Профилактика речевых нарушений
статья по логопедии на тему
С каждым годом количество малышей с речевыми нарушениями увеличивается. Хотя, казалось бы, окружающий мир предоставляет огромные возможности для речевого развития детей: огромное разнообразие игр, пособий, игрушек, книг, всё чаще открываются развивающие центры. Можно ли предупредить недостатки речи, чем можно заняться с ребенком, что бы это было не просто интересно, но и полезно для него?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrushki.docx | 405.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские увлечения и игрушки, способствующие развитию речи.
Современные дети живут в очень ярком, многообразном и динамично меняющемся мире. Красочные обложки книг, тетрадей, журналов в детском саду, цветные рекламные щиты на улице, а дома – краски и карандаши, разноцветный интерьер и, конечно, огромное количество игрушек, порой самых невероятных оттенков. И это не считая современных гаджетов – с их безумством красок, динамичной сменой изображений, необычностью ракурсов и графических решений. Казалось бы, окружающий мир представляет огромную массу средств для развития ребенка и совершенствования его речи, но почему-то с каждым годом число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Причины данной проблемы самые разнообразные, как и пути ее решения.
Зачастую взрослые думают, что чем дороже и ярче игрушка, купленная своему ребенку, тем больше радости и пользы она принесет. Заблуждение очень популярное в наше время, когда магазины не просто наполнены, а переполнены многообразием игрушек, игр и пособий.
Как же выбрать правильную игрушку, которая бы не только была интересна ребенку, но и развивала его? В данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые детские увлечения, игрушки, которые бы способствовали профилактике речевых нарушений у детей.
Одним из основных компонентов правильного звукопроизношения считается – дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание способствует правильному звукообразованию, обеспечивает поддержание нормальной громкости речи, четкой паузации, обуславливает плавность речи и интонационную выразительность.
Вот несколько игрушек, которые способствуют развитию целенаправленной воздушной струи:
- Воздушные фломастеры (блопены) - увлекательны тем, что ими нельзя рисовать в привычном нам смысле. В них надо дуть на лист бумаги, чтобы разбрызгать по нему краску. Рисовать блопенами можно по трафарету либо в свободной форме, тогда получаются необыкновенные узоры из брызг. Регулярное рисование этими фломастерами поможет укрепить речевые, дыхательные мышцы, научить малыша управлять ими, подготовить базу для правильного звукопроизношения;
- Ветерки (вертушки) – их можно изготовить вместе с ребенком, тем самым еще и развить мелкую моторику. Игра с вертушками полезна тем, что во время ее активизируются губные мышцы, совершенствуются целенаправленность и длительность воздушной струи. Можно подуть на вертушку очень сильно /слабо, длительно/кратковременно. А если на одной вертушке много вертящихся элементов, то можно попросить ребенка подуть так, чтоб закрутился, например, синий/красный/желтый цветочек.
- Мыльные пузыри – знакомая всем забава, которая вызывает бурю положительных эмоций у детей. Можно попытаться надуть самый большой или маленький, можно посоревноваться в надувании с кем-то другим, а также надуть пузырь и дуть на него, чтоб он парил в воздухе. Эта игра отлично тренирует дыхательную систему, способствует развитию длительного, плавного и сильного выдоха, активизации мышц губ.
- Рисование мыльными пузырями – очень занимательный способ рисования, который развивает не только дыхание, но и воображение детей. Здесь необходимо правильно рассчитывать свой выдох, чтобы пузыри-краску сразу не сдуть на пол.
- Логопедический аэробол – способствует формированию направленного речевого выдоха и рекомендуется для детей с различными речевыми нарушениями. Если дуть медленно, длительно и плавно в соломинку, то шарик будет парить над чашечкой-полусферой, если резко и сильно – шарик «выскочит» из чаши. Необходимо удержать шарик в воздухе как можно дольше. К тому же такую забавную игрушку легко смастерить совместно с ребенком из обыкновенной коктейльной соломинки, бумаги и скотча.
- Разнообразные губные гармошки, дудочки, свистки – дети от них в восторге, они также способствуют развитию сильного плавного выдоха; активизации губных мышц.
Конечно, развитие речевого дыхания – не единственное условие формирования правильной речи, но оно значительно улучшает речевой потенциал вашего малыша.
Сегодня всем известен тот факт, что совершенствование мелкой моторики оказывает влияние на речевое развитие детей. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Как правило, если мелкая моторика соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Чем же можно заняться с ребенком, чтобы это было полезно для развития ловкости, силы и координации движений пальцев рук?
- Оригами – не только хорошо формирует точные движения пальцев, но и способствует концентрации внимания, развитию памяти, активизирует мыслительные процессы. Этот вид творчества позволяет детям создавать игровые ситуации. Сложив из бумаги фигуры, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, совершают путешествие в мир цветов, кораблей и т. д., что также благоприятно влияет и на развитие речи.
- Плетение браслетов/фенечек – сейчас широкое распространение получило плетение браслетов и даже мелких фигурок из резиночек Loom Bands, что прекрасно развивает ловкость, подвижность пальцев рук, а, следовательно, благоприятно влияет на развитие мозга ребёнка, а именно, на формирование речевых центров. Но не стоит также забывать и о более простых способах создания браслетов – из бисера, бусин, пуговиц и даже макаронных изделий.
- Аппликации – создать собственную картину можно из различного материала – газет, журналов, раскрасок, этикеток и вообще всего, что только попадет в руки, что делает данный вид художественной деятельности доступным для каждого ребенка. Аппликация позволяет детям научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук. К тому же многие ребята в настоящее время не умеют правильно пользоваться ножницами, а вырезывание из бумаги – один из эффективных способов развития мелкой моторики рук.
- Моделирование – детям обязательно понравится мастерить модельки легендарных самолетов, машин и красивых домов. Собирая модели различных предметов, можно построить целый город прямо у себя в комнате. Более того, город можно наполнить картонными или пластилиновыми жителями. Всё это не только улучшает мелкую моторику, но и способствует формированию словаря, развитию диалогической речи.
- Игры с крупами, пустыми баночками с крышками, прищепками, камушками, пуговицами, лентами, скрепками – очень увлекают детей, а данные предметы есть в каждой квартире. Крупы, камушки, пуговицы можно перебирать, пересыпать, раскладывать по разным коробочкам, выкладывать из них изображения, а на манке очень интересно порисовать. Дайте ребенку пустые баночки с крышками, пусть он попробует открыть, закрыть их. Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику помогут игры с прищепками. Их можно просто открывать-закрывать, прикреплять на край коробки, ткани или картонные шаблоны в виде солнышка без лучиков, дерева без веток и так далее.
Это лишь малая часть занятий с детьми, которые непременно будут благоприятно влиять на речевое развитие ваших детей. Но также необходимо помнить, что развивать речь ребёнка надо в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами, читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают.
Совместные игры не только развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, но и создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.
Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....