Консультация для родителей "Игра как средство развития фонематического слуха"
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Игра как средство развития фонематического слуха" | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство развития фонематического слуха
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух – это различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой.
Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения – например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в чётком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т.д.
Приёмы развития фонематического слуха: фонетический анализ и синтез как специальные задания; обнаружение в словах безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Предлагаю для занятий следующие игры:
- «Волк, зайцы и охотники»
Охотники охотятся за волками. Волком будет звук «Р», Зайцем – звук «РЬ», а вы охотники. Как только услышите в словах «Р», стреляйте – хлопайте в ладоши! Только не трогайте зайцев. ( взрослый произносит слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук «Р»).
- «Внимательные покупатели»
-Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук «К» (или «М»). Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не заплатили!
3. «От бочки до точки»
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое слово получится, если первый звук в слове «бочка» заменить на звук «д» ? На звук «к», «н», «м», «т» ?
4. «Рыбалка».
Даётся установка: «Поймать слова со звуком «л» (можно и с другими звуками).
Ребёнок берёт удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребёнок показывает и называет.
5. «Телевизор»
На экране телевизора прячется слово. На доске вывешиваются картинки на каждый звук спрятанного слова по порядку. Ребёнок должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если он правильно назвал слово, экран телевизора открывается.
Например, слово месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
6. «Рассели животных».
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в домик.
Например: домики с буквами «ц» и «ш».выложены следующие картинки: цапля, собака, лягушка, цыплёнок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
7. «Цепочка слов».
Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово (карандаш – шапка – аист –ток – крот –том –мак и т.д. )
8 «Волшебный круг»
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребёнок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком т названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются).
Например:
мышка-мишка удочки-уточки
мак-рак коза-коса
кит-кот трава-дрова
усы-уши дом-дым
9. «Заколдованное слово»
Взрослый рассказывает историю о том, что злой волшебник заколдовывает слова, поэтому они не могут выбраться из замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки правильно называются в нужном порядке, слово считается спасённым. Взрослый называет слово, а спасатели должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить, за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трёх-четырёхбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные слова». Например, «расколдовываем» слово «мак» - м, а, к.
Использование перечисленных игр позволяет детям овладеть следующими умениями:
- Называть звуки, из которых состоит слово;
- Не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- Определять роль гласных букв, обозначающих мягкость согласных;
- Определять количество букв и звуков в слове
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"
Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...
"Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха"
Представлена дидактическая игра "Найди два слова на один звук". Дети учатся выполнять задания по инструкции. Совершенствуются их фонематический слух и звукопроизношение....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.
Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....
Игра - как средство развития фонематического слуха
консультация для родителей...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра – как эффективное средство развития фонематического слуха"
Мастер-класс для воспитателей...