Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Бутенко Эллина Александровна

Рабочая коррекционно-логопедическая  программа

«Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Информационная карта программы

           1

  Полное название

  программы

                 Коррекция речевых нарушений в  условиях образовательного

                 учреждения.

           2

             Цель программы

     Коррекция нарушенных речевых функций, их профилактика, формирование            речи как средства общения, социализация детей и интеграция их в общество.

          3

              Направленность

              образовательной

              программы

                  Коррекционно-логопедическая.

           4

   Краткое содержание              программы

  1.Пояснительная записка.

  2. Содержание коррекционно-логопедической работы.

       2.1.Интеграция  образовательных областей в логопедической работе.

       2.2. Перспективное планирование в  младшей  группе.

       2.3. Перспективное планирование  в средней  группе.

       2.4. Перспективное  планирование в   старшей группе.

       2.5. Перспективное  планирование  в подготовительной к    школе  группе.

  3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

       3.1. Критерии обследования детей младшего дошкольного возраста.

       3.2. Критерии обследования детей  среднего и старшего дошкольного                                возраста.

            5

    Составитель  программы

                    Учитель-логопед дошкольного учреждения Бутенко Эллина

                    Александровна

            6

  Образовательное                      учреждение 

                    ГБОУ ЦО № 1858

             7

              Адрес, телефон             

                    109429: г. Москва, Капотня, 3-й квартал, д. 24

                    Тел: (495) 355-0000, 355-84-47

                    Факс: (495) 355-84-47

                    сайт:   www.cо1858.ru

                    e- mail: 1858@mail.ru

           8

   Уровень реализации                программы

                    Воспитанники дошкольного учреждения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx963.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1858

109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29                        e-mail: 1858@mail.ru

Тел: (495) 355-0000, 355-0100                                                            сайт:  www.sch1858.uvuo.ru

Факс: (495) 355-0000

C:\Users\Александр\Pictures\лев1.png

Рабочая программа  

дошкольного учреждения

«Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Принята       методическим объединением                                                             «Согласовано»

педагогов                                                                            Зам. директора по ОКО

протокол № ____ от ___________________                                        ГБОУ ЦО № 1858

                                             /./                                                                                                                          

                                                                                             

Составитель: Бутенко Э. А.

        

Срок реализации программы –  4 года

Москва

Рабочая коррекционно-логопедическая  программа

«Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Коррекция речевых нарушений в  условиях образовательного учреждения.

2

Цель программы

Коррекция нарушенных речевых функций, их профилактика, формирование речи как средства общения, социализация детей и интеграция их в общество.

3

Направленность

образовательной программы 

 Коррекционно-логопедическая.

4

Краткое содержание программы

1.Пояснительная записка.

2. Содержание коррекционно-логопедической работы.

2.1.Интеграция  образовательных областей в логопедической работе.

2.2. Перспективное планирование в  младшей  группе.

2.3. Перспективное планирование  в средней  группе.

2.4. Перспективное  планирование в   старшей группе.

2.5. Перспективное  планирование  в подготовительной к    школе  группе.

3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

3.1. Критерии обследования детей младшего дошкольного возраста.

3.2. Критерии обследования детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

5

Составитель  программы

Учителя-логопеды дошкольного учреждения.

6

Образовательное  учреждение

ГБОУ ЦО № 1858

7

Адрес, телефон

109429: г. Москва, Капотня, 3-й квартал, д. 24

Тел: (495) 355-0000, 355-84-47

Факс: (495) 355-84-47

сайт:   www.cо1858.ru

e- mail: 1858@mail.ru 

8

Уровень реализации программы

Воспитанники дошкольного учреждения

9

Количество часов в неделю

По расписанию ДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс  речевого развития  актуально рассматривать в современном дошкольном образовании, как основу воспитания и обучения детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.      Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный  возраст  является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
      
 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи в разных возрастных группах детского сада.     Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН и ОНР в среду нормально развивающихся сверстников. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений.      

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше,Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

 Логопедическое    сопровождение с дошкольниками  в  детском саду предполагает фронтальные занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Лексический  материл подобран с учетом этапов коррекционного обучения индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. В основе создания программы работы использовались программы, утвержденные Министерством образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма.

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением  нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов  коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.  

Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер  и предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с речевыми нарушениями.

Курс включает в себя фронтальные и индивидуальные занятия в течение учебного года, продолжительностью 15-30 минут и проводятся 1-3 раза в неделю в зависимости от возрастной группы.

Контингент учеников в группах — воспитанники дошкольного учреждения 3-7 лет.

Сроки реализации - 4 учебных года.

 Цель: коррекция нарушенных речевых функций, их профилактика, формирование речи как средства общения, социализация детей и интеграция их в общество.                 

Задачи:

 - Своевременно выявить речевые  нарушения  у детей дошкольного возраста (воспитанников образовательного учреждения);

- Коррекция нарушений в развитии устной речи у воспитанников образовательного учреждения;

- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Программно – методическое обеспечение

Программы, утвержденные Министерством образования РФ

Программа  «От рождения до школы» (авторский коллектив Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др).

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). (Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью)

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.  //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т ) . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —352 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье,переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

2. Содержание коррекционно-логопедической работы

  • Формирование полноценных произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия , фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому  составу  слов и изменению слов , их сочетаний  в предложении;
  • Обогащение словаря  преимущественно  привлечением  внимания  к способам словообразования, к эмоционально-оценочному  значению слов;
  • Воспитания умений правильно составлять  простое и сложное распространенное  предложение; употреблять разные конструкции предложений  в самостоятельной связной речи;
  • Развитие связной речи  в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи  по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • Формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты;

Интеграция образовательных направлений в логопедической работе

Образовательное направление

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать координированностъ и точность действий. Формировать правильную осанку при  посадке за столом. Расширять знания о артикуляционном аппарате и его функционировании.

-пальчиковая гимнастика

-речь с движение

- физминутки

-артикуляционная гимнастика

- беседа

Речевое развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в свое и чужой речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- автоматизация поставленных звуков

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память с разрезными картинками, пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дид. игрушками, играми в пальчиковой гимнастике. Расширять представление о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков

- дидактические игры на развитие зрительного и слухового внимания

- игры с мозаикой, пазлами, мелкими предметами

-пальчиковая гимнастика

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. Учить различать звучание нескольких игрушек или музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие тихие, высокие и  низкие звуки. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать прослеживающую функцию глаза и руки. Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры и упражнения

-штриховка

Социально- коммуникативное развитие

Развивать  игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игре в настольно –печатные игры дидактические игры. Учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- настольно-печатные  

-театрализованные игры

-автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

- беседа

- поручения

Перспективное планирование вторая младшая группа

I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексическая тема

«Наша группа», «Игрушки», «Осень», « Овощи», «Фрукты», «Наше тело», «Одежда» ,« Цвет, форма, величина»,

 «Дерево», «Профессии в детском саду»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда.

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных.

Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже, по вопросам, по демонстрации действий, по картинке.

Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картине с использованием вопросов.

Формировать навыки диалогической речи.

Развитие когнитивных процессов

Цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник).

Количественные представления (один-много, два).

Формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание.

Формировать осознание собственного тела.

Формировать временные представления (осень).

Развитие произносительной стороны речи

Познакомить с органами артикуляции.

Развивать слуховое внимание.

Познакомить со звуками «А», «У».

Формировать просодическую сторону речи.

Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

Количество занятий: 10

II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы

«Зима», «Дикие животные», «Домашние животные», « Новый год», «Зимние забавы», «Обувь», «Наш дом», «Мебель», « «Детеныши домашних животных», « Детеныши диких животных»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже.

Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «У», «НА», «В», «ИЗ».

Развитие самостоятельной фразовой речи

Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа.

Учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану.

Продолжать формировать навыки диалогической речи.

Развитие когнитивных процессов

Цвет (синий).

Продолжать работу, начатую в первом периоде.

Формировать сериационный ряд (большой, поменьше, маленький), (маленький, побольше, большой).

Формировать временные представления (зима).

Развитие произносительной стороны речи

Продолжать работу, начатую в первом периоде.

Познакомить со звуками «И», «О», «Э».

Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

Количество  занятий:12

III  период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы

 «Весна», « Мамин день», «Семья», «Транспорт», «Посуда», «Продукты», «Домашние птицы», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с предлогом.

Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «С», «ПО».

Развитие самостоятельной фразовой речи

Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений простого описательного характера.

Учить навыкам пересказа рассказа «Курочка Ряба»

по вопросам и картинному плану. Продолжать формировать навыки диалогической речи.

Развитие когнитивных процессов

Продолжать работу, начатую в первом и втором периодах. Формировать временные представления (весна, лето).

Формировать сериационный ряд (длинный, короче, короткий), (короткий, длиннее, длинный).

Развитие произносительной стороны речи

Продолжать работу, начатую в первом и втором периодах.

Познакомить со звуками «М», «П», «Б», «Ф», «В», «Н».

Учить различать и воспроизводить утвердительную и вопросительную интонации.

Количество  занятий:10

Всего занятий: 32

Перспективное планирование средняя группа

I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексическая тема

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Ягоды»,  «Грибы»,  «Лес. Деревья», «Игрушки», «Домашние птицы и птенцы», «Перелетные птицы»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда.

Выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов.

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных.

Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «НА», «С».

Развитие самостоятельной фразовой речи

Учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.

Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказу, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.

Формировать навыки диалогической речи. 

Развитие когнитивных процессов

Формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Знакомить с понятием «ряд».

Развитие произносительной стороны речи

Познакомить со звуками «А», «У», «И».

Формировать просодическую сторону речи.

Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

Количество занятий: 10

II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы

«Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Новый год», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Обувь», «День защитников Отечества», «Человек. Наше тело»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах.

Формировать понимание и употребление категории среднего рода имен существительных.

Формировать понимание и практическое употребление предлогов «В», «ИЗ», «ЗА», «ПОД», «К», «ОКОЛО».

Формировать понимание и правильное употребление в речи наречий: высоко, низко, далеко, близко.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, описательного рассказа, пересказа и рассказа по сюжетной картинке.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

Развитие когнитивных процессов

Продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания, памяти, которая проводилась в 1-м периоде.

Развитие произносительной стороны речи

Формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Познакомить со звуками «О», «Э», «Ы».

Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «О» - «У»; «Э» — «И».

Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слов.

Количество  занятий:11

III  период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы

«Весна», «Мамин день», «Семья», «Профессии», «Мебель», «Посуда», «Транспорт»,  «Дом», «Насекомые», «День Победы»,  «Цветы»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения, понимание и практическое употребление простых предлогов;

Развитие самостоятельной фразовой речи

Продолжать работу по формированию самостоятельной фразовой речи, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

Развитие когнитивных процессов

Продолжать работу по формированию фонематического восприятия, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

Развитие произносительной стороны речи

Продолжать работу по формированию звукопроизношения, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

Количество  занятий:11

Всего занятий: 32

Перспективное планирование старшая группа

I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексическая тема

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Игрушки», «Домашние птицы», «Домашние животные»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развивать  понимание речи,   умение вести диалог;

Учить детей вслушиваться в обращенную к нему речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов, преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3- го лица единственного и множественного  числа  настоящего  времени, использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторые формы словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего  времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах, некоторые способы словообразования: с использованием существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами  и  глаголов с разными приставками(на-, по-,вы)

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять у детей умение составлять простые предложения на основе вопросов, демонстраций действий, по картинке, по моделям.

Формировать навык составления короткого пересказа, простейшего рассказа-описания по схеме

Развитие произносительной стороны речи

Уточнить у детей произношение сохранных звуков:

(а,у,о,ы,и,э,м,мь,н,нь,п,пь,т,ть,л, ль,ф,фь, в,вь,б,бь).

Вызывать отсутствующие звуки (к,кь,г,гь,х,хь,ль,й,ы,с,сь,з,зь,р), закреплять их на уровне слогов  

Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

Учить детей различать на слух гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый, последний гласный и согласный звуки в словах, анализировать звуковые сочетания (ау, уао), выполнять анализ и синтез  прямых и обратных слогов (ап, ба), определять наличие (отсутствие) заданного звука в словах, звонкость(глухость согласного), мягкость (твердость), осуществлять подбор слов с заданным гласным звуком.

Дать понятия «звук», «слог», «слово», «звонкий», «глухой» звуки.

Количество занятий: 10

II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы

«Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Новый год», «Зимние забавы», «Обувь», «Одежда», «Город, улица», «Транспорт», «Продукты», «Посуда», «День защитников Отечества»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений;

Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам, различать и выделять в словосочетаниях названия признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?, обращая внимание на  соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного, изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (множественного) числа(идет - иду-идешь-идем), использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов сочетаниях с соответствующими падежными формами имен существительных.

 Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять  составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов(лежи-лежит-лежу

Развитие самостоятельной фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога.

Расширить умение построения разных типов предложений.

 Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов, составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы –описания, пересказывать небольшие тексты.

Развитие произносительной стороны речи

Закреплять навыки правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода, практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звукового состава.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.

Корригировать звуки: л,б,бь,д,дь,г,гь,с,сь,,з,зь,ш,ж,р,л

Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

Учить выделять звук из звуков, звук в двусложных словах, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, его положение в слове (начало, середина, конец), выполнять полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых односложных слов.

Количество  занятий: 12

III  период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы

«Весна», «Международный женский день», «Перелетные птицы», «Профессии», «Мебель», «Инструменты, материалы», «Мой дом», «9 мая», «Насекомые», «Цветы»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованием посредством приставок, предающих различные оттенки действия, образования относительных прилагательных  с ипольовани6ем продуктивных суффиксов(-ое, -ин, -ев, -ан, -ян)

Учить образовывать наиболее употребительные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов –еньк,-оньк, употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (добрый – злой, высокий –низкий и т.п)

Уточнять  значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: с основой на твердый согласный(новый, нового, новое и т.п.), с основой на мягкий согласный(зимний, зимняя, зимнюю)

Упражнять в использовании в речи словосочетаний с предложениями соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложения: простые распространенные из 5-7 слов с предварительной обработкой элементов структуры предложения(отдельных словосочетаний), с противительными союзами а в облегченном варианте

(сначала надо нарисовать, а потом его раскрасить), или , сложноподчиненные предложения с придаточными причины(потому что), с дополнительными, выражающими желательность и нежелательность действия(я хочу, чтобы),преобразовать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, глагола, изменять вид глагола определять количество слов в предложении,  выделять предлог как отдельное служебное слово, составлять рассказы  по теме  с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций, по картине и серии картин с элементами усложнения..

Передавать в речи последовательность событий

Развитие произносительной стороны речи

Формировать произносительную сторону речи.

Учить использовать в самостоятельной речи   звуки (л,с,ш, с-з, р-л, ы-и) в твердом и мягком  звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях, дифференцировать звуки по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости(л-ль), (т-ть), по месту образования(с-ш)

Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

Учить выполнять звуковой анализ и синтез, преобразование прямых и обратных слогов(ас-са), односложных слов (лак-лик)

Количество  занятий:10

Всего занятий: 32

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексическая тема

 «Осень наступила», «Сад, огород», «Лес, грибы», «Лесные ягоды», «Деревья, листья, плоды, кусты», «Хлеб всему голова», «Одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Перелетные птицы».

Развитие лексико-грамматических средств языка

Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.

Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований образованных за счёт   словосложения (пчеловод); прилагательных с различными значениями соотнесения (плетеная изгородь).

Учить употреблять существительные с увеличительным значением(голосище, носище); дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее), сложные составные прилагательные (темно-зеленый), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик).

Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов- глаголов, прилагательных, существительных; умение преобразовывать названия профессий мужского рода  в профессию женского рода.

Объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист – спортсмен, который играет в футбол); переносное значение выражений (сгореть со стыда).

Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой-жадный).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на признаки предметов; навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составление рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетаний с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета с элементами творчества(дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, распространение предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Развитие произносительной стороны речи

Закрепить навыки четкого произношения звуков; формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядную графическую символику.

Корригировать произношение нарушенных звуков.

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам: гласные-согласные, твердые -мягкие, свистящие-шипящие и другие.

Упражнять в произношение многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Вводить в речь слова сложной слоговой структуры.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

Развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки.

Закреплять понятия «звук», «слог».

Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных – согласных, твердых-мягких, звонких- глухих, а также звуков, отличающихся  способом и местом образования.

Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова,  звуки в слове.

Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из 2-3-4  гласных звуков, осуществлять анализ и синтез прямого  и обратного слогов, анализировать оптико-пространственные и графические признаки букв, осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов, читать и печатать сочетания из 2-3 гласных, слоги, слова (до 5 звуков).

Количество занятий: 10

II -III  период обучения (декабрь, январь, февраль, март, апрель , май)

Лексические темы

«Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Новогодний праздник», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран», «Зимние виды спорта», «Транспорт. ПДД», «Посуда», «Продукты питания», «День защитника Отечества», «Бытовая техника», «Весна. Международный женский день», «Профессии»,  «Рыбы», «Материалы, инструменты», «Космос», «Мой город, моя страна, моя планета»,  «Насекомые», «Цветы», «День Победы», «Школьные принадлежности»

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить и расширять значение слов (с опорой на лексические темы).

Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов; объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным  значением.

Закрепить употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций, навыки согласования  прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, числительных с существительными в роде и падеже.

Совершенствовать навыки употребления  в самостоятельной речи сложных предлогов, умение подбирать синонимы, преобразовывать одни грамматические формы в другие.

Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением,  слова –синонимы в самостоятельной речи.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними, распространения предложений  за счет введения в них однородных членов предложения, пересказа сказок, рассказов с   распространением предложений, с добавлением эпизодов, с элементами рассуждений,  с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета), составление рассказов-описаний, умения составлять словосочетания , предложения с рифмующимися словами, развернутого рассказа о каком-либо событии, за счет подробного, последовательного описания действий, поступков его составляющих.

Учить составлять рассказ по картине, серии картин.

Развитие произносительной стороны речи

Закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

Развивать умение дифференцировать на слух и речи оппозиционные звуки (р-л, ш-с и т.д); анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Формировать тонкие звуковые дифференцировки( т-ть ч и т.д).

Продолжить работу по исправлению нарушенных звуков, по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

 Развивать оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки.

Закреплять понятия характеризующие звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий, изученные ранее буквы.

Формировать навыки дифференциации написания изученных букв, слогов, слов, навык беглого, сознательного, послогового чтения, операций звуко-слогового анализа и синтеза.

Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам.

Учить анализировать, печатать слова, небольшие предложения, определять количество слов в предложении и их последовательность.

Дать понятие «ударный, гласный звук».

Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры данной  программы базируются на ФГОС ДО и в задачах данной программы.

Возраст

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

(с 3 до 4 лет)

Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать  по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула; понимаем двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые; принимает участие в диалоге; рассказывает простые потешки; общается с помощью предложений, состоящих из двух-трех слов; правильно произносит простые согласные звуки; не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов; не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Средний дошкольный возраст

(с 4 до 5 лет)

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется  словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.

Старший дошкольный возраст

 (с 5 до 6 лет)

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает  ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм  речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Старший дошкольный возраст

(с 6 до 7 лет)

Ребенок  хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать  умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять  рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы;  у него сформированы элементарные навыки  звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительной группе


3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса

Организация деятельности логопедов течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Образовательная  деятельность с детьми по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю.

Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Четыре недели в году (две вначале сентября и две в конце мая) отводятся на логопедическую диагностику.

 Направления обследования раскрывают целостную картину речевого развития ребенка,  позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Комплексное логопедическое обследование каждого ребенка с речевыми нарушениями является основным средством осуществления мониторинга его достижений и необходимым  условием успешности логопедической работы.

Количество срезов для отслеживания динамики развития и уточнения направлений

коррекционно-развивающей работы:

- Первичный (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей

группы и для каждого ребенка программу логопедической работы;

- Итоговый (в конце учебного года) дает полное представление о динамике развития

ребенка в течение года и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей  логопедической работы с ним.

- Промежуточный( в середине учебного года) при необходимости.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Содержание логопедического обследования

1.Общее представление ребёнка  об окружающем мире

  • общие представления об окружающем об окружающем  мире соответствуют/ не соответствуют возрастной норме;
  • обедненные представления  об окружающем мире;
  • представления об окружающем мире  не сформированы;

2.Речевая компетенция.

2.1 Уровень форсированности лексикона

  • уровень сформированности лексикона соответствует / не соответствует возрастной норме
  • объем словаря ограничен/резко ограничен, очень мало «периферийных слов» даже из наиболее распространенных, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова, обозначающие признаки и качества предметов.
  • словарь представлен небольшим количеством слов обиходно- бытовой тематики
  • объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации
  • «системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные  ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных  адекватных ассоциаций;
  • «системная организация  словаря находится на уровне установления первичных  тематически/ситуативно  обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные) трудности установления родовидовых, анатомических и прочих  отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов , значение которых  усвоено на номинативном уровне;
  •  «системная организация словаря отличается большим количеством  и разнообразием  смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают  слова, значение которых усвоено на понятийном уровне.

2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции

  • «уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме;
  • уровень сформированности грамматической компетенции  ниже/значительно ниже возрастной нормы»;
  • «словоизменительные навыки находятся на самой начальной  стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка,  в речи присутствует  большое количество морфемных(формообразовательных) аграмматизмов; усвоены  только наиболее  продуктивные словоизменительные модели языка»;
  • «словоизменительные навыки находятся в стадии формирования, характерной для речи детей  более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных  словоизменительных моделей;
  • «словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе; в речи наблюдается  незначительное количество  словоизменительных ошибок;
  • «словоизменительные навыки и умения сформированы»;
  • «словообразовательная деятельность не сформирована; морфологическое  членение слова недоступно; наблюдается выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует  большое количество словообразовательных ошибок;
  • «словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; вречи допускаются  ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям»;
  • «словообразовательная деятельность сформирована  на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются незначительные трудности в усвоения нерегулярных словообразовательных  моделей»;
  • «словообразовательная деятельность сформирована»;
  • «синтаксические навыки сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения,  понимание смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено;  предикативная часть  многих элементарных конструкций  отсутствует»;
  • «синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующем  более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности  построения распространенных в языке  синтаксических конструкций, ошибки согласования и управления,  недоступно понимание лексико-грамматических конструкций»;
  • «синтаксические навыки и умения   в целом сформированы, при построении  регулярных синтаксических конструкций  соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений  с причинно-следственной или временной  связью, вариативные возможности  построения  конструкций различного вида  на очень низком уровне»;
  • «синтаксические навыки и умения  сформированы, в речи  наблюдаются многообразие  синтаксических конструкций, вариативность их применения , ребенок  демонстрирует  трансформационные  возможности  при оперировании синтаксическим материалом»;

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование  текста повествовательного характера  в соответствии  с предложенным сюжетом(рассказ/пересказ)

  • «идентифицирует /не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»;
  • «понимает только основную информацию текста»;
  • «Доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»;
  • «доступно понимание скрытого смысла»;
  • «Может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации»;
  • «рассказ соответствует/ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта/ раскрыта частично/ не раскрыта»;
  • «соблюдает/не соблюдает временную, логическую последовательность событий»;
  • «нарушена/не нарушена связность и логичность изложения»;
  • «адекватно/не адекватно формулирует  основное содержание сюжета»;
  • «свободно владеет  языковыми средствами и адекватно их использует  при построении связного текста»;
  • «может/не может воспроизвести текст, воспринятый на слух»;
  • «пересказ соответствует / не соответствует оригиналу, сюжетная линия не нарушена/ нарушена»;
  • «при пересказе  сохраняет/ не сохраняет  лексику оригинала»;
  • «демонстрирует вариативность  используемых лексических средств  при сохранении сюжетной линии текста»;

2.4 Уровень сформированности  фонетико-фонологической компетенции

  • Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции    соответствует/ не соответствует возрастной норме;
  • Фонематический слух сформирован /не сформирован; наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных(например, с-з, ш-ж);нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих  в их  состав звуков (например, ц-с, ч-ть);
  • Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы;
  • Навыки звукового ан6ализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога(гласный +согласный);
  • Навыки звукового анализа и синтеза находятся  в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа…(указать конкретн6ый тип слов);Слоговая структура не нарушена/нарушена(пропуски/перестановки/замены звуков /слогов);
  • Звукопроизношение не нарушено/нарушено(тип нарушения)


Таблица результатов


Литература

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс»,2005
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс»,2009
  3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий  логопеда.-М.изд ГНОМ,2011
  5. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий  логопеда.-М.изд ГНОМ,2011
  6. Богомолова А.И. Логопедическое пособие  для занятий с детьми.– СПб, ТОО «Издательство «Библиополис»», 1994.
  7. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М.: А.П.О., 1996.
  8. Безрукова О.А. Слова родного языка/учеб.-метод. пособие для работы с детьми дош. и мл.шк.возраста.-М.:Каисса,2009
  9. Безрукова О.А. Грамматика русской речи /учеб.-метод. пособие для работы с детьми дош. и мл.шк.возраста: В 2 ч Ч.1.-М.:Русская речь,2009
  10. Безрукова О.А. Грамматика русской речи /учеб.-метод. пособие для работы с детьми дош. и мл.шк.возраста: В 2 ч Ч.2.-М.:Русская речь,2009
  11. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2013
  12. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая  группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2010
  13. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2013
  14. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2012.
  15. Выготская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
  16. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. -  СПб.1995.
  17. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
  18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998
  20. Жукова Н.С Букварь. М.: 1995
  21. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ  
  22. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. - СПб.: «Литера»,2001
  23. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: «Литера», 2006.
  24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
  25. Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит… - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 
  26. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет.-СПб.: 2008.
  27. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004        
  28. Лопухина И.С. «Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи» М.: 1995.
  29. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Вентана – Граф, 2005.
  30. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009.
  31. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009.
  32. Морозова И.А.,М.А. Пушкарева. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7- лет с ЗПР. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2008.-136 стр
  33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  34. Сазонова Н., Куцина Е. Читать раньше, чем говорить! – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2011.

Сфера, 2008

  1. Смирнова  А.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
  2. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 -6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. «Если дошкольник плохо говорит»; «В первый класс без дефектов речи» - М.: «ГНОМ и Д», 2005.
  4. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии.– М.: Просвещение, 1989
  5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. –– М.: Книголюб, 2006.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.
  7. Четверушкина Н.С.  Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой  структуры слова у детей дошкольного возраста.
  8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  логопедического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта» на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта Детского сада №161 ОАО «РЖД» рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназна...

Рабочая программа по адаптации и развитию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по адаптации и развитию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения...