ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Христолюбова Диана Константиновна

В настоящие время в развитии и воспитании ребёнка отмечается приоритет семейного воспитания. Коррекционно-развивающий процесс ДОУ не может строиться без учёта семейных ценностей и включение родителей в коррекционную работу. Только тесное взаимодействие с семьёй воспитанника позволяет гарантировать высокие результаты в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Участие родителей в коррекционной работе позволяет разнообразить коррекционный процесс, сделать его интересным, доступным, максимально результативным. Поэтому учитель-логопед должен как можно ближе познакомиться с семьёй воспитанников и включить семью в коррекционный процесс, при этом правильно распределяя роли участников в процессе работы. Несмотря на общую информированность и разностороннее развитие современных родителей, имеет место слабая осведомлённость их в вопросах патологии, в причине речевых нарушений, в методах и приёмах коррекционной работы, а порой и вредные установки в отношении речи детей, поэтому необходима со

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimosvyaz_s_roditelyami.odt31.13 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ.

 В настоящие время в развитии и воспитании ребёнка отмечается приоритет семейного воспитания. Коррекционно-развивающий процесс ДОУ не может строиться без учёта семейных ценностей и  включение родителей в коррекционную работу. Только тесное взаимодействие с семьёй воспитанника позволяет гарантировать высокие результаты в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.  Участие родителей в коррекционной работе позволяет разнообразить коррекционный процесс, сделать его интересным, доступным, максимально  результативным.  Поэтому учитель-логопед должен как можно ближе познакомиться с семьёй воспитанников и включить  семью в коррекционный процесс, при этом правильно распределяя роли участников в процессе работы. Несмотря на общую информированность и разностороннее развитие  современных родителей, имеет место слабая осведомлённость  их в вопросах патологии, в причине речевых нарушений, в методах и приёмах коррекционной работы, а порой  и вредные установки в отношении речи детей, поэтому   необходима совместная работа на всём протяжении коррекционного процесса.

 Огромное значение в работе   логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. 

В.А. Петровским были  разработаны эффективные  этапы взаимодействия  учителя-логопеда с родителями.

1-й этап"Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил.

Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап"Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап"Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

   Планируя логопедическую работу с детьми и их родителями, учитель-логопед всегда должен следовать дидактическим принципам и методам педагогики: принцип наглядности – использование наглядного материала  на каждом этапе взаимодействия; принцип доступности – вся информация для родителей должна быть максимально доступной и понятной; принцип систематичности и последовательности –  от простого к более трудному, занятия должны проводится систематически; принцип  учёта индивидуальных особенностей – информировать и напоминать родителям о речевых нарушениях имеющихся у детей, о темпераменте ребёнка,  о необходимом благоприятном психологическом климате, о действенных приёмах мотивационной заинтересованности, как родителей, так и детей. Очень важно помнить педагогу о социальных запросах родителей в коррекционном процессе с детьми.

Очень важно для  определения перспективы развития ребёнка -  знать и «завтрашний день развития»,  он определяется  измерением зоны ближайшего развития. Подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка  позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. Цель определения зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению, а так же своевременное информирование родителей ребёнка о возможных проблемах в школьном обучении. Перед логопедом стоит важная и трудная задача в процессе коррекционной работы с детьми, сформировать у родителей  видение и  понимание проблем  развития своего ребёнка, совместно с родителями, подготовить ребёнка к успешному шагу в школьном обучение.

Родители должны иметь чёткое представление о нарушении речи своих детей и о психологических особенностях ребёнка с общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Учитель-логопед в индивидуальной беседе с родителями  в доступной форме объясняет  о имеющихся отклонениях в развитии, выявленных в процессе диагностики. Для беседы не следует брать большой объём материала, следует ограничиться узким кругом вопросов связанных с индивидуальным речевым нарушением ребёнка, не злоупотреблять научной терминологией, а если использовать её, то с объяснением. Беседа с родителями должна проводится после предварительной диагностики родителей, направленной на выявление уровня  сформированности  педагогических знаний, методов взаимодействия с  ребёнком.

 Для родителей необходимо  провести анкетирование, тестирование или в личной беседе   выявить их педагогические  способности.  В результате анкетирования и индивидуальных бесед с родителями,  для педагогов становиться понятным насколько, тот или иной родитель владеет педагогическими  методами и приёмами работы с детьми  и знаниями в области развития речи.

 На основании диагностики родителей и их детей, необходимо  разработать перспективный план взаимодействия с родителями.  Перспективный план работы направлен не только на профилактику и коррекцию речевых нарушений, но и на создание в семье эмоционально-положительного процесса взаимодействия. Чтобы в полном объёме реализовать работу по коррекции речевых нарушений у детей, родителей  необходимо научить, вооружить   некоторыми педагогическими  приёмами и знаниями, а также  сформировать модель благополучного семейного взаимодействия.

Учитель-логопед знакомит  родителей с различными  видами речевых  нарушений, при этом очень важно убедить родителей в необходимости профилактических медикаментозных  мер, либо  в необходимости лечебного медицинского воздействия. В дошкольном периоде важно возможно полнее реализовать медицинскую часть профилактических мер, направленную на устранение или хотя бы сглаживание последствий повреждения головного мозга ребенка.

     Важно донести до родителей, что для решения основных задач профилактики и коррекции, вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты способные  привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. И безусловно, совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, в первую очередь самых близких - родителей. Такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка — его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы пр., что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения правильной речью.

Анализ отечественных педагогических исследований по проблемам взаимодействия педагогов с семьёй показывает, что последнее десятилетие взаимодействие развивалось в поисках разнообразия форм и методов взаимодействия.  

       Из личного опыта работы считаю, что одно из самых действенных приёмов взаимодействия являются родительские  собрания – практикумы с участием детей и родителей, родительские собрания-тренинги для развития педагогических способностей и умений родителей, показ открытых занятий для родителей, проведение пятнадцатиминуток  для родителей «Мама, поиграй вместе с нами». Данные направления в работе с родителями реализуются на родительских собраниях, в дни открытых дверей в ДОУ, в дни работы учителя-логопеда во второй половине дня. Цель данного взаимодействия – формирование активной педагогической позиции родителей;  вооружение родителей психолого-медико-педагогическими знаниями и умениями по профилактике и коррекции речевых нарушений;  вовлечение родителей в воспитание своих детей; включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей; поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях; установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

Проведение пятнадцатиминуток  для родителей происходит во второй половине дня. Индивидуально или с подгруппой детей  для мамы, папы или бабушки  в течении 10-15 минут учитель-логопед показывает элементы работы согласно индивидуальному плану коррекционной работы, при этом давая подробные комментарии, для того чтобы родителям было максимально ясно и  понятно. На каждом этапе коррекционно-развивающей работы учитель-логопед подробно знакомит  родителей с методами  и приёмами логопедического воздействия. Важно помнить о том, что важнейшим средством  развития является детская игра. Игра обладает той самоцелью и самоценностью, которые направляют её на решение творческих задач. Игры для родителей и их детей, рекомендованные логопедом, должны быть доступны, максимально понятны, интересны и эффективны. С рекомендациями по выполнению домашних заданий учитель-логопед знакомит родителей в устной в форме, и в письменной в видя памяток, которые находятся в каждой индивидуальной тетраде.

Наглядно-информационные формы работ с родителями  (выставка развивающей литературы, буклеты, памятки, папки-передвижки, интернет – ресурсы логопедической направленности, электронная почта), позволяют вовлечь родителей в образовательное пространство логопедической группы и эффективно выстроить систему психолого- педагогического и логопедического просвещения.

    Педагогическое просвещение родителей, осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.  Адрес электронной почты родителей в современных условиях необходим в совместной работе учителя-логопеда с родителями. Особенности электронной почты  позволяет пользователям обмениваться сообщениями или  документами без применения бумажных носителей. При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающегося    коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги. Кроме того, логопед может отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы, карточки с заданиями, картинные материалы. Особенно актуальны такие задания, когда ребёнок болен и не может посещать занятия.  Еженедельно в группе должен работать информационный рукописный журнал для родителей, в котором отображена работа в течении недели по формированию словаря и кругозора на определённую лексическую тему  и  по фонематическому развитию и обучению грамоте.  Журнал для родителей содержит простую доступную и необходимую информацию, которой может воспользоваться любой родитель для игр и бесед с детьми речевой коррекционной направленности. Наглядно-информационная картотека для родителей  по фонематическому развитию и обучению грамоте  помогает сформировать у родителей определённые знания, умения и навыки в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия у детей, хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте.

        Общность интересов родителей и детей, тесная взаимосвязь деятельности, эмоциональная поддержка, взаимозаинтересованность и взаимопроникновенность в проблемы друг друга – такая модель человеческих отношений должна быть выстроена в каждой семье, так как это является залогом успешной коррекционной работы. В коррекционно-развивающий процесс были включены домашние арт-задания. Арт-задания направлены на сохранение психоэмоционального  здоровья как детей, так и их родителей. Они позволяют сделать видимым невидимое, помогают в сплочении и укреплении семьи.

   Для создания благоприятной обстановки в семье, для создания  осмысления основных нравственных ценностей  для родителей и детей были предложены следующие задания:  «Дневник добрых дел», оформление визитки своей семьи, составление памятки «55 способов сказать «Я тебя люблю!»,  «Советы по воспитанию внуков», выставка рисунков и поделок детей и родителей,  совместное проведение экскурсий, праздников, развлечений.    

     Работа с родителями в любых направлениях всегда сложна и непредсказуема. Очень трудно сломать стереотипы некоторых родителей по поводу работы сотрудников ДОУ, сделать отношения между педагогом и родителями доверительными. Опыт работы в этом направлении показал, что именно открытые и совместные показы занятий, тренингов, «пятнадцатиминуток», помогают родителям увидеть работу педагогов, их отношение к детям, результативность данной работы, увидеть своего ребёнка в работе,  взаимоотношение педагога и ребёнка. Родители понимают, что перед ними педагог–профессионал, который может научить, к словам которого надо прислушаться.

Анализируя результаты работы за год, я убедилась в правильности выбора направленности коррекционного процесса  работы – тесного взаимодействия с родителями и в правильности выбора средств, методов и приёмов работы с ними. Усовершенствование   традиционных  методов  и приёмов работы с родителями, позволило сделать   коррекционную  работу максимально результативной.

 На основании данных показателей можно сделать  вывод о том, что работа с родителями является одним из приоритетных направлений в коррекционном процессе и строится на чёткой,  организованной системе взаимодействия. Эффективная организация мер по коррекции речи позволило родителям сознательно обеспечить рациональный психологический режим коррекционного процесса, понимание возрастных и индивидуальных  особенностей высшей нервной деятельности ребёнка.

 Родители – главные помощники учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения

Консультация: Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения Автор: Русанова С.П.Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский».г.Белгород , Б...

взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР

В статье кратко описано о специфике работы учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР....

Взаимосвязь учителя – логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения у воспитанников в соответствии в ФГОС ДО

В презентации освещены формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.  Показаны возможные приемы автоматизации звуков...

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»...