Конспект НОД на тему: "Путешествие на волшебную лесную поляну."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ларина Марина Викторовна

Обобщение и расширение знаний детей по теме: "Весна"; формирование грамматического строя речи; развитие навыков словообразования и словоизменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие на волшебную  лесную поляну"

Цель: обобщить и расширить представления  детей по лексической теме "Весна".

Коррекционно-образовательные задачи:

-Пополнить словарь детей  по теме "Весна"в процессе путешествия по волшебной лесной полянке;

-Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, антонимов к прилагательным;

-Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже;

-Закрепить навык образования степеней сравнения имён прилагательных; 

-Закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;

- Упражнять детей в подборе родственных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие связной речи, мелкой и общей моторики;

-Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности;

-Развития памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Воспитательные задачи:

 -Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы); -Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания и доброжелательности; 

-Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желания принимать участие в исследовательской  деятельности.

Предварительная работа: проектно-исследовательская деятельность - "Весна пришла - зелёненькие листики берёзке принесла"; наблюдения за сезонными изменениями в природе; познавательные беседы; чтение рассказов И. Соколова-Микитова "Весна в лесу", Н. Сладкова "Весенние ручьи", "Весенняя гроза";  чтение стихов о весне Ф. И. Тютчева "Весна", А. Н. Плещеева "Весна", С. Я. Маршака "Весенняя песенка", "Апрель", С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился"; Рассматривание картин Саврасова "Грачи прилетели", Левитана "Весна", "Большая вода"; разучивание загадок, примет о весне; дидактические игры и упражнения; прослушивание музыкальных произведений из цикла "Времена года"..

Оборудование: уголок "Лесная поляна"; интерактивная доска; аудиозаписи песен "Если с другом вышел в путь". "Веснянка"; костюм Весны; угощение для детей.

Ход

I. Организационный момент. (дети входят под музыку и встают полукругом).

Логопед: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.  

Приветствие.

В этот день прекрасный, (дети разводят руки в стороны).

 Мы рады приветствовать вас! (Дети машут ладошкой).

Пусть встреча для вас пройдет не напрасно, (Все ребята берутся за руки).

И вы унесете лишь радость от нас! (Поднимают руки  вверх).

Введение в тему:

-Ребята,  догадайтесь о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле…(Весна)

Логопед: Сегодня мы будем говорить о весне.

Закрепление пройденного материала. 

(Цель: уточнение  времени года, названия весенних месяцев).

Логопед:  - Ребята, после какого времени года наступает весна? Отвечаем полным предложением. (весна наступает после зимы.)

-А какое время года приходит после весны?(после весны приходит - лето).

-Давайте вспомним весенние месяцы:

Д/ упр: "Доскажи словечко"

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц....(март).

За ним другой стучится в дверь,

Он называется...(апрель).

И третий месяц вспоминай,

Как называется он...(май).

-А какой сейчас месяц? (Апрель).

Логопед: Правильно!

Д/и: с мячом "Назови приметы весны".                    (Дети встают в круг).

(Цель:  уточнить характерные признаки весны) 

        Логопед: - Ребята, давайте поиграем и назовём весенние  приметы.

(Дети выходят на середину ковра и образуют круг. Логопед кидает мяч детям, дети возвращают мяч и называют весенние  приметы).

Отвечать надо полным предложением и начинать со слова: весной....

(Весной ярко светит и греет  солнышко; весной сосульки начинают таять; весной звенит весенняя капель; весной птицы прилетают из тёплых стран, вьют гнёзда и высиживают птенцов; весной просыпаются насекомые; весной появляются первые проталины с подснежниками; весной на ветках деревьев набухают почки: весной на реке тает лёд и начинается ледоход; дни становятся длиннее, а ночи короче; весной тает снег и текут ручьи;).

Логопед: Молодцы!

II. Основная часть:

Сюрпризный момент (Цель:  создание приподнятого настроения).

– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое 
Мы оправимся сейчас.

-А отправимся  мы с вами  отправляемся на волшебную лесную полянку в гости к Весне.

-Друзья, вы готовы? (Логопед предлагает детям выйти на ковёр).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (дети становятся в круг и выполняют движения под песню). (Цель: развитие крупной моторики).

Если с другом вышел в путь....      (1 куплет и припев).

Логопед: Вот мы на волшебной лесной полянке!

(Логопед подводит детей к макету "Лесная полянка")

-Полюбуйтесь, как здесь красиво и  пахнет весной.  Как хочется вдохнуть полными лёгкими этот воздух, полный запахов трав и деревьев, распускающихся почек и первых лесных цветов.

Дыхательная гимнастика

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах!

Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах как пахнет!

Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах, как пахнет весной!

-Молодцы! Все вдохнули запах весны.

Д/у: «Один – много»: (Цель: употребление существительных в родительном падеже). (Дети стоят).

Логопед: -Ребята, давайте расскажем, что мы видим на весенней лесной полянке. Я буду говорить про один предмет. а вы про много таких же предметов.

(Отвечаем  полным предложением).

Я вижу почку –Артём, ты видишь  (много чего?) Много  почек.

Сосулька – .... ты видишь (много чего?) Много  сосулек.

Ручей – ...      ты  (много чего?) Много  ручьёв.

Цветок – ...    ты  видишь  (много чего?) Много  цветов.

Дерево – ...    ты  видишь  (много чего?) Много  деревьев.

Облако – ...   ты  видишь  (много чего?) Много  облаков.

Бабочка - ...  ты  видишь  (много кого?) Много бабочек.

Листочек - ...ты  видишь  (много чего?) Много листочков.  

Птица-....     ты  видишь  (много кого?)    Много птиц.

Ветка-...     ты  видишь  (много чего?)     Много веток.

Гнездо-...   ты видишь  (много чего?)    Много гнёзд.

Логопед: молодцы. ребята! Давайте присядем на весенней лесной полянке и отдохнём.                         (дети садятся на стулья).

(Выходит из-за ширмы Весна под музыку)

Весна: Здравствуйте, ребята!

Я Весна - Красна.

Бужу землю ото сна.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Логопед: здравствуй Весна - Красна!

Весна: здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на волшебной лесной полянке.

Весна: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (нет).

Весна: Давайте про это расскажем и поиграем.

Д/и: «Скажи наоборот»   (дети сидят)

(Цель: упражнение в подборе слов-антонимов к словам- признакам предмета).

Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой дни холодные, а весной
(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой дни короткие, а весной
(длинные)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

Зимой похолодало, а весной (потеплело).

Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Весна: Молодцы! Я  от мороза землю отогревала и очень устала.

Логопед: А ты Весна -Красна присядь на пенёк  и отдохни.

(Весна присаживается на пенёк).

-Логопед: Ребята, какое красивое слово "Весна".

Д/у: "Назови родственные  слова" (Презентация).

(Цель: образования от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением). 

(Логопед предлагает детям встать полукругом посмотреть на экран)

Логопед: -Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить родственные слова, которые там встречаются.(чтение стихотворения сопровождается показом презентации).

Весна, весна на улице

Весёлые деньки.

Веснушки у девчонок,

Веснянки у реки.

Одеты по весеннему

И в вешний лес идём

Весне мы очень рады

Весну - красну зовём!

Логопед: -Дети, назовите родственные слова (весна, веснушки, веснянки, вешний, по весеннему).
Логопед:  Правильно! Эти слова похожие,
                                      Как родственники схожие.
                                       И живут одной семьей.

Логопед: -Дети, кто помнит,  что такое веснянки?

Дети: Веснянки - это  песни, воспевающая приход весны.

-А помните , вы, на музыкальном занятии пели такие песенки. Давайте одну Веснянку споём Весне.

Физкультминутка: песня "Веснянка"

Весна: -Ребята, посмотрите,  сколько на нашей лесной волшебной полянке зима набросала снежков, т.к. она не хочет уступать мне своё место.                          (Дети стоят на середине ковра).

-А, вы, знаете что снежки можно растопить не только теплом, но и словами.

Д/и:  «Про что я говорю » 

(Цель: подбор существительных к прилагательным).

Весна:  - Я сейчас буду называть слова, а  вы догадайтесь про что я говорю? 

От ваших правильных ответов снег начнёт таить.

(дети отвечают и  снежки бросают в корзину).

Долгожданная, солнечная, тёплая (что?) …(весна.)

-Яркое, тёплое, ласковое, лучистое (что?)…(солнце.)

-Холодная, ледяная, прозрачная,  твердая (что?).....(сосулька.)

-Высокое, чистое,  безоблачное, ясное (что?)....(небо)

Липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый (что?) ....(снег)
Звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые (что?)....(ручьи)

Молодая, зелёная, ранняя (что?)...(трава)

Липкие, свежие, душистые (что?)...(листочки)

Ласковый, нежный, тёплый (что?)...(ветер)

Логопед: Посмотрите, весь снег мы помогли Весне растопить.

ВЕСНА : Спасибо вам, ребята! Без вас не справилась бы я.

-Посмотрите,  сколько разных деревьев в весеннем лесу.

Логопед: ребята, давайте о них расскажем.

Пальчиковая гимнастика "Весна"                         (дети стоят)

(Цель: развитие мелкой моторики рук).

Всем в лесу на удивленье  (трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза («фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала .(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

И шумят весной деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)        

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

(Дети садятся на стульчики)

IY. Исследовательская деятельность  .(Цель: воспитание  желания принимать участие в исследовательской  деятельности).

Логопед: -А помните мы с вами срезали в марте и поставили  веточки берёзы  в вазу и за ними наблюдали в течении двух недель.

-Что с ними произошло сначала? (набухли почки).

-А что  потом? (распустились листочки).

(Логопед указывает на вазу с веточками берёзы).

-А почему они в группе распустились, а  на улице в марте -нет ( потому что в группе тепло, а на улице в марте холодно;

В группе  светло, а на улице в марте день короткий; в группе  они стояли в воде, а в марте на улице недостаточно воды).

Логопед: Правильно! Для того  чтобы на деревьях распустились листочки необходим свет, тепло и вода.

Д/у: "Измени слова"                            (дети сидят)

(Цель: образование степеней сравнения имён прилагательных).

Дети по образцу логопеда изменяют слова, закрепляя признаки весны.

Логопед: Ребята. сегодня такой чудесный день, а завтра будет ещё чудеснее.

Было светло, а будет еще … светлее.

Ветер дул лёгкий, а будет еще …легче.

Солнце светило ярко, а будет еще … ярче.

День был длинный, а станет еще … длиннее.

 Снега мало, а будет еще … меньше.

 Снег тает быстро, а будет ещё … быстрее

Птицы поют громко, а будут ещё громче

тепло. а будет ещё..... теплее.

Весна: Молодцы вы такие умные и светлые!  А на память о нашей встрече я хочу вам подарить первые весенние цветочки. Но они не простые, с секретом.

(Весна дарит подарки).  (Дети благодарят).

Весна: Ребята, мне понравилось с вами играть, но вам пора возвращаться в детский сад , а  у меня ещё много дел. Я могу вам помочь быстро вернуться в группу.

Весна: подойдите все ко мне, закройте глаза и повторите за мной  волшебные слова: Раз, два, три в детский сад попади! 

(Дети закрывают глаза и проговаривают волшебные слова).

(Весна уходит за ширму)

Логопед: вот мы и в детском саду.

III. Итог.

Логопед: где мы с вами были? (На волшебной лесной полянке).

-К кому мы ходили в гости? (К Весне).

-Что вам больше всего понравилось?

-Какая игра была самой интересной?

-Вы все, молодцы! Наше занятие закончено. Мы возвращаемся в группу.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной к школе группе на тему:

"Путешествие на волшебную лесную полянку".

Ларина Марина Викторовна,

учитель-логопед,

МДОУ детский сад №25

"Солнечный зайчик"

г. Серпухов, Московская область

На занятии присутствовали дети подготовительной логопедической группы  второго  года обучения, с речевым заключением  - общее недоразвитие речи I -  II уровня.  Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Цель: обобщить и расширить представления  детей по лексической теме "Весна".

Коррекционно-образовательные задачи:

-Пополнить словарь детей  по теме "Весна"в процессе путешествия по волшебной лесной полянке;

-Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, антонимов к прилагательным;

-Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже;

-Закрепить навык образования степеней сравнения имён прилагательных; 

-Закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;

- Упражнять детей в подборе родственных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие связной речи, мелкой и общей моторики;

-Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности;

-Развития памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Воспитательные задачи:

 -Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы); -Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания и доброжелательности; 

-Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желания принимать участие в исследовательской  деятельности.

Предварительная работа: проектно-исследовательская деятельность - "Весна пришла - зелёненькие листики берёзке принесла"; наблюдения за сезонными изменениями в природе; познавательные беседы; чтение рассказов И. Соколова-Микитова "Весна в лесу", Н. Сладкова "Весенние ручьи", "Весенняя гроза";  чтение стихов о весне Ф. И. Тютчева "Весна", А. Н. Плещеева "Весна", С. Я. Маршака "Весенняя песенка", "Апрель", С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился"; Рассматривание картин Саврасова "Грачи прилетели", Левитана "Весна", "Большая вода"; разучивание загадок, примет о весне; дидактические игры и упражнения; прослушивание музыкальных произведений из цикла "Времена года"..

Оборудование: уголок "Лесная поляна"; интерактивная доска; аудиозаписи песен "Если с другом вышел в путь". "Веснянка"; костюм Весны; ленточки для танца;  угощение для детей.

        На занятии прослеживалась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», "Познавательно-речевое развитие", "Физическое развитие", «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению   дидактических принципов:

  • доступность предлагаемого материала,
  • наглядность,
  • индивидуальный подход  
  • принцип развития,  
  • принцип системного подхода
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

        Занятие было построено по технологии игрового обучения. Использовались дидактические  игры и игровые упражнения: "Доскажи словечко", Д/и с мячом "Назови приметы Весны", "Назови родственные  слова, Д/у "Я вижу много...", "Скажи какой", «Скажи наоборот». 

        К занятию было подготовлено оборудование и проведена предварительная работа.

Также  на занятии  использовались технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения (слушала мнение   детей, поддерживала их рассуждения, давала положительную оценку.)

  Чтобы повысить интерес детей к коррекционно-образовательному процессу на занятии были использованы информационно – коммуникационные технологии - показ презентации  "Родственные слова" и использование аудиозаписи "Весна".

Такая деятельность создавала положительный, эмоциональный фон  образовательного процесса, повышала речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

        На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент - приход Весны, угощения.

        Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, показ действия, наводящие вопросы.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей.

Смена видов деятельности на каждом этапе  позволила предотвратить утомляемость.  В занятие были также включены физкультминутки с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика, которые отражали   лексическую тематику занятия и сняли напряжение у детей.

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций. В ходе занятия были активизированы    слуховое и зрительное внимание, мышление, память, восприятие.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили интерес к выполнению заданий.   Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Путешествие в волшебный лес» Средняя логопедическая группа

Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе детского сада Лексическая тема: "Лес, грибы"          Цель: Развитие связной речи в процессе расши...

Конспект занятия на тему: " Путешествие в волшебную страну цветов"

Учить узнавать и называть цветы и среду их произрастания, автоматизировать и систематизировать словарь детей на заданную тему....

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие на лесную полянку »

Занятие в старшей группе по образовательной области "Познание"...

Конспект ННОД интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации для детей средней группе по теме: «Путешествие в лес к лесным зверям»

Конспект ННОД  интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации для детей  средней группе по теме:  «Путешествие в лес к лесным зверям»...

Конспект НОД по теме: «Путешествие по лесной тропинке"

расширять знания детей о диких животных...

Конспект занятия в старшей группе "Грибы на лесной поляне"

Цель: Расширять и закреплять представления детей по теме «Лес», «Грибы»;Задачи: Образовательные: Уточнять представления о значении леса в жизни людей, о правилах поведения в ле...