Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Курдина Зарема Гамзатовна

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с ребёнком с ЗРР Тема: «В гостях у петушка»

Цель:

1. Расширить словарь ребёнка.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие слухового внимания.

4. Развитие речевого дыхания.

5. Развитие внимание, памяти.

Оборудование: Игрушка петушок, две мелкие игрушки кошки, предметные картинки с изображением животных: собаки, кошки, коровы, лошади; прищепки, тарелка с фасолью и горохом, стакан с водой.

Ход образовательной деятельности

1.Приходим в гости к петушку. Давай для петушка споём песенку:

Петушок, петушок, Золотой гребешок Маслена головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Толе спать не даёшь. Ку – ка - ре - ку

Где у петушка, головушка? (ребёнок показывает, а где бородушка? где гребешок? Как разбудил Толю петушок? (ку –ка –ре- ку)

А теперь давай мы разбудим петушка. 

2. Игра «Часы»

Педагог «заводит будильник», совершая круговые движения указательным пальцем по ладони (животу, спине, голове) ребенка, произнося «тик-так», затем ритмично потряхивает ладонь ребенка «звенит будильник – зззззз!». Затем педагог предлагает ребенку завести будильник на ладони взрослого, в это время ребенок уже сам произносит «тик-так, зззз».

Разбудили петушка, теперь давай его покормим. Принеси со стола тарелку с зернышками (ребёнок приносит). Что ты принёс? (зёрнышки). А теперь выбери для петушка только маленькие зёрнышки и положи ему в тарелку.

Петушок захотел пить, принеси со стола стакан с водой. Что ты принёс? (воду). Ой, вода горячая, давай подуем на воду, чтобы она остыла.

3.Упражнения на дыхание (ребёнок дует на воду, затем дует через трубочку). Петушок нам принёс картинки, где нарисованы его друзья, давай их посмотрим.

4. Беседа по картинкам. Посмотри это лошадь, корова, собака. Покажи где лошадь? где корова? где собака?

Это кто? (лошадь, корова, собака)

5. Игра на внимание «Кто пришёл?»

Толя наступила ночь, давай закроем глазки (в это время добавляется картинка с кошкой, открывай глазки. Кто к нам пришёл? (р –к: кошка) Послушай тебя кто то зовёт.

6. Игра на развитие слухового внимания «Кто позвал?» Толя послушай: Му! Кто тебя зовёт? (р-к: корова, где корова? (Вот) Мяу (р-к: кошка) и т. д.

Кошка привела с собою котят, которые хотят с тобою поиграть. Игра на развитие мелкой моторики. Произносится текст, прищепки прицепляются к одежде ребёнка.

Кусается сильно котёнок глупыш,                                                                                             Он думает это не мальчик, а мышь,                                                                                               Но я же играю с тобою малыш,                                                                                                    А будешь кусаться,                                                                                                               Скажу тебе: кыш! Что ты скажешь? Кыш! (ребёнок отцепляет прищепки с одежды, произнося слово «кыш»).

7.Речевая игра с движением с использованием мелких предметов. А теперь возьми кошку со стола (ребёнок берёт маленькую игрушку - кошку, а другую кошку дай мне (ребёнок выполняет поручение). Давай поиграем с нашими кошками.

Подставляй ладошку - Вытягивают вперед левую руку, ладошкой вверх.

Расскажу про кошку -Показывают кошечку правой рукой.

На окошко села кошка -Кошка села на ладошку левой руки.

Села посидела, -Повороты кошки вправо, влево.

Песенку запела: Мяу, мяу! -Звукоподражание.

Кошка лапами играла- Кошка лапками гладит ладошку лев. руки.

Кошка лапами стучала -Кошка лапками стучит по левой руке.

Видит кошка на окошке - Приподнимают кисть правой руки

Маленькую муху - с кошечкой, вверх.

И крадется потихоньку - Левая рука в горизонтальном положении.

И крадется потихоньку.- Кошка передвигается по левой руке до локтя.

Кошка муху лапой – хвать!- Кошка «подпрыгивает» на руке.

Лучше кошке не мешать.- Грозят указательным пальчиком левой руки.

Молодец, мы с тобой сегодня очень хорошо поиграли. А теперь нам пора в группу. Давай кошечек мы возьмём с собой, познакомим их с детками, а петушку скажем до свидание (р-к прощается с петушком).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по автоматизация звука л в слогах, словах. «Лунтик в гостях у детей».

Цель:

Коррекционно- образовательные: Автоматизировать звук л в слогах, словах, упражнять в определение места звука в слове, расширять лексический запас слов образованных префиксальным способом.

Коррекционно- развивающие: Развивать артикуляционную, мелкую моторику, фонематический слух, речевое дыхание, внимание, мышление, развивать межполушарное взаимодействие головного мозга.

Воспитательные: Формировать доброжелательное отношение, воспитывать умения играть вместе, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: Игрушка  Лунтик, прищепки, карточки - слова, картинка- домик  Лунтика к которому идут дорожки разной длины, картинки со звуком л, картинки: самолёт, лодка, машина, тарелки с пшеном, коктельные трубочки, Луна из картона.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент;

Ребята к вам пришёл гость, который хочет с вами подружиться. Хотите узнать, кто это? (Да). Для этого вам нужно отгадать загадку:

«Он сиреневый такой, Машет весело рукой, Он свалился к нам с луны, Очень добрый знаем мы».

Конечно же, это Лунтик. (Показ игрушки). Ребята Лунтик очень хочет научиться играть в разные игры и выполнять различные задания, так как он недавно живёт на земле и многое ещё не умеет и не знает. Давайте научим его. Вы согласны? (Да).                                                                                      

Для начала, чтобы правильно выполнить все задания нам нужно сделать зарядку. Но зарядку не простую, а для языка и при этом наша рука будет помогать язычку в выполнении упражнений. Садитесь по удобнее,  перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Птенчик открыл рот», «Лопатка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Парус». (Молодцы).

  Вы знаете ребята, у Лунтика есть любимый звук. Как вы думаете какой? Он первый в его имени. Звук (л)  Давайте порадуем Лунтика и споем этот звук. (Дети произносят).                                                                                                                  Игра «Звуковые дорожки». У Лунтика есть дом. К нему ведут дорожки разной длины. Давайте проведём Лунтика до дома. Серёжа проведи Лунтика по короткой дорожке, произнося звук л, а Света поведёт его по длинной дорожке. (Дети произносят звук и проводят пальчиком по соответствующей дорожке). Вы знаете ребята, у Лунтика есть любимые игрушки, которые он принёс к нам. Посмотрите, что это? (прищепки). Для чего они нужны? На самом деле они многое умеют, и вы сегодня это увидите.                             Массаж пальцев. Возьмите по одной прищепки. Давайте сделаем массаж пальчиков и споём песенку Лунтика в слогах. (Дети прищепкой кусают пальчики при этом произносят слоги: ла, ло, лу, лы, лэ, ал, ол, ул, ыл, эл.

Игра «Подарки для Лунтика». Теперь давайте подарим Лунтику картинки, в названии которых есть звук л. (Дети берут картинки прищепкой, при этом называя её).    

Игра «Непослушные прищепки».  Прищепки у Лунтика озорные и даже непослушные посмотрите, что они вытворяют (Прищепки с картинками прицепляются к одежде ребёнка). А сейчас давайте поможем Лунтику и вернём ему его непослушные прищепки. Отцеплять можно только те прищепки, где в названии картинки есть звук л. (Дети выполняют задания).

Игра « Определи место звука в слове». Есть у Лунтика собаки – ищейки, как вы думаете, что это за собаки (Ответы детей). А наши собаки – прищепки будут искать места звука в слове. А мы с Лунтиком посмотрим, чья собака лучше находит звук. (Дети прицепляют прищепку к карточке в соответствии с местом звука в слове). Молодцы!

Ребята Лунтик до нас очень долго добирался на разных видах транспорта. Давайте покажем, как он это делал.                                                                                 Логоритмическое упражнение «Транспорт»: Мы поедем на машине, в самолёте полетим, а ещё на пароходе тоже плавать мы хотим, транспорт любят все на свете, и троллейбус и трамвай, и автобус поезд тоже, правило лишь соблюдай.

Игра «Образование новых слов при помощи приставок». Вот этот транспорт, на котором к нам приехал Лунтик. Что это? (самолёт, лодка, машина).  Скажите, машина что делала? (ехала),  самолёт (летел), лодка (плыла). Ребята мы сейчас будем образовывать новые слова, и при этом нам снова помогут прищепки. Прищепки будут частичками наших новых слов (под, за, вы). Прищепка прицепляется, слева на картинке получаются новые слова (подплыла, подъехала, подлетел и т. д.)

Кинезиологические упражнения. Лунтик меня научил интересным играм давайте мы вместе в их поиграем (Дети выполняют кинезиологические упражнения «Кулак- ладонь», Ухо-нос,«Колечки». Молодцы!

Упражнение на дыхание. А вы знаете, что у любимого звука Лунтика есть портрет, который называется буквой. Давайте её поищем. Для этого вы должны подуть на тарелочку с пшеном и на дне вы увидите букву. (Дети дуют на тарелку через трубочку). Затем рисуют букву на ладони, изображают пальцами.

Игра «Лучики». Лунтик прилетел к нам с Луны. Давайте удивим Лунтика и сделаем из Луны солнышко. Что для этого нужно сделать (Прицепить к луне лучики). Лучиками тоже будут прищепки, но только те на которых изображена буква л. (Дети прицепляют лучики-прищепки к луне, вырезанной из картона).

 Молодцы вы порадовали Лунтика и меня. Многому его научили.                        Ребята, скажите, чему вы научили Лунтика? В знак благодарности он хочет подарить вам подарки.



Предварительный просмотр:

 План-конспект индивидуального логопедического занятия

               Тема: «Автоматизация звука [Л] в предложении»

Цели:

  • развивать навык правильного произнесения звука [Л];
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать навык составления предложений;
  • развивать навык звукового анализа;
  • развивать артикуляционную моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика по схеме-подсказке:

  • иголочка
  • качели
  • лошадка
  • змейка
  • молоточек
  • пароходик
  • вкусное варенье
    Ребенок по схеме называет упражнение и выполняет его у зеркала.

Комплекс упражнений логопеда

II. Основной этап

• Игра «Найди пару».

Логопед предлагает ребенку познакомиться с героем занятия, девочкой, которую зовут Мила.
Логопед просит ребенка найти пары слов на картинке, назвать их и объяснить, по какому принципу он их объединил. Образец: Лошадь и лама – животные.

найди пару задание логопеда

Пары:

Молоток и пила – инструменты.
Стол и стул – мебель.
Без лампочки лампа не сможет освещать комнату.
Без весла на лодке нельзя плыть.

• Игра «Где спрятался звук [Л]?»

Используя это же пособие, логопед просит назвать слова, в которых звук [Л] стоит в начале слова, затем в конце, в середине.
Звук [Л] стоит в начале: лошадь, лама, лампочка, лампа, лодка.
Звук [Л] стоит в конце: стол, стул.
Звук [Л] стоит в середине: пила, молоток, весло.

• Игра «Покупки»

Логопед предлагает ребенку помочь Миле сделать покупке в магазине одежды, выбрав только те слова, в которых есть звук [Л].
Ответ должен начинаться со слов: «Мила купила…»

Игра «Покупки»

Мила купила платок, футболку, блузку, платье, лосины, колготки.

После выполнения задания, логопед просит ребенка назвать одежду, которую Мила оденет летом, в теплую погоду. Затем, ребенку предлагается назвать более теплую одежду.

• Игра «Придумай имя»

Логопед рассказывает ребенку, что у Милы много игрушек и ей нужно помочь придумать имя, каждой. Главное условие – в имени должен быть звук [Л]. Ответ должен начинаться со слов: «Мила назвала куклу…»

Игра «Придумай имя»
Мила назвала куклу Ланой, Аллой, Ладой.
Мила назвала гнома Володей, Павлом, Кириллом, Данилой.

После выполнения задания, логопед предлагает ребенку помочь Миле навести порядок в комнате и расставить игрушки по местам.
Пример: «Мила поставила куклу Аллу на полку, а гнома Володю посадила на стул»

• «Мини-текст по цепочке»

Логопед рассказывает ребенку историю про Милу, используя схему-подсказку.
Из-за облаков показалось солнышко. Мила взяла лопату, грабли и посадила фиалки. После этого Мила вымыла ладони мылом и вытерла их полотенцем. Девочка утомилась, села на стул отдохнуть.
После своего рассказа логопед задает ребенку вопросы:
- Какие цветы посадила Мила?
- Мила посадила фиалки.
- Какая погода была нас улицу?
- Выглянуло солнышко.
- Чем Мила вымыла ладони?
- Мила вымыла ладони мылом.
- Что потом сделала Мила?
- Мила села отдохнуть на стул.
После ответа на вопросы логопед просит ребенка самостоятельно рассказать историю про Милу, используя схему-подсказку.


Мини-текст по цепочке
III. Итог занятия

Логопед просит ребенка вспомнить, как звали героиню занятия, в какие игры играли на уроке.



Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему:  «Автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова»

I. Артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает ребенку выполнить упражнения артикуляционной гимнастики, используя карточку-подсказку.
Перечень упражнений:
- «массаж для язычка»
- «лопаточка»
- «качели»
- «чашечка»
- «грибок»
- «вкусное варенье»

Автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова

II. Автоматизация [ш] в слогах.

Инструкция для ребенка:
- Посмотри на картинку, кто здесь изображен? (Девочка и кошка)
- Девочку зовут Маша. Повтори ее имя.
- Кошку зовут Шуня. Повтори ее имя. 
- Маша любит петь кошке Шуне песенку. Давай прочтем, какую песенку поет Маша Шуне.

Автоматизация [ш] в слогах

III. Автоматизация [ш] в словах

Логопед выставляет на доску картинку с изображением двух гномов, а так же предметных картинок.
Инструкция для ребенка:
- К нам в гости пришли два друга-гномика. Одного из них зовут Шутник, а другого Смешинка. Повторите имена гномиков.

Автоматизация [ш] в словах

- Где стоит звук [ш] в имени гномика Шутник? (В начале слова)
- Этот гномик любит все слова, которые начинаются на звук [ш]. Какие картинки заберет себе Шутник? (Шкатулка, шланг, шкаф, шлем, штанга, шмель)
- Где стоит звук [ш] в имени гномика Смешинка? (В середине слова)
- Этот гномик любит все слова, в которых [ш] стоит в середине слова. Какие слова заберет себе Смешинка? (Мышонок, вишня, катушка, подушка, мишка, пушка, кошка.)
- Мы поделили картинки между друзьями. Теперь давайте поможем им найти среди картинок только те, которые отвечают на вопрос «Кто это?» (Мышонок, шмель, мишка, кошка.)
- А теперь найдем картинки, которые отвечают на вопрос «Что это?» (Вишня, шкатулка, шкаф, шланг, подушка, пушка, шлем.)

IV. Автоматизация [ш] в предложениях.

Инструкция для ребенка:
-Наши друзья гномики приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
-Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)
- Как ты думаешь, что лежит в мешке? (Вишня лежит в мешке)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)

Автоматизация [ш] в предложениях

Автоматизация Ш

Автоматизация звука Ш в предложениях

V. Итог занятия.

- С каким звуком мы играли сегодня? (ш)
- Вспомни и назови имена, в которых встречается звук [ш] (Саша, Миша, Паша, Маша, Даша, Ксюша, Илюша)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...