«Инсценирование произведений художественной литературы – одна из форм работы в логопедической практике».
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представление из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instsenirovanie_proizvedeniy_hudozhestvennoy_literatury.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инсценирование произведений художественной литературы – одна из форм работы в логопедической практике».
Муравьева Л. А.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей № 9 «Сказка» г. Лесосибирска
Использование небольших по содержанию текстов художественной литературы стихотворной формы, в основе которых лежит диалог, играет значимую роль в логопедической работе.
Стихотворная форма текста наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо-ритмической организации высказывания, формирования интонационной выразительности речи. Поэтому интересные короткие стихотворения, потешки, фольклорные миниатюры, являются лучшим речевым материалом для инсценирования.
Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов и дети с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр.
Также речевым материалом могут служить знакомые детям русские народные сказки, небольшие по содержанию прозаические произведения.
В основу этих произведений положен диалог. Воспроизведение готовых диалогов помогает детям осваивать вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, правильное дыхание, звучность голоса, четкость дикции, нормальный темп речи.
Наглядно - образный характер мышления детей позволяет сочетать инсценирование произведений с такой традиционной формой работы, как пальчиковый театр. Такая форма работы особенно эффективна с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения: ОНР, нарушение темпо-ритмического строя речи, ярко выраженную общую, мелкую и артикуляционную недостаточность, так как задействует различные анализаторы: речеслуховой, двигательный, зрительный, тактильный, эмоциональный.
Ассоциация этих анализаторов способствует тому, что по проводящим путям центральной нервной системы устремляется мощный поток импульсов в кору головного мозга, вызывая активизацию всех ее зон, что повышает компенсаторные возможности органически пораженного центра мозга.
Коррекционно – развивающая работа обеспечивает целостное развитие личности ребенка, расширяет кругозор.
Приложение
Речевой материал для инсценирования
Рыжий кот и старушка-говорушка (Б. Брехт)
- Рыжий кот, вернись к старушке, одинокой говорушке!
- Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь: по утрам и вечерам в твоем доме тарарам!
- Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор? У старушки-говорушки рыжий кот - одна подружка!
- Я вернусь, но - чур-чур-чур! - не ругать за «мур-мур-мур»! У старушки-говорушки будет котик-говорушка.
Зимний разговор через форточку (Б. Брехт)
- Я - маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите... Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите!
- Сюда, воробей, сюда! Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!
Медведь (Г. Виеру)
- Ты куда идешь, медведь?
- В гору, елку присмотреть.
- А зачем тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
Лягушкины покупки (В Орлов)
- Откуда ты идешь, лягушка квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка.
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила ква – пусту,
ква – соль и в ква – ртошку.
Муравей (А. Тараскин)
- Муравей, постой, постой,
Почему спешишь домой?
- Что ж не видишь, стрекоза,
Надвигается гроза.
- Если я спешу домой,
Будет дождик проливной.
Кисонька
- Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна.
Разговор лисы и зайца (Н. Сладков)
- Надо мне, косой, побеседовать с тобой!
- Не могу, лиса, прости, надо мне себя спасти.
- От кого себя спасать? Здесь в лесу густом мы с тобой стоим вдвоем.
- От твоих, лиса, зубов, от твоих, лиса, усов, от хвоста и лисьих глаз. Веры нет к лисе у нас.
Лягушонок (А. Берлова)
Лягушонок чуть не плачет
За советом к маме скачет
- Я в воде, как рыбка, плыл,
Головастиком я был,
А теперь нигде в пруд
Я свой хвостик не найду.
Рассмеялась тут Квакушка, говорит:
- Ты стал лягушкой,
Поменял ты хвост на лапы,
Можешь прыгать вместе с папой.
Перчатки
(Английская песенка в переводе Л. Родина)
Ведущий.
Шалунишки-котятки потеряли перчатки
И не смеют взойти на порог.
- Мама, мама, прости! Мы не можем найти,
Куда подевались перчатки!
- Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,
Я не стану готовить пирог!
Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,
Я не стану готовить пирог!
Ведущий.
Испугались котятки, отыскали перчатки
И к маме бегут со всех ног.
- Мама, мама, открой и пусти нас домой!
Мы нашли на дороге перчатки!
- Отыскали перчатки? Золотые котятки!
Получайте за это пирог!
Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,
Получайте за это пирог!
Коротенькие фольклорные миниатюры
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А он вкусный был?
- Очень!
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- Что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.
- Егор, Егор, укажи свой двор!
- А вот мой двор, голубой забор!
Народные сказки и произведения писателей:
(«Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка).
Хочу быть слоненком (Г. Остер)
Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.
- Я, - сказала мартышка, - могу быть акробатом в цирке.
- А я, — похвастался попугай, - могу магнитофоном.
- А я могу канатом на корабле, - сказал удав.
- А ты кем можешь? - спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:
- Я могу слоненком.
- Подумаешь! - стали все смеяться. - Ты и так слоненок. Это неинтересно.
- А вот и интересно, - обиделся слоненок.
Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите - сходите, посмотрите.
Божья коровка (К. Ушинский)
- Посмотри, папа, какого я хорошенького, кругленького жучка поймал. Головка у него черненькая, крылья красненькие, а на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.
- Жив, а только прикинулся мертвым. Это божья коровка, очень полезный жучок. Она, а еще больше ее гусеница истребляют множество вредной тли.
- Посмотри, папа, жучок очнулся и влез мне на палец. Куда-то он полезет дальше.
- А вот увидишь. Смотри, как он раздвигает свои твердые надкрылья и распускает из-под них настоящие крылышки – легкие и прозрачные.
Вот и улетел. Какой же он хитрый жучок.
Пчелки и ласточка
Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями и реагировать на них.
Ход игры
Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:
- Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Стадо
Цели. Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.
Ход игры
Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
- Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая, Гони стадо в поле
Погулять на воле!
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте
Да пастушка слушайте!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.
Отвечай быстро
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
- Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
- Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему
Похожи – не похожи
Цель. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов.
Ход игры
Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.
Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи, так как они обе живые (животные).
- Они не похожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.
- А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.
- Они выглядят по-разному.
- И пчела, и собака могут укусить и т.д.
Обсуждение каждой пары - отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.
Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предва...
Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.
Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закла...
Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»
Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Тантамарески и пальчиковые дорожки как одна из форм работы в логопедической группе
Мы все знаем, что существует связь между моторикой рук и развитием речи. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развити...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко
Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладани...