель: автоматизация звука в слове.
Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок. Затем ребёнка просят показать и назвать картинку, какую загадает взрослый. Например:
Я загадала посуду, игрушку, одежду, животное, сказочного персонажа, насекомое.
Игра «Один-много»
Цель: автоматизация звука в словах, закрепления категорий единственного и множественного числа.
Ход игры: взрослый говорит слово в единственном числе, а ребенок повторяет слово в единственном числе и называет во множественном.
Игра «Ласковое слово»
Цель: автоматизация звука в словах, усвоение уменьшительно – ласкательной формы слова.
Ход игры: логопед называет ребенку слова и попросите повторять их и называть ласково.
Игра “Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
Игра “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
Игра “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
Игра “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например: в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
Игра “Подбери фигуры”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия.
Ход игры: ребёнку предлагаются разные фигуры, на которых наклеены картинки. Ребёнок должен классифицировать сначала по форме, затем по цвету, после выбрать фигуры с картинками на заданный звук.
Игра «Домино».
Цель: автоматизация звука в слове.
Ход игры: постройте вместе с ребёнком дорожку из картинок для трактора или машины. Для этого надо карточки приложить друг к другу. Машина поедет по дорожке, а малыш будете называть, что нарисовано на карточках, ясно и чётко произнося слова, и автоматизируемы звук.
Игра «Слова –половинки»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие зрительного восприятия.
Ход игры: ребенку предлагаются разрезанные половинки слов, он должен их собрать и назвать.
Этап автоматизации звука во фразе и предложении.
Игра «Подружи слова»
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход игры: составить предложение с заданными словами (картинками).
Игра «Путаница»
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Од игры: составить предложение из перепутанных слов.
Игровой прием «Исправь взрослого»
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Инструкция: я расскажу тебе интересную историю, а ты, если услышишь, что я неправильно проговариваю звуки, исправь меня.
Игровое упражнение: «Так бывает или нет?»
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход упражнения: взрослый произносит предложение, а ребёнок должен исправить смысловую оболочку предложения.
Игровое упражнение «Добавлялочки».
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход упражнения: наращивание предметного ряда.
Игровое упражнение «Спроси - ответь».
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход упражнения: задать вопрос к любому слову предложения.
Игровое упражнение «Волшебный клубок».
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход упражнения: составление распространённого предложения .
Игровое упражнение «Дополни предложение».
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход упражнения: дополнить предложение недостающим словом.
Игра: «Загадка» (картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук).
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход: перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные догадываются, о чем идёт речь.
Игра «Клей и пила» (пример автоматизации [Л])
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход игры: на столе лежат 12 картинок, 6 из которых наполовину накрыты листочками так, чтобы были видны наиболее узнаваемые части предметов. На игральном кубике – пила и клей. Пила делит картинки пополам и ребёнок проговаривает: «Была лампа, а получилась полулампа». А клей - наоборот, ремонтирует предметы – игрок убирает белые полоски с картинок: «Была полулодка, а получилась лодка».
Игра «Ну и ослик» (пример автоматизации [Л])
Цель: автоматизация звука во фразе и предложении.
Ход: на столе разложены картинки, изображающие различные предметы: лопата, вилка, галстук, ласты, кукла - это торговая лавка. Первый игрок шагает указательным и средним пальцами, проговаривая стишок: «Глупый осел в лавку пошел за мылом. Другие игроки закрывают глаза, а первый игрок в это время берёт со стола любую картинку, кроме мыла и продолжает: «В лавку сходил, мыло забыл, что купил ослик?». Дети открывают глаза и угадывают, чего не стало в лавке.
Игра «Соседи» (пример автоматизации [Ж])
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях.
Ход игры: перед детьми раскладывается по три карточки в несколько рядов с определённым звуком. Ребёнок должен без ошибок назвать всех соседей. Например: жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки названы, первый столбик передвигается и игра продолжается. Если автоматизируем звук [Л], берётся слово «около» и картинки выкладываются в ряд.
Игра «Путаница» (наглядный материал «Предметы из сюжетов»)
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях.
Ход игры: перед детьми разложены предметные картинки, а взрослый, показывает эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Затем ребёнок подбирает к соответствующей серии подходящие предметные картинки, составляет предложение по своей картинке и доказывает, почему она подходит. Если уровень речевого развития позволяет, ребёнок может составить рассказ.
Игра «Посчитай предметы»
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях.
Ход игры: перед ребёнком игровое поле с цифрами от 1 до 7. В центр помещается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Задача ребёнка посчитать, проводя пальчиком от цифры к картинке: одна рыба, две рыбы и т. д.
Игра - упражнение: «Кто смотрит в окошко?»
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях.
Ход игры: предупредите ребёнка, что сейчас разные герои будут смотреть на него в окошко. А он пусть внимательно наблюдает и рассказывает, кто смотрит на него в окошко.
Игра – упражнение: «Баба шла, шла, шла…» (пример автоматизации [ш], [л])
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях.
Ход игры: познакомить ребёнка с главным героем Бабушкой, вспомнить про нее потешку. Затем отправляемся с Бабушкой в путь, переставляя её с картинки на картинку и добавляя слово в потешку.
Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.
Список используемой литературы.
1.Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника . –– М.: ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
3.Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда . -- М.: Владос, 2008. - 37, [3] с, [36] л. цв. ил. - (Коррекционная педагогика).
4.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Игра является одной из наиболее значимой деятельностью для детей дошкольного возраста. Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности повышает ее эффективность....
Игровые приемы, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста
Данный материал будет интересен и полезен как для практикующих педагогов, так и для родителей дошкольников...
Презентация "Игровые приемы, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Презентация представляет собой наглядное пособие по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."
Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."...
«Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные и...
Презентация "Особенности использования планшетного компьютера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста"
Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь с...
Методическая разработка учителя-логопеда «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации изолированного звука и в слогах»
Этап автоматизации звуков описан в методике логопедической коррекции по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков.Его цель - научить ребенк...