"Развитие связной речи посредством составления рассказа-описания"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Представленные тезисы систематизируют авторское видение развития связной речи детей с ТНР посредством составления рассказа-описания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рассказ-описание34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование связной речи

посредством составления рассказа – описания на логопедических занятиях

  1. Развитие связной речи на индивидуальных занятиях и  в системе подгрупповых (количество занятий  определяет логопед) коррекционных занятий с детьми, имеющими ОНР.

 2.  Виды текстов:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

3.  Тексты-описания, используемые на логопедических занятиях:

  • времена года;
  • живые предметы (люди, животные, птица, насекомые, рыбы);
  • неживые предметы (игрушки, мебель, посуда, одежда и др.)

4.  Варианты текста-описания:

  • одного предмета или времени года;
  • описание – сравнение двух предметов или времен года.

5.   Рассказы – описания живых и неживых предметов отражают:

  • внешние признаки;
  • внутренние качества (черты характера);
  • среду обитания;
  • назначение.

6.  Рассказы – описания по степени сложности:

  • по плану (рисунки, схемы);
  • по представлению (припоминание реально существующих объектов);
  • фантазирование.

7.  Наглядная опора для составления рассказа – описания:

  • предложенная логопедом;
  • придуманная детьми.

8. Игровые приёмы:

  • объявление о пропавшем предмете (роль автора письма);
  • экскурсия в музей, картинную галерею (роль экскурсовода);
  • выступление по телевизору, радио (роль диктора, ведущего программу);
  • письма кому-либо (роль автора);
  • продажа предмета (роль продавца);
  • реклама (роль рекламного агента);
  • составление загадки;
  • рисование (конструирование) предмета;
  • ощупывание предмета с закрытыми глазами;
  • воспоминание;
  • придумывание сна;
  • путешествие на другую планету;
  • придумывание сказочных персонажей (с дальнейшим составлением текста повествовательного характера или уточнением описания персонажа для уже готового сюжета);
  • замедленный «просмотр фильма» о времени года, т.е. последовательно сменяющие друг друга кинокадры;
  • прогулка по лесу, саду;
  • вымышленное  путешествие сказочного героя (например, гнома) по ... стране (например, Лилипутии)
  • когда я буду … , если бы я был

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.

Конспект занятияпо развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам Тема занятия:   животные  2-я младшая группа (3-4 года), время занят...

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию связной речи Тема: «Составление письма ребятам дошкольного учреждения из другого города»

Представлен конспект по развитию связной речи, в котором описывается  составление письма детьми для детей-дошкольников из другого города....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...

«Формирование связной речи посредством составления описательных рассказов»

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок ст...

Формирование связной речи посредством составления описательных рассказов

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок ст...