Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Кондратенко Ирина Сергеевна

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические  и речевые игры как средство  развития фонематического слуха дошкольников.

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. То есть это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит человек, их звукосочетания, слоги, слова.

Как только ребёнок родился его окружает множество разных звуков, но наиболее значимы  речевые звуки, т.е. слова. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. В этом случае большое значение имеет процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.

От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро ребёнок начнёт правильно говорить, т.е. развитие звуковой стороны речи. Фонематический слух очень важен при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова.

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению  грамоты, письменной речи.

Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности:

  • Ребёнок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков;
  • С трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы);
  • Слабо узнает голоса знакомых детей, родных;
  • Сложно запоминает и узнает мелодию, не воспроизводит простой ритм;
  • Допускает ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
  • Имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении элементарного звуко — слогового анализа.

Исходя из этих особенностей можно утверждать что если ребёнок неправильно слышит эти звуки, он их неправильно и произносит. Следовательно он неправильно их будет выделять в словах и в дальнейшем неправильно писать эти слова!

Чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры.

Наиболее эффективной формой обучения является дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.

 

Можно выделить несколько этапов развития фонематического слуха.

1) Узнавание неречевых звуков. (то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить).

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Чудо звуки» 

Прослушать с детьми аудиозаписи звуков живой природы (шум дождя, морской прибой, шелест листьев и т.д.). Узнать и проанализировать услышанные звуки: их сходство, различие, обсудить, где и когда их можно услышать и кому они могут принадлежать, какой звук был первым, вторым, в начале, в конце, в середине, до, после, между и т.п.  Сначала желательно давать контрастные звуки и лишь, затем переходить к дифференциации сходных по звучанию звуков.

Подобную игру можно провести на улице, на прогулке, экскурсии в лесу. Сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами. На этом этапе хорошо играть в игры «О чем говорит дом, улица, лес».

Игра «Что я делала?».

В этой игре мы знакомим со звуками, которые издают различные предметы: когда бьётся мяч об пол;  звук обрывания бумаги; звук льющейся воды;  стук по клавишам фортепиано. Затем эти же действия, педагог совершает за ширмой. Дети должны угадать, что они слышат.

Игра «Кто позвал?»

Дети говорят водящему: «Мы немного порезвились, по местам все разместились, ты загадку отгадай, кто позвал тебя узнай». Называет имя водящего тот, на кого покажет педагог. Водящий стоит спиной или с закрытыми глазами. Игра усложняется, когда дети меняют свой голос, или зовут водящего «АУ!».

Игра «Постучалки» 

Взрослый демонстративно стучит палочкой по предметам и объектам находящихся в группе и просит детей запомнить эти звуки на слух. Далее дети совместно с преподавателем стучат по доске, столам, стульям, стеклу, подоконнику и запоминают эти звуки. Потом роль ведущего можно предложить детям по очереди.

Игра «Послушай тишину»

Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы «капает вода из крана, завывает ветер, крики на улице, скрип двери, тиканье часов и т.п.».

Игра «Подбери картинку или игрушку» 

Взрослый за ширмой издает звук предметом, а дети угадывают, чем звучал, стучал, шуршал, гремел педагог и подбирают картинку или игрушку, а потом сверяют правильность ответа.


Игра «Шумящие коробочки». 

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Вместе с ребёнком насыпьте в коробочки от киндер-сюрпризов пуговицы, гречу, горох, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку коробочки, что у него внутри.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Угадай где звенит»

Для игры приготовьте колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребёнок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук в различных направлениях. Ребенок должен показать рукой в ту сторону, откуда звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит ? - слева, справа, впереди, сзади.

Игра «Парочки»

Подготовьте несколько пар маленьких баночек или коробочек с различным содержимым. Например 2 баночки с горохом, 2 баночки с сахарным песком, 2 баночки с фасолью и т. п. Один комплект баночек у взрослого, второй — у ребёнка. Педагог трясёт баночкой, а ребёнок слушает и затем ищет у себя с таким же звуком.

Игра «Где будильник»

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей – поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

Игра «Повтори как Я»

Взрослый отстукивает ритм по коленям, ладошками или на барабане, а ребенок должен повторить. Затем ритм можно усложнить.

2) Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо».

Взрослый показывает детям котенка и просит послушать и запомнить как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают далеко или близко мяукает котенок. (Где гудит пароход, кто плачет?..)

Игра «Длинный звук – короткий звук».

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, воспроизведи «короткий» звук) выбирает сам музыкальный инструмент.

Игра «Три медведя».

Педагог произносит различные фразы из сказок или других произведений  то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Можно использовать других животных (кошку и котенка, собаку и щенка, корову и теленка и т.д.).

Игра «Угадай, кто?».

Педагог произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит детей как можно точнее отгадать, кто так говорит:

-  Московское время 10 часов 5 минут.

-  Налить Вам еще чаю?

-  Открой рот и скажи «а-а-а».

-  Раз, два, три – тебе водить.

-  Мороженое – сливочное, клубничное, шоколадное!

-  Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области – туман.

-  Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – «Таганская».

-  Внимание! Прибытие поезда «Москва – Санкт-Петербург» ожидается в18 часов…

Игра «Так бывает или нет?».

Педагог читает детям стихи. Дети, услышав то, чего не бывает, должны хлопнуть в ладоши и сказать, как бывает.

Умный удот метлою удил,

Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,

Удочкой улицу мел крокодил.

Свекла ехала верхом в парусной карете.

Утка усатая мышку поймала,

А за ней едва дыша тихо, аккуратно

Кошка с утятами в речку ныряла.

Два кирпичных беляша топали обратно.

Что-то, наверное, было не так,

А за ними во всю прыть, мелкими шажками

Что же напутал поэт наш, чудак?

Шкаф пытался переплыть блюдо с пирожками.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Шире круг! Шире круг!

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу

Шел по улице индюк,

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть

На цепи бульдога вел,

А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей

И хвостом дорогу мел.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

Шире круг! Шире круг!

А на встречу шел утюг.

Педагог может спрашивать детей: Так бывает или нет? Волк испугался зайца, машина летит по воздуху, на светофоре горит синий свет…


3) Различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Придумай слово».

Педагог просит послушать слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – мишка, миска, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, роса, оса, лиса…).

Игра «Слушай и показывай».

На столе – несколько картинок квазиомонимов - обозначающих слова, отличающиеся по звучанию одним звуком: крыса-крыша, почка-бочка  удочка-уточка, халат-салат и т.д. Взрослый медленно и четко произносит название картинки, а ребенок находит, показывает ее.

Игра «Лишнее слово».

Педагог четко произносит слова и предлагает назвать слово, отличающееся от всех:

1 вариант:

Утенок, котенок, утенок, утенок.

Ком, ком, кот, ком.

Винт, винт, винт, бинт.

Дудка, будка, будка, будка.

2 вариант:

мак, бак, банан, так;

совок, гном, венок, каток.

мак, бак, веник, рак;

каток, маток, дом, поток.


4) Различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Какой слог лишний?». Взрослый произносит ряды слогов «та-та-та-да-та», «ва-ва-фа-ва-ва»… Ребенок хлопает, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Слушай и повторяй».  

Взрослый предлагает ребенку повторить сочетания из 2-х—3-х слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов


5) Опознание и различение звуков (фонем).

Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «Т».

Тапки, сок, аист, дом, сова, каток и т.д.

Игра «Кто самый внимательный?».  

Взрослый называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит называемый  звук, слог с этим звуком. (с, з, р, ш,   са, за, ра, ша)

Игра «Волшебная ромашка». 

На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

Игра «Подушка и камень»

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
Оборудование. Предметные картинки с изображением подушки и камня или маленькая подушечка и камешек; предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки, а ребёнок если слышит твердый согласный, то он поднимает «камень», если мягкий - «подушку».

Игра «Загадочный сундучок». 

В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть нужный звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

6) Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. 

(Учить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять количество звуков в слове, место звука в слове)


Игра «Слог сбежал»

Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

Игра «Что лишнее?»

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                     кот, ель, козел, колобок

                     зонт, замок, шар, заяц

Игра «Цепочка».

Первый игрок называет слово, следующий подбирает слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова.

Игра «Быстрый клубочек»
Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Педагог называет звук, а дети передают друг другу клубочек и называют слово с заданным звуком. Затем передают клубочек дальше.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Например:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Игра «Найди одинаковые звуки»

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук {например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант}.

Вариант: раскрасить эти картинки.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Где спрятался звук?».

У логопеда – набор предметных картинок, у каждого из детей – карточка, разделенная на три квадрата, фишка. Логопед показывает предметную картинку, дети называют предмет и каждый на своей карточке закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится заданный звук – в начале, середине или в конце слова.

Уделяя внимание развитию фонематического слуха, ребенку будет легче освоить правильное звукопроизношение, а в дальнейшем чтение и письмо.

Успехов Вам и Вашим деткам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха"

Представлена дидактическая игра "Найди два слова на один звук". Дети учатся выполнять задания по инструкции. Совершенствуются их фонематический слух и звукопроизношение....

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

Консультация для родителей "РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ"

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко...