Конспект НОД на тему: "Путешествие на волшебную лесную поляну."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Обобщение и расширение знаний детей по теме: "Весна"; формирование грамматического строя речи; развитие навыков словообразования и словоизменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_temu_puteshestvie_na_volshebnuyu_lesnuyu_polyanu.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие на волшебную лесную поляну"
Цель: обобщить и расширить представления детей по лексической теме "Весна".
Коррекционно-образовательные задачи:
-Пополнить словарь детей по теме "Весна"в процессе путешествия по волшебной лесной полянке;
-Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, антонимов к прилагательным;
-Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже;
-Закрепить навык образования степеней сравнения имён прилагательных;
-Закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Упражнять детей в подборе родственных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие связной речи, мелкой и общей моторики;
-Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности;
-Развития памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы); -Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания и доброжелательности;
-Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желания принимать участие в исследовательской деятельности.
Предварительная работа: проектно-исследовательская деятельность - "Весна пришла - зелёненькие листики берёзке принесла"; наблюдения за сезонными изменениями в природе; познавательные беседы; чтение рассказов И. Соколова-Микитова "Весна в лесу", Н. Сладкова "Весенние ручьи", "Весенняя гроза"; чтение стихов о весне Ф. И. Тютчева "Весна", А. Н. Плещеева "Весна", С. Я. Маршака "Весенняя песенка", "Апрель", С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился"; Рассматривание картин Саврасова "Грачи прилетели", Левитана "Весна", "Большая вода"; разучивание загадок, примет о весне; дидактические игры и упражнения; прослушивание музыкальных произведений из цикла "Времена года"..
Оборудование: уголок "Лесная поляна"; интерактивная доска; аудиозаписи песен "Если с другом вышел в путь". "Веснянка"; костюм Весны; угощение для детей.
Ход
I. Организационный момент. (дети входят под музыку и встают полукругом).
Логопед: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
Приветствие.
В этот день прекрасный, (дети разводят руки в стороны).
Мы рады приветствовать вас! (Дети машут ладошкой).
Пусть встреча для вас пройдет не напрасно, (Все ребята берутся за руки).
И вы унесете лишь радость от нас! (Поднимают руки вверх).
Введение в тему:
-Ребята, догадайтесь о каком времени года мы будем сегодня говорить?
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле…(Весна)
Логопед: Сегодня мы будем говорить о весне.
Закрепление пройденного материала.
(Цель: уточнение времени года, названия весенних месяцев).
Логопед: - Ребята, после какого времени года наступает весна? Отвечаем полным предложением. (весна наступает после зимы.)
-А какое время года приходит после весны?(после весны приходит - лето).
-Давайте вспомним весенние месяцы:
Д/ упр: "Доскажи словечко"
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц....(март).
За ним другой стучится в дверь,
Он называется...(апрель).
И третий месяц вспоминай,
Как называется он...(май).
-А какой сейчас месяц? (Апрель).
Логопед: Правильно!
Д/и: с мячом "Назови приметы весны". (Дети встают в круг).
(Цель: уточнить характерные признаки весны)
Логопед: - Ребята, давайте поиграем и назовём весенние приметы.
(Дети выходят на середину ковра и образуют круг. Логопед кидает мяч детям, дети возвращают мяч и называют весенние приметы).
Отвечать надо полным предложением и начинать со слова: весной....
(Весной ярко светит и греет солнышко; весной сосульки начинают таять; весной звенит весенняя капель; весной птицы прилетают из тёплых стран, вьют гнёзда и высиживают птенцов; весной просыпаются насекомые; весной появляются первые проталины с подснежниками; весной на ветках деревьев набухают почки: весной на реке тает лёд и начинается ледоход; дни становятся длиннее, а ночи короче; весной тает снег и текут ручьи;).
Логопед: Молодцы!
II. Основная часть:
Сюрпризный момент (Цель: создание приподнятого настроения).
– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.
-А отправимся мы с вами отправляемся на волшебную лесную полянку в гости к Весне.
-Друзья, вы готовы? (Логопед предлагает детям выйти на ковёр).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (дети становятся в круг и выполняют движения под песню). (Цель: развитие крупной моторики).
Если с другом вышел в путь.... (1 куплет и припев).
Логопед: Вот мы на волшебной лесной полянке!
(Логопед подводит детей к макету "Лесная полянка")
-Полюбуйтесь, как здесь красиво и пахнет весной. Как хочется вдохнуть полными лёгкими этот воздух, полный запахов трав и деревьев, распускающихся почек и первых лесных цветов.
Дыхательная гимнастика
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах!
Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах как пахнет!
Дети делают короткий шумный вдох и на плавном выдохе произносят: Ах, как пахнет весной!
-Молодцы! Все вдохнули запах весны.
Д/у: «Один – много»: (Цель: употребление существительных в родительном падеже). (Дети стоят).
Логопед: -Ребята, давайте расскажем, что мы видим на весенней лесной полянке. Я буду говорить про один предмет. а вы про много таких же предметов.
(Отвечаем полным предложением).
Я вижу почку –Артём, ты видишь (много чего?) Много почек.
Сосулька – .... ты видишь (много чего?) Много сосулек.
Ручей – ... ты (много чего?) Много ручьёв.
Цветок – ... ты видишь (много чего?) Много цветов.
Дерево – ... ты видишь (много чего?) Много деревьев.
Облако – ... ты видишь (много чего?) Много облаков.
Бабочка - ... ты видишь (много кого?) Много бабочек.
Листочек - ...ты видишь (много чего?) Много листочков.
Птица-.... ты видишь (много кого?) Много птиц.
Ветка-... ты видишь (много чего?) Много веток.
Гнездо-... ты видишь (много чего?) Много гнёзд.
Логопед: молодцы. ребята! Давайте присядем на весенней лесной полянке и отдохнём. (дети садятся на стулья).
(Выходит из-за ширмы Весна под музыку)
Весна: Здравствуйте, ребята!
Я Весна - Красна.
Бужу землю ото сна.
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Логопед: здравствуй Весна - Красна!
Весна: здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на волшебной лесной полянке.
Весна: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (нет).
Весна: Давайте про это расскажем и поиграем.
Д/и: «Скажи наоборот» (дети сидят)
(Цель: упражнение в подборе слов-антонимов к словам- признакам предмета).
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело).
Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Весна: Молодцы! Я от мороза землю отогревала и очень устала.
Логопед: А ты Весна -Красна присядь на пенёк и отдохни.
(Весна присаживается на пенёк).
-Логопед: Ребята, какое красивое слово "Весна".
Д/у: "Назови родственные слова" (Презентация).
(Цель: образования от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением).
(Логопед предлагает детям встать полукругом посмотреть на экран)
Логопед: -Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить родственные слова, которые там встречаются.(чтение стихотворения сопровождается показом презентации).
Весна, весна на улице
Весёлые деньки.
Веснушки у девчонок,
Веснянки у реки.
Одеты по весеннему
И в вешний лес идём
Весне мы очень рады
Весну - красну зовём!
Логопед: -Дети, назовите родственные слова (весна, веснушки, веснянки, вешний, по весеннему).
Логопед: Правильно! Эти слова похожие,
Как родственники схожие.
И живут одной семьей.
Логопед: -Дети, кто помнит, что такое веснянки?
Дети: Веснянки - это песни, воспевающая приход весны.
-А помните , вы, на музыкальном занятии пели такие песенки. Давайте одну Веснянку споём Весне.
Физкультминутка: песня "Веснянка"
Весна: -Ребята, посмотрите, сколько на нашей лесной волшебной полянке зима набросала снежков, т.к. она не хочет уступать мне своё место. (Дети стоят на середине ковра).
-А, вы, знаете что снежки можно растопить не только теплом, но и словами.
Д/и: «Про что я говорю »
(Цель: подбор существительных к прилагательным).
Весна: - Я сейчас буду называть слова, а вы догадайтесь про что я говорю?
От ваших правильных ответов снег начнёт таить.
(дети отвечают и снежки бросают в корзину).
Долгожданная, солнечная, тёплая (что?) …(весна.)
-Яркое, тёплое, ласковое, лучистое (что?)…(солнце.)
-Холодная, ледяная, прозрачная, твердая (что?).....(сосулька.)
-Высокое, чистое, безоблачное, ясное (что?)....(небо)
Липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый (что?) ....(снег)
Звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые (что?)....(ручьи)
Молодая, зелёная, ранняя (что?)...(трава)
Липкие, свежие, душистые (что?)...(листочки)
Ласковый, нежный, тёплый (что?)...(ветер)
Логопед: Посмотрите, весь снег мы помогли Весне растопить.
ВЕСНА : Спасибо вам, ребята! Без вас не справилась бы я.
-Посмотрите, сколько разных деревьев в весеннем лесу.
Логопед: ребята, давайте о них расскажем.
Пальчиковая гимнастика "Весна" (дети стоят)
(Цель: развитие мелкой моторики рук).
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза («фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала .(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)
И шумят весной деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)
(Дети садятся на стульчики)
IY. Исследовательская деятельность .(Цель: воспитание желания принимать участие в исследовательской деятельности).
Логопед: -А помните мы с вами срезали в марте и поставили веточки берёзы в вазу и за ними наблюдали в течении двух недель.
-Что с ними произошло сначала? (набухли почки).
-А что потом? (распустились листочки).
(Логопед указывает на вазу с веточками берёзы).
-А почему они в группе распустились, а на улице в марте -нет ( потому что в группе тепло, а на улице в марте холодно;
В группе светло, а на улице в марте день короткий; в группе они стояли в воде, а в марте на улице недостаточно воды).
Логопед: Правильно! Для того чтобы на деревьях распустились листочки необходим свет, тепло и вода.
Д/у: "Измени слова" (дети сидят)
(Цель: образование степеней сравнения имён прилагательных).
Дети по образцу логопеда изменяют слова, закрепляя признаки весны.
Логопед: Ребята. сегодня такой чудесный день, а завтра будет ещё чудеснее.
Было светло, а будет еще … светлее.
Ветер дул лёгкий, а будет еще …легче.
Солнце светило ярко, а будет еще … ярче.
День был длинный, а станет еще … длиннее.
Снега мало, а будет еще … меньше.
Снег тает быстро, а будет ещё … быстрее
Птицы поют громко, а будут ещё громче
тепло. а будет ещё..... теплее.
Весна: Молодцы вы такие умные и светлые! А на память о нашей встрече я хочу вам подарить первые весенние цветочки. Но они не простые, с секретом.
(Весна дарит подарки). (Дети благодарят).
Весна: Ребята, мне понравилось с вами играть, но вам пора возвращаться в детский сад , а у меня ещё много дел. Я могу вам помочь быстро вернуться в группу.
Весна: подойдите все ко мне, закройте глаза и повторите за мной волшебные слова: Раз, два, три в детский сад попади!
(Дети закрывают глаза и проговаривают волшебные слова).
(Весна уходит за ширму)
Логопед: вот мы и в детском саду.
III. Итог.
Логопед: где мы с вами были? (На волшебной лесной полянке).
-К кому мы ходили в гости? (К Весне).
-Что вам больше всего понравилось?
-Какая игра была самой интересной?
-Вы все, молодцы! Наше занятие закончено. Мы возвращаемся в группу.
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной к школе группе на тему:
"Путешествие на волшебную лесную полянку".
Ларина Марина Викторовна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад №25
"Солнечный зайчик"
г. Серпухов, Московская область
На занятии присутствовали дети подготовительной логопедической группы второго года обучения, с речевым заключением - общее недоразвитие речи I - II уровня. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Цель: обобщить и расширить представления детей по лексической теме "Весна".
Коррекционно-образовательные задачи:
-Пополнить словарь детей по теме "Весна"в процессе путешествия по волшебной лесной полянке;
-Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, антонимов к прилагательным;
-Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже;
-Закрепить навык образования степеней сравнения имён прилагательных;
-Закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Упражнять детей в подборе родственных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие связной речи, мелкой и общей моторики;
-Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности;
-Развития памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы); -Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания и доброжелательности;
-Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желания принимать участие в исследовательской деятельности.
Предварительная работа: проектно-исследовательская деятельность - "Весна пришла - зелёненькие листики берёзке принесла"; наблюдения за сезонными изменениями в природе; познавательные беседы; чтение рассказов И. Соколова-Микитова "Весна в лесу", Н. Сладкова "Весенние ручьи", "Весенняя гроза"; чтение стихов о весне Ф. И. Тютчева "Весна", А. Н. Плещеева "Весна", С. Я. Маршака "Весенняя песенка", "Апрель", С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился"; Рассматривание картин Саврасова "Грачи прилетели", Левитана "Весна", "Большая вода"; разучивание загадок, примет о весне; дидактические игры и упражнения; прослушивание музыкальных произведений из цикла "Времена года"..
Оборудование: уголок "Лесная поляна"; интерактивная доска; аудиозаписи песен "Если с другом вышел в путь". "Веснянка"; костюм Весны; ленточки для танца; угощение для детей.
На занятии прослеживалась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», "Познавательно-речевое развитие", "Физическое развитие", «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению дидактических принципов:
- доступность предлагаемого материала,
- наглядность,
- индивидуальный подход
- принцип развития,
- принцип системного подхода
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Занятие было построено по технологии игрового обучения. Использовались дидактические игры и игровые упражнения: "Доскажи словечко", Д/и с мячом "Назови приметы Весны", "Назови родственные слова, Д/у "Я вижу много...", "Скажи какой", «Скажи наоборот».
К занятию было подготовлено оборудование и проведена предварительная работа.
Также на занятии использовались технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения (слушала мнение детей, поддерживала их рассуждения, давала положительную оценку.)
Чтобы повысить интерес детей к коррекционно-образовательному процессу на занятии были использованы информационно – коммуникационные технологии - показ презентации "Родственные слова" и использование аудиозаписи "Весна".
Такая деятельность создавала положительный, эмоциональный фон образовательного процесса, повышала речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент - приход Весны, угощения.
Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, показ действия, наводящие вопросы.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей.
Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость. В занятие были также включены физкультминутки с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика, которые отражали лексическую тематику занятия и сняли напряжение у детей.
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций. В ходе занятия были активизированы слуховое и зрительное внимание, мышление, память, восприятие.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили интерес к выполнению заданий. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект интегрированного занятия Тема: «Путешествие в волшебный лес» Средняя логопедическая группа
Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе детского сада Лексическая тема: "Лес, грибы" Цель: Развитие связной речи в процессе расши...
Конспект занятия на тему: " Путешествие в волшебную страну цветов"
Учить узнавать и называть цветы и среду их произрастания, автоматизировать и систематизировать словарь детей на заданную тему....
Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие на лесную полянку »
Занятие в старшей группе по образовательной области "Познание"...
Конспект ННОД интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации для детей средней группе по теме: «Путешествие в лес к лесным зверям»
Конспект ННОД интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации для детей средней группе по теме: «Путешествие в лес к лесным зверям»...
Конспект НОД по теме: «Путешествие по лесной тропинке"
расширять знания детей о диких животных...
Конспект занятия в старшей группе "Грибы на лесной поляне"
Цель: Расширять и закреплять представления детей по теме «Лес», «Грибы»;Задачи: Образовательные: Уточнять представления о значении леса в жизни людей, о правилах поведения в ле...