Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Попова Павлина  Григорьевна

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом 

Задачи.                                                                                        

Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука. 

  Коррекционно-развивающие: способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;                                                                                                       

  создать условия для развития фонематических процессов;                                    

развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.                          

Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость.

 Оборудование: зеркало, профиль артикуляция звука [Р], картинки  к артикуляционным упражнениям: - пугало, индюк, лошадка, козлики, грибы, балалайка, пиала, качели, барабан; предметные картинки овощи, корзинка, ведро, поезд .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом 

Задачи.                                                                                         Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука.   Коррекционно-развивающие: способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;                                                                                                         создать условия для развития фонематических процессов;                                     развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.                           Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость.

 Оборудование: зеркало, профиль артикуляция звука [Р], картинки  к артикуляционным упражнениям: - пугало, индюк, лошадка, козлики, грибы, балалайка, пиала, качели, барабан; предметные картинки овощи, корзинка, ведро, поезд .

 Ход  занятия                                                                                            I.Подготовительный этап.                                                                            1.Организационный момент.                                                                                                                    - Здравствуй Алёнка,  как настроение?                                                                                             - Вспомним наше стихотворение.                                                                                   Мы будем разговаривать.                                                                                              И чётко выговаривать,                                                                                             Так правильно и внятно ,                                                                                     Чтобы было всем понятно!                                                                                           А чтобы правильно говорить                                                                                   Ротик нужно нам учить                                                                              (Показывает игрушку тигра)                                                                                                       2. Сообщение темы и цели занятия.                                                                       Сегодня к нам на занятие пришел тигр он еще очень молодой,  песенку тигра  еще  петь не умеет. Чтобы стать настоящим  тигром ему  необходимо научиться рычать. Для этого каждый день ему родители дают различные задания,  и он старательно их выполняет.  Ему помогают  животные и птицы потому, что он очень добрый, вежливый и внимательный. Сегодня он пришел к нам, принес различные игры и задания и  просит ему помочь: выполнить артикуляционную гимнастику и задания, которые ему приготовили родители.                                                                                      - Поиграем с ним, поможем ему?                                                                                а). Первое задание  «Уборка  урожая».                                                                                                                                               - Какое сейчас  время года?                                                                                                       - Что убирают с полей и огородов?                                                                                       - Игра «Собери урожай» Овощи, в названии которых есть звук [Р] положить  в корзину, а  без звука [Р] в ведро. (Картинки овощи – капуста, укроп, редис, огурцы, репка, патиссон, баклажан, свёкла, морковь) 

б). Второе задание. Артикуляционная гимнастика - «Игра с язычком»                                                                    Проснулся язычок рано утром. Помнит, что время года осень. Вышел на крыльцо (Упражнение  «Лопатка»,  счет до 8–10 раз, повторить -3-4 раза). На улице уже не жарко, но еще тепло, полежал немножко и потянулся.                                                                               Посмотрел язычок вверх:  нет ли туч на небе, не полетели - ли листья с деревьев, не начался ли листопад? Посмотрел вниз,  нет ли там луж? (Упражнение  «Качели»,  счет до 8–10 раз, повторить -3-4 раза)                               Посмотрел вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево, широким языком. (Упражнение  «Оближем губки»,  счет до 8–10 раз, повторить -3-4 раза) На улице хорошо, сухо и тепло. Светит солнышко, небо высокое, голубое. Пора идти на огород убирать последний урожай овощей.                                                                                                                                                                                                                        .        Перед работой надо язычку позавтракать. Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Упражнение «Вкусное варенье», повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, варенья стал чай пить, из пиалы. (Упражнение «Пиала», выполняется в течение 10–15 с.)). Чай горячий, ароматный. Нужно его остудить Вдох носом выдох ртом (упражнение «Фокус» Повторить 10–15 раз.)                                                                                                                                                                    Позавтракав,  вышел он во двор и увидел  индюков. Индюки болтают, вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Упражнение «Индюк», повторить 10–15 раз.)                                                                                                Увидела Язычок лошадка, зацокала копытцами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Упражнение «Лошадка», повторить 10–15 раз.)                                                                                                                      Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.) Просит взять с собой  на огород.                                                                                      Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел возле дороги  много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба.                               ( Упражнение «Грибок», повторить 10–15 раз.)                                                                                                Приехал язычок на огород, а там веселье все овощи созрели, а пугало организовало целый оркестр. Само играет на балалайке. Вот так, рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется палец  с соской, вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки.   ( Упражнение «Балалайка»,  выполняется в течение 10–15 с.)                                                                                                                Горох, как на параде был барабанщиком и стучал в барабан. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе.                                                                                  ( Упражнение «Барабан»,  выполняется в течение 10–15 с.)                                                                  Но веселье вдруг прекратилось. Послышался громкое рычание, это рычал пёс Бим на маленьких козлят, которые   старались забраться в огород.                                      Логопед произносит звук «Р». Давай посмотрим, как получается  звук  [Р].                                                                                                                                            

 II.Основной этап                                                                                                                                                                         1. Анализ артикуляции  звука перед зеркалом. Характеристика звука.                                                                                                                                                                          - Посмотри на меня,  как я  произношу звук [Р].                                                                                                                                            Рассмотрим профиль этого звука.                                                                                                                                                     - Какое положение принимают губы? (губы открыты)                                                                                                                             - А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)                                                                                                                                      - Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)                                                                                                                    - Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)                                                                                            - Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)                                                                             - Значит, какой это звук?                                                                                                                     -Глухой или звонкий? (согласный, звонкий)                                                                                             - Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)                                                                                                                            - Какой этот звук? (твердый)

 2. Физкультминутка. «Приходите в огород»                                                                                                

Приходите в огород                  (Руки развести наклониться)                                                                 Посмотреть, как все растет,      (Руку к глазам – закрывая от солнца)                                                                       Как играют в прятки огурцы на грядке.  (Руками прикрыть глаза-                                                               .                                                                     развести  пальцы)                                                          Как подсолнухи в картошке     (Упр.- солнышко,  поднимаем медленно вверх                                                            Тянут к солнышку ладошки,                   становимся на носки )                                                                                               Как от утренней росы                 (Упр.- солнышко, -движение «Салют»                                                                                                                       У бобов блестят усы.        (Обводим  указательными пальцами вокруг лица.                                                                  .                                                          Закручиваем   усы.)                                                                                                                                                                      Как краснеют у забора                          (Упр. «Забор» )                                                                                                  Великаны-помидоры.                            (Упр. «Помидор»                                                                                                               Все растет, все цветет,                           (Движения вверх)                                                                                      Никому не тесно.                                    (Повороты)                                                                                           Приходите в огород —                           (Приглашение)                                                                                                                    Очень интересно.                                 (Показать  большие пальцы)                                     (Е. Благинина)

 3. Упражнения на дыхание.  «Игра  Козлята»                                                                          Не боятся пса маленькие козлята прыгают и играют в свою игру Сильно дуть на язык, лежащий  на нижней губе                                                                                                                                                                                                                                -Для правильного произношения звука [Р] нужно уметь делать сильный выдох. (ребенок выполняет упражнение) Подскочили козлята к луже и стали дуть на– «Листочки -кораблики». Выполняем   вместе, дуем на «кораблики», отправляем их в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.                         - Замечательно получилось!                                                                                                 А вот слышен треск и  гул, это пугало трещит и стучит отпугивает ворон и воробьёв. Давай ему поможем.                                                                                                                                                                                             4.Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].                                                                                                                                            -Пугало стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (в это время зондом, подложенным  под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р]).                                                              5. Развитие фонетического слуха. Игра «Внимательные ушки»                                                                                                                                                                  - Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р]  а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.                                    - Топни ногой когда услышишь звук [Р]  в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.                          -Подними руку, если услышишь звук [Р]  в словах: грузовик,  овощевод, транспорт, тыква, помидор, лук, морковь, картофель, горох, перцы,                                             - Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [Р] в словах (Алёна   выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)                                    III. Заключительный этап.                                                                                                       1. Итог занятия                                                                                                                        - Чем мы сегодня занимались на занятии,? (Играли с тигром, помогали ему. Упражняли   язычок тигра выполнять упражнения, укрепляли его, что бы тигр  стал взрослым  и смог рычать свою тигриную песню [Р])                    Напомним тигру что  происходит с губами, зубами, языком, когда произносят звук [Р]?                                                                                                                                                                                                    (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)                                                                                                  -Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый)                      - Дома тренируйся произносить раскатистое длительное [ДР] с помощью соски.                                                                                                                                      2. Рефлексия. Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.                                     - Спасибо тебе Алёнка за занятие. Тигр  за помощь в подарок  приготовил  тебе раскраски с овощами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.        Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука.  Коррекционно-развива...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Индивидуальное логопедическое занятие.Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.           ...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Индивидуальное логопедическое занятие.Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи....

Конспект индивидуального логопедическое занятия Тема: «Постановка звука Р»

Конспект логопедического занятия. Тема: "Постановка звука Р"...