Тема: Звук [ы] и буква ы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Медкова Олеся Николаевна

 Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшой логопедической группе  Тема: Звук [ы] и буква ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

старшей группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, счетные палочки,  красные крышки, полоски для определения позиции звука, карандаши.

 Ход занятия:

1)

Дети:

-Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить.

Не вертеться, не шалить.

       -Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы!(А,О,У,И)

        - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

        Аудиозапись «Песенка про Ы»

- Про какой звук была песенка?

Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)

   2) Артикуляция звука

-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,

воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют.  

    

  3) Характеристика звука.

        - Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

4)Игра «Поймаем звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

 (дети встают возле парты)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • сыр, мыло,  куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

  1. 1)

-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

- Я хочу рассказать вам секрет.  Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

        - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

        2) Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

        3) Определение позиции звука Ы в слове(середина, конец слова)

(Презентация)

        III. а) Знакомство с буквой

       - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

       - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        - Эта буква всегда маленького роста.

        б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

        - А палочки одинаковые или разные?

           -  Напишите букву в воздухе карандашом.

        Упражнение «Покатай карандаш».

         - Будем букву Ы выкладывать из палочек, готовы.

        

       V . Подведение итога занятия.

       - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

       - Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

       - Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...