Развитие мелкой моторики через занятия по бисероплетению
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Коптяева Елена Владимировна

Уровень развития мелкой мото­рики — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и интеллектуальное развитие ребенка в пределах возрастной нормы: это и речь, и мыслительные процессы, а также способность к творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_biseru.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста  на занятиях по бисероплетению»

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим.

Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

  По рукам судили о здоровье, о положении в обществе человека(белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и интеллектуальное развитие ребенка в пределах возрастной нормы: это и речь, и мыслительные процессы, а также способность к творчеству.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами  творческой деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование.

Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ручных ремесел.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Увлечение бисероплетением подтолкнули к разработке программы  кружка по бисероплетению «Волшебные бусины». Бисероплетение,  известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.

По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует интеллектуальное развитие детей. 

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия.

Задачи

  • Способствовать  развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • Знакомство с особенностями художественного языка;
  • Развитие  органов чувств, особенно зрительного восприятия, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
  • Развитие умственных, конструктивных способностей – умение  работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • Способствовать обогащению словаря

Ожидаемый результат

1.  Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

2.  Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

3.  Стремление детей к созданию украшений  для  себя  и близких.

Деятельность детей в кружке является мощным средством для активизации мыслительной деятельности, ребята учатся видеть предметы, их форму, подмечать характерные признаки. У детей обогащается словарь, углубляются знания об окружающем мире, улучшаются внимание, память, укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку к письму. В процессе деятельности у детей формируются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, творческое воображение.

Каждый ребёнок стремиться к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Занятия в кружках  позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

Составляя план работы, учитывался  уровень развития мелкой моторики детей, принцип “от простого - к сложному”, разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивация изготовления поделок.

План был составлен блоками, в каждом блоке содержится несколько занятий отражающих одну тему, количество которых зависит от сложности работы. Освоение блока подразумевает изготовление одной поделки. В работе кружка участвуют дети подготовительной логопедической группы, в количестве 10 человек. Работа запланирована на учебный год и содержит 9 блоков. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут

К нашему творчеству были привлечены родители  посещающих детей. Они помогли приобрести нужный материал для работы, собрали мини-библиотеку по поделкам из бисера.

Начинаем  с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, знакомства детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали на проволоку - работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не потребуются иголки, а ещё, это очень податливый материал, и изделиям из неё легко придать любую форму.

Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, фенечки для себя и родных, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете.

Освоив прием простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к технике параллельного плетения. Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Следующая работа  была коллективной. Согласно осенней тематики, у нас появилось «Осеннее деревце».  В начале занятия  мы рассматривали картинки «осени», проговаривали осенние приметы. Так мы определили тему нашей работы. Дети самостоятельно выбирали цвет изготавливаемого листика и его размер.

К  8 марта начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Цветы – это самый лучший подарок. Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость. И цветы из бисера своей красотой, поверьте, не уступают живым.

Каждая планируемая поделка содержит несколько занятий. На всех первоначальных занятиях проводится работа по обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, введение в тему.  На этом занятии мы проговариваем, что мы будем делать, выбираем цветовую гамму, составляем композицию поделки. Последующие занятия блока  имеют одинаковую структуру, кроме последнего - итогового. Занятия начинаются с разминки с проговариванием чистоговорки соответствующей планированию по звукопроизношению, далее практическая работа. На итоговом занятии проходит обобщение темы, составление деталей в композицию. В групповых комнатах  постоянно проходят мини-выставки детских работ. Дети, которые быстрее выполняют свою работу, помогают отстающим.

Наши работы остаются незамеченными. Коллективный коллаж «Невесомость» занял призовое место в районном конкурсе детского творчества среди воспитанников ДОУ «Космические дали» муниципальной акции «Служу России».

В марте мы стали участниками  республиканской научно-практической конференции «творческая самореализация субъектов образовательного пространства в системе современного образования».

Коллективная работа «Берегите лес» участвовала в республиканском этапе всероссийского конкурса по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

Диплом победителя был вручен за открытку ветерану «Спасибо деду за победу» на районном детском конкурсе открыток для ветеранов и участников ВОВ, посвященный 71-й годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 г.

Работы нашего кружка уже несколько лет принимают активное участие в районной - выставке конкурсе детского декоративно - прикладного  и изобразительного творчества «Веселое рождество» В 2015 г наша работа «Букет любимой мамочке» заняла 3 место в районной - выставке конкурсе детского декоративно - прикладного  и изобразительного творчества, посвященной Дню Матери. А с каким восторгом дети готовятся к выставкам! Участвуя вместе со взрослыми в оформлении выставки, у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

В ходе нашей кружковой работы мы пришли к выводу, что при   занятиях с бисером не только достигаются поставленные задачи также эти занятия :

  1. способствуют развитию связной речи
  2. способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  3. знакомят с особенностями художественного языка;
  4. развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на       развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
  5. развивают умственные, конструктивные способности — дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;
  6. способствуют обогащению словаря.

А так же формируются такие необходимые качества, как: взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.

 Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много  ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры для мальчиков, которые повышают познавательный интерес мальчишек, но и служат для развития мелкой моторики руки...

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Консультация для воспитателей по песочному рисованию....

Развитие мелкой моторики через игру с мелкими предметами

Как занять досуг ребёнка интересным полезным и делом и при этом развивать его познавательное способности?...

Методическая разработка образовательной программы кружка подготовки к развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки (бисероплетение)»

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе с...

Развитие мелкой моторики через занятия квиллингом.

статья о пользе развития мелкой маторики у детей с ОНР...

Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...

Конспект коррекционного комплексного занятия для воспитанников с ОВЗ. «Развитие мелкой моторики через рисование с использованием штамповки».

Актуальной проблемой в настоящее время для педагогов в работе с детьми-дошкольниками является постановка руки к письму — развитие и формирование графомоторных навыков. Это во многом связано с те...