Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. В презентацию включены этапы и приемы работы по профилактике данного вида дисграфии.
Материал предназначен для педагогов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_bulay_l.v.ppt | 1.03 МБ |
giperssylka_0.ppt | 881 КБ |
giperssylka_1.ppt | 294 КБ |
giperssylka_2.ppt | 352.5 КБ |
giperssylka_3.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представле-ний (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду . Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна.
Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме: - трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; пропуски, перестановки, вставки букв и недописы-вание слов;
Идея опыта: организовать работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи таким образом, чтобы предупредить предпосылки оптической дисграфии. Цель: профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления . . На решение данной цели направлены следующие задачи: 1.Развивать зрительное восприятие. 2.Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространствен- ные представления. 3.Развивать зрительно-моторную координацию. 4.Развивать буквенный гнозис, учить дифференци- ровать смешиваемые буквы.
Этапы, по которым проходила работа: І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) Развитие восприятия и цвета. Развитие восприятия и формы. Развитие восприятия размера и величины. Упражнения назвать контурные изображения предметов; перечёркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга; задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).
ІІ. Развитие зрительной памяти Запоминание расположения предметов, восстановление порядка расположения по памяти; запоминание расположения и цвета геометрических фигур, воспроизведение этих фигур на листе бумаги; восстановление пар фигурок; сравнение двух картинок и нахождение их отличий; запоминание расположения предметов в течение нескольких секунд, восстановление порядка их расположения на столе.
ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно -пространственного анализа и синтеза Ориентировка на собственном теле (правые и левые); ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив); дифференциация правых и левых частей предмета; работа с предлогами, обозначающими пространствен-ные отношения; анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.
ІV. Формирование буквенного гнозиса Найти букву среди графически сходных. Соотнесение букв, написанных разным шрифтом. Обвести, раскрасить, вылепить буквы. Конструирование букв. Дифференциация расположения элементов букв.
Результативность: При систематичной и планомерной работе (2 года обучения), к моменту поступления в школу у большинства выпускников сформированность зрительно - пространственных представлений и навыков звукового анализа и синтеза достигла высокого уровня. Повысился интерес к обучению, улучшилось внимание, восприятие; дети научились видеть, слышать, рассуждать. Появился интерес к процессу чтения и письма, исчезло эмоциональное напряжение и тревожность. Развилась способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Что естественно поможет детям успешно учиться в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Найди правильную тень предмета» «Назови предметы по их контурам» «Расположи предметы по величине» «Чего не хватает?» «Дорисуй половинку»
«Обведи контуры букв» «Найди правильно написанную букву» «Найди букву среди ряда других букв» «Добавь недостающий элемент» «Правильно - неправильно» А А Л А А А А А Р Р Р В Р Р Р Р Р
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово» «Расшифруй слово» Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами
Конструирование букв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"
Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...
Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников
Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...