Тема: Звук [ы] и буква ы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшой логопедической группе Тема: Звук [ы] и буква ы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
y.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в
старшей группе
Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, счетные палочки, красные крышки, полоски для определения позиции звука, карандаши.
Ход занятия:
1)
Дети:
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
-Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы!(А,О,У,И)
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Аудиозапись «Песенка про Ы»
- Про какой звук была песенка?
Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)
2) Артикуляция звука
-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,
воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
3) Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
4)Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(дети встают возле парты)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
- 1)
-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
2) Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
3) Определение позиции звука Ы в слове(середина, конец слова)
(Презентация)
III. а) Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе карандашом.
Упражнение «Покатай карандаш».
- Будем букву Ы выкладывать из палочек, готовы.
V . Подведение итога занятия.
- Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
- Какой это звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...