Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ
статья по логопедии на тему

Цыбульская Марина Владимировна

Аннотация

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи.

Биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_dou_doklad.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка», г. Абакан, республика Хакасия.

Аннотация

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи.

Биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования.

 Система дошкольного образования была деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной деятельностью. Результативность работы детского сада проверялась через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту  ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт дошкольного детства – это, прежде всего, стандарт «поддержки разнообразия детства». Реализация этого принципа означает, что в детских садах должны быть созданы условия, которые отвечали бы реальным интересам и потребностям детей.

В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Необходимо создать такую предметно-пространственную среду, которая  обеспечит собственную активность ребёнка. Предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, функциональной, доступной и безопасной, способной к коррекции и развитию.

 Современный педагог должен обладать умением вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать  мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать активные формы обучения,  обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, «равные возможности полноценного развития»

В нашем ДОУ применяются современные инновационные технологии. Все педагоги работают над развитием творческих способностей детей, выявлению и развитию детской одаренности. Непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, нестандартных форм проведения, широко применяются ИКТ, проектно-исследовательская деятельность.

В настоящее время очень важна проблема сохранения и укрепления здоровья детей. В нашем детском саду ведется целенаправленная программа по оздоровлению воспитанников. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше времени именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки правильных привычек и здорового образа жизни. Поэтому стало актуальным использовать здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

Изучив технологии Базарного В. Ф. мы стали применять их на занятиях по развитию речи. Занятия  проводим в «режиме динамических поз». Дети не сидят постоянно за столами. Там где возможно, выполняем задания, стоя или перемещаемся по группе. В моменты релаксации дети могут прилечь на ковре, послушать спокойную музыку и отдохнуть. Следующая технология – это построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью данной методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, развитие речи эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно – моторных функций.

 В своей работе используем упражнения и игры для развития правильной осанки. С огромным увлечением дети выполняют «Алфавит телодвижений», где воспринимая заданную букву, используют мышечное напряжение, соединяя его с абстрактным представлением. Дети телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие.

На логопедических занятиях используем точечный массаж и взаимомассаж, который очень нравится детям, массаж рук, пальцев рук, различные пальчиковые игры.

В организационные моменты включаем релаксационные, мимические, имитирующие упражнения. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.

 Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более увлекательным и занимательным, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Развивая мелкую моторику, создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Также на занятиях используем методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность.

Использование инновационных технологий повышает результативность коррекционного процесса. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышает работоспособность, внимательность, активность. Оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, развивает речь.

© М. В.Цыбульская, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной...

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Статья "Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР"

В данной статье рассказывается об использовании приемов мнемотехники на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование инновационных технологий в логопедической практике для снятия психоэмоционального напряжения у детей с речевыми нарушениями»

В данной статье речь идет о применении инновационных технологий в логопедической практике с целью снятия или недопущения психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями речи. Технологии, описанны...

Использование инновационных технологий в логопедической работе

презентации помещены используемые инновационные технологии, используемые мной...