Краткосрочный проект "Чай - напиток не простой" (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Мусинская Елена Георгиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Чай – напиток не простой»

Номинация:

Краткосрочный проект.

Старший дошкольный возраст.

Авторы:

Косарева Татьяна Пантелеймоновна

воспитатель 1 кв. категории

МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»

Мусинская Елена Георгиевна

учитель-логопед высшей кв.категории

МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»

Коряжма

2016

Педагогический проект

«Чай – напиток не простой»

Номинация:

Краткосрочный проект.

Старший дошкольный возраст.

Содержание:

Глава 1. Описание проекта…………………………………………….……..3

Глава 2. Разработка реализации проекта…………………………...……….4

Глава 3. Результаты реализации проекта……………………….…………...9

Список литературы  и интернет-ресурсов…………………………………10

Приложения……………………………………………….…отдельный файл

Глава 1. Описание проекта

Актуальность темы.

        Составляя календарно-тематическое планирование, мы узнали,что 15 декабря отмечают Международный день чая. Вне всяких сомнений, такой вкусный, полезный и старинный напиток как чай заслуживает своего праздника! Во многих странах мира, например, в Англии, Японии, Китае, Узбекистане чаепитие уже давно превратилось в достаточно сложную церемонию, а заваривание чая – в настоящее искусство, секретом которого владеют немногие. Более того, сейчас в мире насчитываются тысячи школ чайного искусства, в которых учат только одному - правильно заваривать и подавать разные сорта чая. Нам показалось интересным познакомить с этим праздником детей и их родителей.

Из истории появления чайного напитка

Гордое право называться первооткрывателями чая традиционно принадлежит китайцам. Считается, что еще в 2737 году до н.э. китайский император ШенХунг впервые заварил себе этот крепкий и бодрящий напиток. Но еще задолго до него искусством приготовления чая прекрасно владели индусы и тибетцы. Также доказано, что еще много тысячелетий назад чайные плантации существовали в Японии и Корее. Так что утверждать со стопроцентной уверенностью, что именно благодаря китайцам этот великолепный напиток украшает наши столы, нельзя. Скорей всего, чай почти одновременно «открыли» для себя представители нескольких восточных и азиатских стран.

А вот в Европе история чая берет свое начало только в 16 веке. Португальские мореходы впервые привезли чайные листья из Китая в 1516 году. Для европейцев это был очень необычный и экзотический напиток. Прошло почти столетие, пока он занял свое достойное место на столах жителей Англии, Франции и других стран. В наши дни существует огромное количество сортов чая и немыслимое число рецептов его приготовления. Вкусы у всех, конечно, разные. Но все заядлые любители чая всегда сходятся в одном: жить без этого великолепного напитка просто невозможно!

История праздника Международный день чая.

Итак, мы видим, что Международный чайный день – это праздник миллионов людей. Появился он относительно недавно, после долгих и жарких дебатов. Впервые идея об учреждении Международного дня чая возникла в 2004 году на Всемирном Общественном Форуме в Мумбае (Индия). Затем ее обсуждение продолжилось на заседании Центра по Образованию и Общению в Порту-Алегри. В 2005 году было принято решение, что 15 декабря – это Международный день чая, неофициальный праздник, который отмечается каждый год.

Традиции Международного дня чая

Учредители праздника, конечно, пытались привлечь внимание широкой общественности к социальным и экономическим проблемам чаеводов и неравноправию между небольшими чайными производствами и гигантскими корпорациями, производящими чай. Но вскоре праздник вышел за границы узкопрофессионального. Уже сейчас его отмечают не только в странах-производителях чая, таких как Шри-Ланка, Индия, Бангладеш, Индонезия, но и в Европе. В этот день во многих европейских странах проходят ярмарки-продажи, презентации новых сортов чая и дегустации. Международный день чая отмечают и в России. Ведь традиционное чаепитие с баранками да плюшками у русского самовара – это великолепный повод встретиться, пообщаться и просто хорошо провести время!

Определение логики проекта.

        Задав детям вопрос «Что такое чай?» мы услышали, к сожалению, несколько невнятные ответы, которые сводились к одному - «это питье». Проведя мониторинг, мы поняли,  что дети не могут составить полного рассказа о чае: где он растет, как за ним ухаживают, чем отличаются различные сорта, какие полезные свойства он имеет. Воспитанникам группы не хватает лексического запаса, умений связно выражать свои мысли о данном предмете, умений составлять связный описательный рассказ, например, о виде чая  или чайной церемонии.

Выявились проблемы, которые  определили логику построения педагогического проекта.

Глава 2.Разработка реализации проекта

Проблема, цель, задачи проекта

Наименование проекта:«Чай - напиток не простой»

Вид проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.

Выявленная проблема: недостаточность знаний о чае.

Цель проекта: создать условия для расширения и активизации знаний детей о чае, как о полезном напитке и традициях чаепития.

Задачи проекта:

  1. Обогащение  и активизация знаний дошкольников об истории чая, традициях чаепития разных стран, видах и сортах чая, полезных свойствах различных чаев.
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи воспитанников за счёт обозначения в речи свойств и качеств чая (вкуса, цвета, величины и т.д.).
  3. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в получении знаний о чае.
  4. Поддержкародительской активности к совместной творческой деятельности с детьми.

Действия, направленные на реализацию задач проекта:

  1. провести цикл бесед и мероприятий по теме;
  2. ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  3. организовать выставку детских работ в технике  аппликации;
  4. разработать рекомендации для родителей  по ознакомлению детей с видами и сортами чая, традициями русского чаепития;
  5. Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм в технике «мукосолька»;
  6. подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку  самоваров, сделанных из подручных средств и материалов;
  7. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Чай- напиток не простой»;
  8. провести заключительное мероприятие в виде интеллектуальной игры «Хочу все знать».

Участники, оборудование и материалы проекта

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Оборудование и материалы проекта:

- различные сорта чая, витаминные и ароматизирующие наполнители;

- чайная посуда, самовар;

  • мультимедийная техника, компьютер, ксерокс,  фотоаппарат;
  • ватманы, цветные маркеры, цветные карандаши и краски, цветная бумага, клей;
  • художественные произведения, иллюстрации, репродукции картин, семейные фотографии;
  • интернет-ресурсы;
  • подборка литературы по теме.

Виды детской деятельности

Содержание проекта определило и виды детской деятельности (п.2.7.ФГОС ДО):

  • игровая (дидактическая, речевая, сюжетно-ролевая),
  • коммуникативная (ситуативная, деловая, познавательная),
  • познавательная,
  • восприятие художественной литературы и фольклора (слушание, рассуждение, рассказывание, разучивание),
  • изобразительная (аппликация, лепка).

Направления деятельности педагогов

Для успешной реализации проекта необходимо определить направления и скоординировать деятельность педагогов, работающих с детьми данной группы: воспитателей и учителя-логопеда.

педагоги

Функции, выполняемые в проекте

Воспитатель

Мониторинг знаний детей;

 Организация и координация сотрудничества с родителями;

Оформление наглядного и консультативного материала, подбор литературы;

Проведение бесед, экскурсии, дегустации, выставок и конкурса;

Организация совместной продуктивной деятельности с детьми;

Организация и проведение итогового мероприятия.

Учитель-логопед

Организация и проведение речевых игр на развитие лексико-грамматического строя  и связной речи;

Организация и координация сотрудничества с учащимися 2 класса МОУ СОШ № 7;

Организация и проведение итогового мероприятия.

Ожидаемый результат:

  1. Воспитанники должны знать о   чае, его сортах и видах, традициях чаепития в разных странах, полезных свойствах чая.
  2.  Дошкольники должны составлять описательный рассказ о чае и чайной церемонии используя качественные и  относительные прилагательные с опорой и без  на мнемотаблицу (в зависимости от уровня речевого развития).
  3. Дети должны активно и  самостоятельно находить знания о чае из разных источников.
  4. Родители должны активно участвовать в совместной поисковой и продуктивной деятельности с детьми.


Календарный план проекта

Этапы проекта

Сроки

Содержание работы

подготовительный

4-7 декабря

-Постановка целей, задач;

-Составление плана совместной работы с детьми и родителями;

-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта;

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

-Подбор методической литературы по теме.

Основной

Обычный шрифт - воспитатель

Курсив –учитель-логопед

Полужирный - совместно

8 декабря

9декабря

10 декабря

I половина дня

II половина дня

-беседа «Что такое чай»;

-экскурсия в магазин «Чайная долина»;  

-чтение  изаучивание стихов, поговорок и пословиц про чай;

-чтение художественных произведений К.И. Чуковского;

-изготовление аппликации «Самовар»;

-виртуальное путешествие «Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный» (организованное учащимися 2класса с кл.рук.);

-беседа «Чем полезен чай?» (о полезных и целебных свойствах разных сортов и видов чая);

-дидактическая игра «Какой чай?» (подбор качественных и образование относительных прилагательных)

- изготовление папки-передвижки «Все о чае» (совместно с детьми);

- дегустация чаев  (организованная родителями);

-дидактическая игра «Угадай на вкус»;

11 декабря

-рассматривание репродукции «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева и составление рассказа о церемонии русского чаепития по мнемотаблице;

дидактическая игра «Сложи

картинку» (иллюстрации на тему чаепития);

-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Чаепитие», «Гости», «Семья»;

-изготовление коллажа «У самовара - я и моя семья»;

14 декабря

-выставка-конкурс «Самый необычный самовар» (изготовленные детьми с родителями из подручного или бросового материала);

-сюжетно-ролевая игра «Семейное чаепитие»;

заключительный

15 декабря

Познавательно-речевая

интеллектуальная

игра «Хочу все знать» (по подгруппам)


Глава 3. Результаты реализации проекта

В результате реализации проекта мы получили результаты продуктивной совместной с детьми и родителями деятельности:

  • выставка - конкурс самоваров (изготовленных совместными усилиями детей и их родителей);
  • выставка аппликаций на тему «Самовар»;
  • групповой коллаж «У самовара - я и моя семья»;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Чаепитие», «Гости», «Семья»;
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Чай-напиток не простой»;
  • папка-передвижка «Все о чае».

На итоговом мероприятии воспитанники показали что они:

  • знают и называют историю возникновения чая, его сорта и виды, страны произрастания, способы сбора и приготовления;
  • знакомы с  традициями чаепития в разных странах;
  • знают наизусть пословицы, поговоркиочае;
  • умеют рассказывать о полезных и целебных свойствах чая разных сортов и видов;
  • составляют связный рассказ о чае и чайной церемонии на Руси без опоры и с опорой на мнемотаблицу;
  • знают магазины, где можно купить чай и умеют его выбирать по своему вкусу;
  •  стали более раскрепощены и самостоятельны;
  • обогатился и активизировался их словарь по теме проекта.

Родители:

  • активно участвуют в подборке материалов о чае, знакомят своих детей с традициями семейного чаепития;
  • проявляют интерес к получению знаний и умений у детей;
  • желают общаться с педагогами и участвовать в жизни группы;
  •  совместно с детьми проявляют творчество в изготовлении поделок в различной технике;

Для педагогов:

  • собран и систематизирован   материал по теме проекта;
  • обогащена предметно-развивающая среда группы;
  • разработана интеллектуальная познавательно-речевая игра «Хочу все знать» с презентацией;
  • налажен более тесный контакт с родителями.

Список литературы и интернет – ресурсов:

  1. Автор: Марта Добрыкина «Международный день чая - 15 декабря, все о празднике»

http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-den-chaya.html

  1. Автор: Мария Ситтель «Разные виды чая и их полезные свойства»

http://www.allwomens.ru/4496-raznye-vidy-chaya-i-ix-poleznye-svojstva.html

  1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2001 г.
  2. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Льгода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» издательство «Аркти» Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе   в октябре реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной  работы ...

Краткосрочный проект «Мир насекомых» в подготовительной группе

"Мир насекомых"Место проведения: ЛГ МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Воспитатель:Бейдиева Хамида НежвединовнаТема: «Мир насекомых»Группа: группа компенсирующей направленности №9 ...

Краткосрочный проект «Синичкин день» в старшей группе компенсирующей направленности

"Синичкин день"Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Дата проведения: декабрь, 2012 годаВоспитатель: Бейдиева Хамида НежвединовнаУчитель-логопед: Степанова Гузель ...

Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – лучшие друзья».

Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальн...

Конспект занятия «Добрым быть не просто» Старшая группа

Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека...

Краткосрочный проект по ПДД в подготовительной группе «Дети и дорога» Викторина по ПДД в подготовительной группе «Знатоки ПДД»

Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговре...