Организация самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ через словесное творчество
статья по логопедии по теме
" Человека нельзя "сделать", "произвести", "вылепить",...., но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность,...через механиз этой самой его деятельности, он формируется..." Г.С.Батищев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnoe_tvorchestvo.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Организация самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ через словесное творчество»
Максименко Ольга Павловна,
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
МБДОУ№1 «Детский сад Им.Ю.А.Гагарина» г.Анива,
Сахалинской области
Анива, 2016 год
«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.»
Г.С.Батищев
На современном этапе к образованию предъявляются все новые и новые требования в подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
По мнению ряда авторов, подготовка детей к школе предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И. Божнович, Л.А.Вегнер, Л.В.Крайнова и др.). Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности воспитанников следующим образом - это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к педагогу, отношение к школе и нравственно- волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка и выделяют это качество, как одной из ведущих в становлении и формировании личности в целом. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Особенно это необходимо
работе учителя-логопеда с воспитанниками логопедических групп.
Дети с нарушениями речи имеют своеобразное развитие, оно отражается на всех аспектах не только психологического, но и личностного развития ребенка. У воспитанников с нарушениями речи недостаточно сформирована внутренняя речь, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот; они испытывают трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии; эти дети испытывают трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании; в деятельности для них характерны штампы, однообразие; артикуляционные движения недифференцированные; они испытывают трудности взаимодействия со сверстниками; в игре сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера; нарушена мелкая моторика, влияющая на способность к рисованию, лепке, конструированию.
Вследствие всего вышеперечисленного особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности страдают чрезвычайно. Детям с речевыми нарушениями свойственны:
- зависимость от окружающих;
- пассивность;
- низкая работоспособность;
- сниженный уровень притязаний;
-неадекватная самооценка.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
- Мы - театрались! - заявляет четырехлетний Коля.
- Фу, какая разлепуха! - морщится Алена от растаявшего снеговика.
- Посмотри, как я красавлюсь! - умиляется Саша, глядя на себя в зеркало.
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что средний дошкольный возраст ребенка являются периодом усиленного словотворчества и занимает центральное место в процессе психологического развития. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н.А. Рыбников поражался богатству детских словообразований и их лингвистическому совершенству, он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка».
Ребенок 4-5 лет, верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту сквознячок; У лысого голова босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес — компрес).
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Специально организованный процесс словотворчества на логопедических занятиях может являться условием повышения уровня развития речи детей, что работа с детьми по развитию словотворчества будет более эффективна при условии включения в систему работы методов и приёмов, способствующих становлению детского словотворчества.
Чтобы активно вовлечь детей в процесс словотворчества нами был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный) проект «Сундучок историй».
Цель этого проекта - сформировать мотивированное отношение детей к развитию речи через приобщение к книжной культуре.
Участники проекта:
- дети с 5 до 7 лет, посещающие логопедические группы детского сада (подготовительная группа) и их родители.
Дети не только расширяли знания в области детской литературы, но и на основе сказок, стихов – импровизировали – придумывали свои истории, учились составлять письмо любимому герою, иллюстрировали свою книжку-малышку по прочитанной истории и т. д.
Игры со словами обычно проводились после чтения определенных книг.
Так, например по теме «Детеныши животных» мы проводили игры со словами после знакомства детьми с произведением Е.Чарушина «Зверята»:
«У кого какая мама?»
Цель игры: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Логопед называет детеныша, а дети называют его маму, самку.
Словарный материал: олениха, львица, тигрица, верблюдиха.
Для многих детей эти названия были неизвестны, поэтому они получали возможность поиграть со словом, поэкспериментировать с ними.
Пример (ответы детей):
-(самка оленёнка) «Олёна», «оленина», (мама льва) «львена», « у мамы львёнка лохматая прическа», "тигренки, они полосатые, как зебры». Дети знакомятся с разными типами отношений между предметами и обозначающими их словами. Исследуя звучание слов их согласованность, дети не только самостоятельно развиваются, узнают новое, но и учатся исправлять словесные ошибки.
Но исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка. При этом педагог выступает как сотрудник, помощник.
Или знакомство с темой «Времена года. Весна», после чтения рассказов о весне дети придумывали и рассказывали сказки о путешествии Капельки.
Дошкольное детство – период фантазий и активного словотворчества. Именно в эту пору рождаются новые слова, рифмы, сказки. Дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа: «Бобик-бобик-барабобик» или «Пула-мула-каракула». Повторение подобных «абракадабр» приносит им явное удовольствие. Совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в воображении ребенка удивительные поэтические образы. К словотворчеству склонны почти все дети. Взрослым стоит лишь помочь развить эти способности.
Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности. Не только ориентация в общении на более подготовленных детей. Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»
Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....
Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»
Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....
Методическая разработка по организации самостоятельной деятельности, детей раннего возраста, в уголке творчества.
Как привлечь детей к работе с пластилином? Как организовать их самостоятельную деятельность в этом направлении? Всё довольно просто, если приложить немного усилий и фантазии!...
Организация самостоятельной деятельности воспитанников
консультация для педагогов...
Реферат на тему «Организация самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ»
Одной из доминирующих задач при организации работы с дошкольниками является формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Исследования психологов доказывают, что в этот период открывают...
Презентация. Опыт работы: «Совершенствование организации образовательного процесса через самостоятельную деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста».
Цель: оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.Основные задачи: Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.Развивать...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».
В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...