Методическая копилка "Мой город"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Данный материал будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая копилка «Мой город»236.34 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 «Чебурашка» г. Новосибирска                        учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая копилка

«Мой город»

Содержание

коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками логопедической подготовительной группы по лексической теме

«Мой город»

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр,

театр, школа, завод и т.д.

«В нашем городе». Составление распространенных предложений.

            В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных, красивых, шумных площадей.

В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.

«Распутай предложение». Работа с деформированными предложениями.

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

«Что у нас, а что у вас?» Усвоение степеней сравнения прилагательных. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные), ... а в нашем городе еще выше.

В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), ... а в нашем городе еще длиннее.

В нашем городе дома большие (белые, прекрасные, прочные) …а в нашем городе еще больше.

В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые), ... а в нашем городе еще добрее. И т. д.

«Путешествие по городу». Логопед подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

Беседа

Название города, главных улиц, площадей, парков; основные достопримечательности; важнейшие предприятия.

Составление предложений из набора слов (согласование слов между собой).

Составление рассказа «Дом, в котором я живу», «Город, в котором я живу».

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина).

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложений, предлоги у, за, перед и их схематическое изображение.

Подбор слов со звуками С и Сь.

Дифференциация звуков С и Сь.

Общая моторика

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А, потом, потом

Начинают строить дом.

Пальчиковая гимнастика:

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты! («Шагают» указательным и средним пальцем.

Пальцы в «бинокль».

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки).

Артик. гимн.:

Упражнение  «Вкусный джем».

Упражнение «Парус»

Д\и: «Четвертый лишний»

 «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти).

«Подбери пару к слову».

 

Материал

для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей с воспитанниками подготовительной логопедической группы

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр,

театр, школа, завод и т.д.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А, потом, потом

Начинают строить дом.

Движения по тексту ИЛИ считалка под мяч. Желательно использовать предметные картинки (бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка…).

2. Развитие мелкой моторики

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты!

«Шагают» указательным и средним пальцем.

Пальцы обеих рук соединяют в «бинокль».

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая указательным пальцем на правой руке.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение  «Вкусный джем».

Упражнение «Парус»

Рот открыт, облизываем губы по часовой стрелке и наоборот.

Рот открыт, широкий язык упирается в верхние зубы, держим 1 мин.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Поймай звук [С], [Сь],».  Дети должны хлопнуть, услышав заданный звук.

2) «Поделить слова на части (слоги),  хлопая в ладоши».

3) «Подбери слова на заданный звук».  

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

 «В нашем городе». Составление распространенных предложений.

            В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных, красивых, шумных площадей.

В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.

Составление предложений с предлогами у, за, перед.

«Путешествие по городу». Воспитатель подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

6. Развитие связной речи

Беседа (закрепляем). 

Название города, главных улиц, площадей, парков; основные достопримечательности; важнейшие предприятия.

Викторина.

Составление рассказа «Город, в котором я живу».

7. Индивидуальная работа

См. инд. тетради детей: Жени, Алисы, Насти, Вани, Таси, Захара.

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у Лёни П. звука Р и Рь!!! У Таси – Р. Отслеживать спонтанную речь Насти (!!!),  Алисы, Вани.

План-конспект

занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

 «Звуки С и Сь, буква С»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать мягкие и твёрдые согласные звуки с опорой на различные виды контроля; обозначать звуки С и Сь буквой С;

- формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

- научить правильно произносить звуки [С] — [С'], дифференцировать их на слух и в произношении;

- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов;

- учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;

- упражнять в звуковом анализе слогов, слов;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение следить за правильным произношением вновь поставленных звуков в спонтанной речи.

        Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.

Ход занятия (1 и 2):

  1. Орг. момент. Развитие мелкой моторики:

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты!

«Шагают» указ. и ср. пальцем.

«Бинокль».

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая указательным пальцем на правой руке.

  1. Развитие дыхания и голоса «Звуки на парашютах».
  2. Составление предложений с заданным предлогом.
  3. Уточнение артикуляции и произношения звука [с] и [с']. Характеристика, обозначение на схеме.

«Хлопни, топни».

«Скажи наоборот».

«Дружные звуки». Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.

1 занятие:[с], [о], [к];

[с], [т], [о], [л];

2 занятие: [л'], [и], [с], [а];

[с'], [и], [л], [а].

Физминутка. Игра «Обезьяна и зеркало»

5.Работа в тетрадях. Связь буквы и звуков.

Подбор слов к схемам: сгсг, сгс.

Звуковой анализ.

6. Дифференциация С-Сь (распределить картинки на две группы).

7. Итог занятия.

Материал для работы в тетради

Сом  у   папы ….

С Т Р О Э С

_ила,     _ом,    ко_ы.

С…

Материал

для оформления стенда в приёмной группы

На этой неделе дети будут анализировать слоги, слова с согласными звуками С и Сь.

На занятиях мы будем:

- читать и печатать слоги, букву С;

- дифференцировать звуки С - Сь;

- зажигать фонарики зелёного цвета над мягкими согласными и синего – над твёрдыми;

- составлять слоговые схемы, выделяя ударный слог в слове;

- составлять предложения с заданным предлогом (у, за, перед).

Играем в игры:

«Кто больше!» (подбираем слова со звуками С и Сь);

«Хлопни, топни» (слово со звуками С – хлопаем, Сь – топаем);

«Сколько кирпичиков (слогов) в слове» (хлопаем и считаем);

«Назови ударный слог»;

«Какое слово длиннее».

      Читаем и печатаем слоги с буквой С.

Тема 3 недели ноября:

«Мой город»

       

       Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

      Родителям рекомендуется:

        - побеседовать об истории города Новосибирска и его достопримечательностях.

      Помогите ребёнку выучить стихотворение:                         

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...