Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов
Звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.
Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, дети должны овладеть приемами звукового анализа слов. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно далее записывать.
Фонематический слух — это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.
Свою систему работы строю исходя из следующих физиологических основ развития фонематического слуха:
- фонематический слух к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом;
- проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти;
- для совершенствования развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков;
- механизм фонематического слуха существенно перестраивается при овладении звуко-слоговым анализом слов.
Использование ребусов при развитии звукового анализа слов является одной из увлекательнейших приемов работы.
Ребус (от лат. rebus - "при помощи вещей") - это есть представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу.
Разгадывать дети ребусы дети любят, но, прежде всего, этому их нужно научить.
В начале работы дети должны научиться определять первый звук в словах.
Лучше начинать с гласных звуков – их легко произносить утрированно и протяжно, затем дети упражняются в определении первого согласного звука.
Определенную помощь может оказать наглядное пособие, изображенное на рис.1
Рис. 1. Звуковая линейка слова.
На звуковой линейке есть обозначения Н – начало слова, С – середина, К – конец. Внизу прикреплены кармашки, куда вкладываются картинки с первым звуком в слове (желательно на первом этапе под ударением) под буквой Н; звуком в конце – под буквой К и в середине под буквой С. Например, при работе с гласным А подбираются картинки аиста, пилы и санок.
А – звук в начале слова, в конце и середине
Далее работа проводится с согласными звуками.
Конечно упражнения распределяются таким образом, что сначала дети определят звук в начале слова, затем в конце и только потом в середине.
На последнем этапе дети находят заданный звук во всех положениях.
Когда дети научатся хорошо определять первый звук уже можно в игровых заданиях использовать ребусы с определением зашифрованного слова в картинках.
Например, слово «кот».
Задание типа «У меня дома живет животное. Кто это и как его зовут вы узнаете, если решите ребус. Ребус показан на рис.2.
Рис. 2. Ребус на расшифровку слов по первым звукам.
Далее задания усложняются - используются в слове несколько звуков с удалением первого или последнего.
Задание типа «Угадай, какое слово зашифровал Незнайка, Знайка или еще кто-либо…». Ребус показан на рисунке 3.
М Ч Р Н
Рис. 3. Ребусы с заменой отдельных звуков в словах.
Использование ребусов помогает придать работе над звуковым анализом слов увлекательный и интересный оттенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Работаем над звуковым анализом слов"
НОД...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.
Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...
работа над звуковым анализом слова с использованием игрового, речевого и занимательного материала
р...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...