Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей с тнр среднего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
методическая разработка логопеда для воспитателей по развитию фонематического слуха у детей с тнр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя – логопеда для воспитателей в работе с детьми с тнр средней группы компенсирующей направленности
Упражнения для развития фонематического слуха у детей с тнр 4 года жизни
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.
Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .
— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,
дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)
Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Дидактическая игра "Отгадай, что звучит"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
Дидактическая игра "Угадай, что делать"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими. Если тихо - держит руки на коленях. (Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз) .
Дидактическая игра "Где позвонили"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади. и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление
Дидактическая игра "Так ли это звучит? "
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.
Дидактическая игра "А что у вас? "
Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова.
Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.
Дидактическая игра "Том и Тим"
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук - твердый согласный, то картинку большому гному.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг (ра) .
Ры- ры-ры—у мальчика ша (ры) .
Арь- арь- арь—на стене висит фо (нарь) .
Дидактическая игра «Что делает? »
Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Ход: Воспитатель показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.
Дидактическая игра «Веселый мяч»
Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.
Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. ».(Дети повторяют.)
«Если играет девочка, то мяч смеется:ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох. »
Затем мальчики и девочки меняются местами.
Дидактическая игра «Ветер – ветерок»
Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.
Ход: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.
Дидактическая игра «Чья песенка»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Перед детьми на фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары) Воспитатель предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара.
Дидактическая игра «Моторчики»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], перебрасывают мяч воспитателю. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р'].
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Педагог установив стрелку напротив картинки предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его.
Дидактическая игра «Птица с птенцами»
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук.
Дидактическая игра «Веселые картинки»
Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].
Ход: Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж].
Дидактическая игра «Вьюга»
Цель: Развивать силу голоса детей.
Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают.
Дидактическая игра «Комары и жуки» Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].
Ход: Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж]. Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу. ». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей.
Дидактическая игра «Закончи фразу»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
«Не послушал зайка папу,
Отдавили зайке (лапу) .»
«Дети в скверике сидели
И мороженое (ели) .»
«А возле этой елки
Бродили злые (волки) ».
«Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица) ».
«Стала жаба важно квакать:
-- Ква-ква-ква, не надо (плакать) ».
«Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили) ».
«Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу) ».
«Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула) ».
«Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал (щенок) ».
«Как у нашей дочки
Розовые (щечки) ».
«Лучше мама не пищи,
Ты мне няньку (поищи) ».
Дидактическая игра «Большие и маленькие комары»
Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.
Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары.
Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.
Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Найди звук» Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с дву...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь ...
Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....