Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии на тему
Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_oo_v_deyatelnosti_detey_s_ovz_v_ramkah_realizatsii_fgos_do.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей
в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Жеварина Е.Ю., воспитатель МАДОУ № 11
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
На основе этого были составлены новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, которые вступили в силу с января 2014 года. В связи с их введением актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные учреждения перестроить образовательную деятельность в детском саду. Принцип интеграции представляет собой альтернативу предметному принципу.
Что же такое интеграция? Интеграция – это объединение частей в целое, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей (целостность).
Интересное «кулинарное» сравнение «А чем, собственно, интеграция отличается от комплексности?» – такой вопрос часто возникает у педагогов-практиков. Объяснить различия можно на простом примере. Комплексность можно сравнить с фруктовым салатом: кусочки фруктов перемешаны, но, все же, каждый из них легко узнаваем. Если же мы перемешаем все ингредиенты салата с помощью миксера, то получим мусс – однородную массу, в которой невозможно выделить отдельные части (это уже аналог интеграции). |
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образовательные области являются взаимодополняющими и обеспечивают целостность образовательного процесса. Интеграция должна охватывать все образовательные области, которые направлены на развитие какой-либо детской деятельности.
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: «схватывание» целого раньше частей, что позволяет ребенку видеть предметы интегрально (целостно). Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
- Формирование у детей целостного представления о мире.
- Побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует более тесному контакту всех специалистов ДОУ.
Только в случае внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых у ребёнка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.
Ещё интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки, объединенные определенной темой. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.
Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи.
Рассмотрим принцип интеграции на примере решения задач развития речи детей с проблемами в этой области.
Давайте вспомним, что мы понимаем под развитием речи?
Развитие речи – это овладение средствами как устной, так и письменной речи, благодаря которым развиваются навыки коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
ФГОС выделяет следующие задачи образовательной области «Речевое развитие»:
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Нарушение касается всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память,
- нарушены мелкая и артикуляционная моторика,
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Для решения этой комплексной проблемы необходим и комплексный интегрированный подход. Речевое развитие, как никакое другое, интегрируется со всеми другими образовательными областями и задачами, выделенными ФГОС.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по развитию речи следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Социализация | Безопасность | Труд |
Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. | Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние. | Участие детей в расстановке и уборке оборудования для занятий, ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда. |
Познавательное развитие
Сенсорное развитие | Конструктивная деятельность | ФЭМП |
у детей с ограниченными возможностями формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и расширению словаря | направлена на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно- двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. | предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, ориентироваться во времени и пространстве. |
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество | Музыка |
Обучение детей созданию творческих работ, что способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами | Развитие слухового восприятия при предъявлении звучания музыкальных инструментов, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений |
Физическое развитие
Здоровье | Физическая культура |
Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления. Данные задачи решаются не только на занятиях, но и в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ и в семье. Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. | Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности. |
Очень важно решение задачи восприятия художественной литературы детьми. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
Можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка и наиболее успешно их можно решить, используя принцип интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.
В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в уловияз реализации ФГОС дошкольного образования
1 слайд. Тема : «Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 2 слайд. Процесс стандартизации социальных, в том...
Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В связи с введением ФГОС ДО, коллектив нашего детского сада в своей работе руководствуется принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей высту...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....
Основные виды деятельности детей в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного ...