Рекомендации для родителей детей, поступающих в школу.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гренкова Наталия Александровна

В статье освещены аспекты подготовки ребенка к обучению грамоте в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_detey.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ.

Довольно часто у будущих первоклассников наблюдаются трудности овладения графомоторными навыками. Это выражается в так называемом «зеркальном» письме : ребенок пишет буквы и цифры наоборот, а при чтении слогов или слов стремится начать процесс чтения справа налево. В основном это связано со скрытым левшеством или с несформированной латералитой,  то есть речевые зоны формируются не в ведущем полушарии, а во второстепенном (зачастую благодаря раннему переучиванию), или в обоих полушариях, что тормозит и нарушает правильную и своевременную выработку графомоторных навыков, а также формирование слитного чтения и влечет за собой дизграфию (нарушение письменной речи). Между тем биологические предпосылки проекции речевых зон закладываются уже внутриутробно, и раннее переучивание, или же вынужденное пользование другой, не ведущей рукой (по травматическим или соматическим причинам) будет способствовать формированию слуховых, двигательных, тактильных, зрительных центров речи не в ведущем по речи полушарии, а во второстепенном, отвечающим за другие функции. Внешне это может выражаться в долго не определяющейся «рукости» : ребенок действует то одной, то другой рукой, и неясно, какая рука у него главная.

При подготовке к школе важно уделить внимание частым случаям «зеркальности» на письме и в чтении.

Для профилактики дисграфии и дислексии в школьном возрасте рекомендуется :

1.Целенаправленно обучать ребенка правильной записи букв и цифр. Это значит, что у ребенка должен быть выработан динамический (двигательный) стереотип написания каждой буквы и цифры. Важно тщательно, единообразно отрабатывать каждый элемент и их последовательную запись, доводя процесс до автоматизма. Если ребенок не привыкнет сразу писать единообразно, то в дальнейшем он будет путаться. Начиная писать то снизу , то сверху и т.п. Все буквы и цифры пишутся только сверху вниз.

2. Будущий первоклассник должен хорошо разбираться в схеме собственного тела,  понимать расположение частей тела стоящего напротив человека, а также ориентироваться в макропространстве ( знать , что вверху, что внизу, что далеко, что близко,что справа, что слева, понимать предлоги «на», «под», «над», «за», «из-под», «из-за», «между» и т.п. Если ребенок путает правую и левую стороны, то правую у правши (соответственно левую у левши) руку нужно маркировать , то есть пометить браслетиком  и т.п.

3.Обязательно нужно учить дошкольника ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги). Понятия «верхний правый\левый угол», «нижний  правый\левый угол», «центр», «между» «над», «под» важно усвоить четко. Для этого подойдут упражнения «Муха» (движение по клеточкам в квадрате из девяти крупных клеток), «Геометрический узор» (расположение на листе бумаги различных по цвету и форме фигур по инструкции взрослого). Также хорошо подготавливают к работе в тетрадях по инструкции учителя упражнения типа «Графический диктант», «Скопируй по образцу» ( работа по клеточкам).

4.При обучении чтению (буквы читаем как звуки!) важно маркировать левую сторону букваря, а над текстом из слогов и слов проводить красным цветом линию- стрелку слева направо, указывая направление движения руки и глаза. На первых порах обязательно надо следить за синхронным движением руки и глаза – слева направо по строчке, одновременно с чтением.

5.Неплохо сочетать работу по прописям для дошкольников с работой, формирующей зрительно-моторную координацию, произвольное внимание, его концентрацию и переключение. Это задания по типу корректурных проб ( «Найди все круги и зачеркни их», «Проведи машину в гараж», « Засели домик» и т.п.).

6.Работа по развитию устной речи как основы для письменной обязательно должна вестись на всех этапах подготовки к школе. Это коррекция и автоматизация правильного звукопроизношения и слогового состава слова, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие связной речи (рассказ и пересказ), формирование звукобуквенного анализа и синтеза на основе фонематического восприятия и т.д.

Учет данных рекомендаций необходим для профилактики нарушений письменной речи в школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у нег...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы.

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы. Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре ...

Рекомендации для родителей вновь поступающих детей

Рекомендации для родителей вновь поступающих детей...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы на период самоизоляции по теме недели «Безопасность летом».

Данный материал содержит рекомендации для родителей в период самоизоляции с по теме "Безопасность летом". Материал содержит методические рекомендации, дидактические игры, что позволит и детя...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по лексической теме «Животные жарких стран»

Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога.Рассказать об их ...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «Семья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21965800","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] Вспомните, что называется семьей. Кто может быть члено...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Данный материал затрагивает основные положения готовности ребёнка к школе. Подготовка к этому новому периоду в жизни ребёнка и его родителей будет несколько проще, если знать критерии готовности к шко...