Краткосрочный проект "Чай - напиток не простой" (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Чай – напиток не простой»
Номинация:
Краткосрочный проект.
Старший дошкольный возраст.
Авторы:
Косарева Татьяна Пантелеймоновна
воспитатель 1 кв. категории
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
Мусинская Елена Георгиевна
учитель-логопед высшей кв.категории
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
Коряжма
2016
Педагогический проект
«Чай – напиток не простой»
Номинация:
Краткосрочный проект.
Старший дошкольный возраст.
Содержание:
Глава 1. Описание проекта…………………………………………….……..3
Глава 2. Разработка реализации проекта…………………………...……….4
Глава 3. Результаты реализации проекта……………………….…………...9
Список литературы и интернет-ресурсов…………………………………10
Приложения……………………………………………….…отдельный файл
Глава 1. Описание проекта
Актуальность темы.
Составляя календарно-тематическое планирование, мы узнали,что 15 декабря отмечают Международный день чая. Вне всяких сомнений, такой вкусный, полезный и старинный напиток как чай заслуживает своего праздника! Во многих странах мира, например, в Англии, Японии, Китае, Узбекистане чаепитие уже давно превратилось в достаточно сложную церемонию, а заваривание чая – в настоящее искусство, секретом которого владеют немногие. Более того, сейчас в мире насчитываются тысячи школ чайного искусства, в которых учат только одному - правильно заваривать и подавать разные сорта чая. Нам показалось интересным познакомить с этим праздником детей и их родителей.
Из истории появления чайного напитка
Гордое право называться первооткрывателями чая традиционно принадлежит китайцам. Считается, что еще в 2737 году до н.э. китайский император ШенХунг впервые заварил себе этот крепкий и бодрящий напиток. Но еще задолго до него искусством приготовления чая прекрасно владели индусы и тибетцы. Также доказано, что еще много тысячелетий назад чайные плантации существовали в Японии и Корее. Так что утверждать со стопроцентной уверенностью, что именно благодаря китайцам этот великолепный напиток украшает наши столы, нельзя. Скорей всего, чай почти одновременно «открыли» для себя представители нескольких восточных и азиатских стран.
А вот в Европе история чая берет свое начало только в 16 веке. Португальские мореходы впервые привезли чайные листья из Китая в 1516 году. Для европейцев это был очень необычный и экзотический напиток. Прошло почти столетие, пока он занял свое достойное место на столах жителей Англии, Франции и других стран. В наши дни существует огромное количество сортов чая и немыслимое число рецептов его приготовления. Вкусы у всех, конечно, разные. Но все заядлые любители чая всегда сходятся в одном: жить без этого великолепного напитка просто невозможно!
История праздника Международный день чая.
Итак, мы видим, что Международный чайный день – это праздник миллионов людей. Появился он относительно недавно, после долгих и жарких дебатов. Впервые идея об учреждении Международного дня чая возникла в 2004 году на Всемирном Общественном Форуме в Мумбае (Индия). Затем ее обсуждение продолжилось на заседании Центра по Образованию и Общению в Порту-Алегри. В 2005 году было принято решение, что 15 декабря – это Международный день чая, неофициальный праздник, который отмечается каждый год.
Традиции Международного дня чая
Учредители праздника, конечно, пытались привлечь внимание широкой общественности к социальным и экономическим проблемам чаеводов и неравноправию между небольшими чайными производствами и гигантскими корпорациями, производящими чай. Но вскоре праздник вышел за границы узкопрофессионального. Уже сейчас его отмечают не только в странах-производителях чая, таких как Шри-Ланка, Индия, Бангладеш, Индонезия, но и в Европе. В этот день во многих европейских странах проходят ярмарки-продажи, презентации новых сортов чая и дегустации. Международный день чая отмечают и в России. Ведь традиционное чаепитие с баранками да плюшками у русского самовара – это великолепный повод встретиться, пообщаться и просто хорошо провести время!
Определение логики проекта.
Задав детям вопрос «Что такое чай?» мы услышали, к сожалению, несколько невнятные ответы, которые сводились к одному - «это питье». Проведя мониторинг, мы поняли, что дети не могут составить полного рассказа о чае: где он растет, как за ним ухаживают, чем отличаются различные сорта, какие полезные свойства он имеет. Воспитанникам группы не хватает лексического запаса, умений связно выражать свои мысли о данном предмете, умений составлять связный описательный рассказ, например, о виде чая или чайной церемонии.
Выявились проблемы, которые определили логику построения педагогического проекта.
Глава 2.Разработка реализации проекта
Проблема, цель, задачи проекта
Наименование проекта:«Чай - напиток не простой»
Вид проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Выявленная проблема: недостаточность знаний о чае.
Цель проекта: создать условия для расширения и активизации знаний детей о чае, как о полезном напитке и традициях чаепития.
Задачи проекта:
- Обогащение и активизация знаний дошкольников об истории чая, традициях чаепития разных стран, видах и сортах чая, полезных свойствах различных чаев.
- Развитие лексико-грамматического строя речи воспитанников за счёт обозначения в речи свойств и качеств чая (вкуса, цвета, величины и т.д.).
- Поддержка детской инициативы и самостоятельности в получении знаний о чае.
- Поддержкародительской активности к совместной творческой деятельности с детьми.
Действия, направленные на реализацию задач проекта:
- провести цикл бесед и мероприятий по теме;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- организовать выставку детских работ в технике аппликации;
- разработать рекомендации для родителей по ознакомлению детей с видами и сортами чая, традициями русского чаепития;
- Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм в технике «мукосолька»;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку самоваров, сделанных из подручных средств и материалов;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Чай- напиток не простой»;
- провести заключительное мероприятие в виде интеллектуальной игры «Хочу все знать».
Участники, оборудование и материалы проекта
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Оборудование и материалы проекта:
- различные сорта чая, витаминные и ароматизирующие наполнители;
- чайная посуда, самовар;
- мультимедийная техника, компьютер, ксерокс, фотоаппарат;
- ватманы, цветные маркеры, цветные карандаши и краски, цветная бумага, клей;
- художественные произведения, иллюстрации, репродукции картин, семейные фотографии;
- интернет-ресурсы;
- подборка литературы по теме.
Виды детской деятельности
Содержание проекта определило и виды детской деятельности (п.2.7.ФГОС ДО):
- игровая (дидактическая, речевая, сюжетно-ролевая),
- коммуникативная (ситуативная, деловая, познавательная),
- познавательная,
- восприятие художественной литературы и фольклора (слушание, рассуждение, рассказывание, разучивание),
- изобразительная (аппликация, лепка).
Направления деятельности педагогов
Для успешной реализации проекта необходимо определить направления и скоординировать деятельность педагогов, работающих с детьми данной группы: воспитателей и учителя-логопеда.
педагоги | Функции, выполняемые в проекте |
Воспитатель | Мониторинг знаний детей; Организация и координация сотрудничества с родителями; Оформление наглядного и консультативного материала, подбор литературы; Проведение бесед, экскурсии, дегустации, выставок и конкурса; Организация совместной продуктивной деятельности с детьми; Организация и проведение итогового мероприятия. |
Учитель-логопед | Организация и проведение речевых игр на развитие лексико-грамматического строя и связной речи; Организация и координация сотрудничества с учащимися 2 класса МОУ СОШ № 7; Организация и проведение итогового мероприятия. |
Ожидаемый результат:
- Воспитанники должны знать о чае, его сортах и видах, традициях чаепития в разных странах, полезных свойствах чая.
- Дошкольники должны составлять описательный рассказ о чае и чайной церемонии используя качественные и относительные прилагательные с опорой и без на мнемотаблицу (в зависимости от уровня речевого развития).
- Дети должны активно и самостоятельно находить знания о чае из разных источников.
- Родители должны активно участвовать в совместной поисковой и продуктивной деятельности с детьми.
Календарный план проекта
Этапы проекта | Сроки | Содержание работы | |
подготовительный | 4-7 декабря | -Постановка целей, задач; -Составление плана совместной работы с детьми и родителями; -Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта; -Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми; -Подбор методической литературы по теме. | |
Основной Обычный шрифт - воспитатель Курсив –учитель-логопед Полужирный - совместно | 8 декабря 9декабря 10 декабря | I половина дня | II половина дня |
-беседа «Что такое чай»; -экскурсия в магазин «Чайная долина»; | -чтение изаучивание стихов, поговорок и пословиц про чай; | ||
-чтение художественных произведений К.И. Чуковского; -изготовление аппликации «Самовар»; | -виртуальное путешествие «Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный» (организованное учащимися 2класса с кл.рук.); | ||
-беседа «Чем полезен чай?» (о полезных и целебных свойствах разных сортов и видов чая); -дидактическая игра «Какой чай?» (подбор качественных и образование относительных прилагательных) | - изготовление папки-передвижки «Все о чае» (совместно с детьми); - дегустация чаев (организованная родителями); -дидактическая игра «Угадай на вкус»; | ||
11 декабря | -рассматривание репродукции «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева и составление рассказа о церемонии русского чаепития по мнемотаблице; дидактическая игра «Сложи картинку» (иллюстрации на тему чаепития); | -изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Чаепитие», «Гости», «Семья»; -изготовление коллажа «У самовара - я и моя семья»; | |
14 декабря | -выставка-конкурс «Самый необычный самовар» (изготовленные детьми с родителями из подручного или бросового материала); | -сюжетно-ролевая игра «Семейное чаепитие»; | |
заключительный | 15 декабря | Познавательно-речевая интеллектуальная игра «Хочу все знать» (по подгруппам) |
Глава 3. Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта мы получили результаты продуктивной совместной с детьми и родителями деятельности:
- выставка - конкурс самоваров (изготовленных совместными усилиями детей и их родителей);
- выставка аппликаций на тему «Самовар»;
- групповой коллаж «У самовара - я и моя семья»;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Чаепитие», «Гости», «Семья»;
- систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Чай-напиток не простой»;
- папка-передвижка «Все о чае».
На итоговом мероприятии воспитанники показали что они:
- знают и называют историю возникновения чая, его сорта и виды, страны произрастания, способы сбора и приготовления;
- знакомы с традициями чаепития в разных странах;
- знают наизусть пословицы, поговоркиочае;
- умеют рассказывать о полезных и целебных свойствах чая разных сортов и видов;
- составляют связный рассказ о чае и чайной церемонии на Руси без опоры и с опорой на мнемотаблицу;
- знают магазины, где можно купить чай и умеют его выбирать по своему вкусу;
- стали более раскрепощены и самостоятельны;
- обогатился и активизировался их словарь по теме проекта.
Родители:
- активно участвуют в подборке материалов о чае, знакомят своих детей с традициями семейного чаепития;
- проявляют интерес к получению знаний и умений у детей;
- желают общаться с педагогами и участвовать в жизни группы;
- совместно с детьми проявляют творчество в изготовлении поделок в различной технике;
Для педагогов:
- собран и систематизирован материал по теме проекта;
- обогащена предметно-развивающая среда группы;
- разработана интеллектуальная познавательно-речевая игра «Хочу все знать» с презентацией;
- налажен более тесный контакт с родителями.
Список литературы и интернет – ресурсов:
- Автор: Марта Добрыкина «Международный день чая - 15 декабря, все о празднике»
http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-den-chaya.html
- Автор: Мария Ситтель «Разные виды чая и их полезные свойства»
http://www.allwomens.ru/4496-raznye-vidy-chaya-i-ix-poleznye-svojstva.html
- З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2001 г.
- Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Льгода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» издательство «Аркти» Москва 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной работы ...
Краткосрочный проект «Мир насекомых» в подготовительной группе
"Мир насекомых"Место проведения: ЛГ МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Воспитатель:Бейдиева Хамида НежвединовнаТема: «Мир насекомых»Группа: группа компенсирующей направленности №9 ...
Краткосрочный проект «Синичкин день» в старшей группе компенсирующей направленности
"Синичкин день"Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Дата проведения: декабрь, 2012 годаВоспитатель: Бейдиева Хамида НежвединовнаУчитель-логопед: Степанова Гузель ...
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – лучшие друзья».
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальн...
Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...
Конспект занятия «Добрым быть не просто» Старшая группа
Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека...
Краткосрочный проект по ПДД в подготовительной группе «Дети и дорога» Викторина по ПДД в подготовительной группе «Знатоки ПДД»
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговре...