Занятие по теме: Звук и буква О. Старшая логопедическая группа для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Наш детский сад уже много лет встречает детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы разработали эфективную систему занятий по обучению грамоте. Вот два из наших занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tema_zvuk_i_bukva_o.docx | 929.59 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию фонематического восприятия.
для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи (1 год обучения).
Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тема: Звук [О].
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.
Цели:
Коррекционно- образовательные: закреплять понятие «гласный звук», закреплять умение делить слова на слоги, учить четко, произносить звук [о]; учить детей давать характеристику звука с опорой на артикуляцию, учить выделять звук [о] из ряда гласных, из ряда слогов и слов, закреплять умение выделять гласный звук в начале слова;
Коррекционно-развивающие: развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование
Демонстрационный материал: картинки-бабушка Оля, дедушка Осип, деревенский двор, деревня, озеро, поезд с вагонами на магнитной доске, картинка произнесения звука [О] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», фонограмма для пропевания гласного.
Раздаточный материал: звуковые пеналы.
Ход занятия:
- Создание мотивационного поля (организационный момент)
Дети стоят в кругу. Настрой на занятие. Дети хором проговаривают стишок
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим
Логопед: Что мы будем делать на занятии?
Дети: Мы будем слушать внимательно и красиво говорить.
Логопед Красиво говорить нам помогают:..
Дети: губы, зубы и язык.
Развитие артикуляционной моторики.
Выполняем с детьми артикуляционные упражнения.
- «Улыбка» - «Трубочка»
«Лопаточка»
Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.
Окошко открывается и закрывается»
«Покусать язычок»
«Болтушка»
2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Дети садятся на ковёр по-турецки.
Логопед: Вы слышали, кто-то постучал. Нам принесли письмо. Посмотрите откуда оно? (логопед достаёт письмо и картинку. Картинку показывает детям)
Дети: Письмо пришло из деревни.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Я вижу там деревянные маленькие домики.
Логопед: На чём же мы туда отправимся?
Дети: Мы поедем на автобусе, на поезде, на самолёте, на машине.
Логопед: Вот и поезд нас уже ждёт. Но сначала нам надо купить билеты на поезд.
Продам билеты тому, кто назовёт первый звук в словах: арка, усы, улей, игра, ананас, уши, иголка, арбуз, иволга, утка, ириска, арена, узор, изюм, афиша, индюк.
(дети называют первый звук и берут картинку – это билет)
Логопед: Садимся в поезд.
Игра «Прохлопай слово». Дети прохлопывают названия предметов, изображённых на их картинках и ставят картинки в соответствующие вагоны. Расходятся по своим местам, садятся за столы.
Логопед: Вот мы с вами и приехали в деревню. Она называется Осиновка. Вокруг этой деревни растут Оооосины, и стоит она на берегу ОООзера.
Какой первый звук вы услышали в этих словах?
Дети: Я услышал звук «О». Я тоже услышала звук «О».
Характеристика звука О.
Логопед: Что происходит с губами, когда вы произносите звук О?
Дети: губы вытягиваются в овал.
Логопед: Спойте звук О. Пение под мелодию 2-3 раза. Первый раз пение звука «О» с соблюдением мелодики. Второй раз – дети кладут руку на горлышко и поют, Третий раз поют попеременно то тихо, то громко в соответствии со схемой.
Расскажем теперь о звуке «О». Логопед выставляет значок звука «О» и картинки-характеристики.
Дети. Он любит петь. Он не встречает преграды. Он звонкий.
Логопед «посмотрите на звук «О» каким он цветом?
Дети: красным.
Логопед: Это гласный звук.
Логопед вместе с детьми поднимают кулачок. И говорят: «Кулачок покажи и о звуке расскажи»
На каждый признак дети разгибают один пальчик и хором повторяют:
Любит петь (разгибают большой пальчик)
Нет преграды (разгибают указательный пальчик)
Звонкий (разгибают средний пальчик)
Красный (разгибают безымянный пальчик)
Это гласный (разгибают мизинчик и показывают раскрытую ладошку)
Логопед: Обозначать мы его будем фишкой красного цвета с овальным ротиком.
Достаньте этот звук из пенала.
Логопед: Вот бабушка и дедушка нас встретили. Дедушку зовут Осип. С какого звука начинается его имя?
Дети: Имя дедушки начинается со звук «О».
Логопед: А это бабушка. Её имя тоже начинается со звука «О». Догадались, как её зовут? Дети: Бабушка Оля.
Логопед выставляет картинки бабушки и дедушки.
3. Самостоятельное применение знания на практике.
1. Выделение звука «О» из ряда звуков.
Давайте поиграем с дедом Осипом. У вас в пеналах есть звуковички звука «О»
Я буду называть звуки. Если вы услышите звук «О» выложите его на стол. У нас получится дорожка: А П Р О К О Ш Л О В Ы О У И О З.
Сколько звуков «О» у вас получилось.
Дети: пять.
- Выделение гласного « О» из ряда слогов. (выполняем стоя)
Бабушка Оля тоже хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком «О».
Логопед называет слоги, дети «ловят» в ладошки слоги со звуком «О»
3. Выделение гласного «О» в словах.
Логопед: А это двор бабушки Оли и дедушки Осипа.
У них живут домашние животные. В названии всех животных есть звук «О». Выберите животных для дедушки и бабушки. (Дети выходят, ставят животных во двор бабушки и дедушки)
Каждое слово проговаривает логопед с детьми и по артикуляции узнают, есть в этом слове звук «О» или нет.
Логопед с детьми: «карОООва».
Логопед: Есть в этом слове звук «О»?
Дети: есть.
Логопед: Как узнали?
Дети: у нас губки вытянулись в овал.
Логопед: Возьмём это животное для деда и бабушки
Дети: да. И т.д.
4. Рефлексия:
Молодцы! С каким звуком мы познакомились?
А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [о]?
Дети: красным
Почему?
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!
Расскажите, что мы узнали об этом звуке?
Хочу посмотреть, как вы всё запомнили
Игра «вопрос – ответ» (в своих ответах дети выделяют голосом звук «О».
К кому в гости мы ездили?
Мы были в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа.
А где они живут? Они живут в деревне Осиновка, на берегу озера.
На чём мы к ним приехали? На пОезде.
НОД по развитию фонематического восприятия детей старшей логопедической группы с тяжёлым нарушением речи.
Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тема: Звук [О].
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.
Цели:
Коррекционно - образовательные: закрепить произношение звука [о]; познакомить детей с его графическим обозначением, учить определять место звука в слове в начале, в середине и конце слова; закреплять понятие «гласный звук», уметь соотносить гласный звук с буквой.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы,, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание, слуховую и зрительную память, внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки, цв. карандаши, схемы гласных звуков «звуковички», магнитная доска, предметные картинки, демонстрационные картинки, домик для звуков. Раздаточный материал (палочки, пуговицы, верёвочки)
Ход занятия:
- Создание мотивационного поля (организационный момент)
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим
Развитие артикуляционной моторики.
- «Улыбка» - «Трубочка»
«Лопаточка»
Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.
Окошко открывается и закрывается»
«покусать язычок»
«болтушка»
- Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Логопед: Куда нас вчера пригласили?
Дети: Мы были в деревне Осиновка.
Логопед: С каким звуком мы вчера познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуком «О».
Логопед: Расскажите об этом звуке. Кулачок покажи и о звуке расскажи.
Логопед вместе с детьми дают характеристику звука «О».
Логопед: Что делают губы, когда мы произносим звук «О»?
Дети: гуды вытягиваются в овал.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: красным
Логопед: Какой волшебный карандаш мы достанем? Красный
Раскрасьте наш звук красным цветом.
Поставьте красный карандаш на середину дорожки. Пройди по дорожке.
Куда мы пришли? В деревню
Кто нас ждал в деревне? Как зовут дедушку? Бабушку?
- Самостоятельное применение знания на практике.
Выделение звука «О» в словах самостоятельно.
Что у деда Осипа выросло на огороде? Овощи
Раскрасьте только те овощи, в названии которых есть звук «О».
Физминутка
«В огород пойдём» с движениями.
Письмо буквы «О»
Собрали овощи и устали. Давайте повздыхаем ОХ, ОХ.
В моём волшебном мешочке звук «О» превратился в букву О. Дети вытаскивают из мешочка буквы О.
Анализ буквы О
Логопед: На что похожа буква «О»
Эта буква так кругла –
Покатиться бы могла.
Логопед: Сколько элементов у буквы? Какой это элемент?
Буква «мама» (большая буква) и буква «дочка» (маленькая буква) они похожи или непохожи? Чем они похожи и чем отличаются?
Дети: они похожи формой, не похожи размером.
Логопед: Посмотрите на столы из чего можно сделать букву О (палочки, верёвочка, пуговицы).
Выкладывание буквы из верёвочки, из пуговиц.
Раскрашивание буквы О и о в альбоме красным карандашом.
Найди букву О (наложенные предметы) и раскрась красным карандашом.
Почини буквы (дописать буквы О).
Найди и зачеркни все буквы О красным карандашом.
Определение места звука в слове.
Логопед: А вот и бабушка Оля. Мы поиграем с ней в игру «Где живёт звук «О»?
Логопед: Андрей назови, кто нарисован на первой картинке.
Андрей: Овцы.
Логопед: В слове ОВЦЫ где стоит буква «О».
Аня: в слове ОВЦЫ буква О стоит в начале слова.
Логопед: Какой квадратик раскрасим?
Вика: Мы раскрасим первый квадратик красным карандашом.
Логопед: Что нарисовано на второй картинке?
Кирилл: Дом.
Логопед: где стоит буква о в этом слове.
Кирилл: В слове ДОМ буква О стоит в середине слова.
Логопед: Какой квадратик раскрасим?
Лера: Мы раскрасим квадратик по середине красным карандашом.
Логопед: Что нарисовано на третьей картинке ?
Егор: Это ОКНО
Логопед: Где стоит буква О в слове ОКНО.
Сабрина: В этом слове две буквы О. Одна стоит в начале слова, вторая в конце слова.
Логопед: Какие квадратики мы раскрасим?
Саша: Мы раскрасим первый квадратик и последний красным карандашом.
Чтение слогов
Бабушка успела приготовить овощи.
Прочитайте слог на тарелках.
Чтение слогов хором и индивидуально.
Логопед: Кристина прочитай слог на первой тарелочке. (Читаем с места)
Какая первая буква? Какая вторая? Какая третья? Теперь отвернись и проговори слог по памяти. Теперь Настя повтори слог, Женя повтори. Асад повтори.
Прочитайте слог на второй тарелочке сначала шёпотом, потом нормальным голосом, потом громко. Я его закрою. Проговорите слог по памяти. (дети проговаривают слог по желанию. Остальные следят, чтобы не было ошибок)
Логопед: Прочитайте слог на третьей тарелочке. Назовите первую букву, назовите букву по середине, назовите последнюю букву. Проговорите этот слог по памяти.
Логопед: Прочитайте четвёртый слог. Проговорите этот слог по памяти.
Наше путешествие к бабушке Оле и дедушке Осипу закончилось.
Нам пора домой. На чём мы поедим ?
Дети выходят на середину группы и встают в круг.
4. Рефлексия:
С каким звуком и буквой вы познакомились.
Вспомните все слова со звуком О. (игра с мячом)
Карточка у каждого ребёнка.
Литература:
Е.А. Полиженко. Волшебный мир звуков и слов.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 1996г.
Т.В. Александрова. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. - С-П «Детство-пресс», 2005 г.
Крупенчук О. И. Учим буквы. Уроки логопеда Для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. – Литера, 2009г.
Н. Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.-
М.,. «Астрель», АСТ; Транзиткнига, 2005г.
Картинки из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе
Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....
Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).
Тематическое занятие для по развитию речи в старшей логопедической группе....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...
Домашнее задание учителя - логопеда по теме "Одежда. Звук и буква М" (старшая логопедическая группа)
Материал адресован родителям для закрепления дома пройденного материала.Игры и упражнения способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию фонетико - фонема...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Звук и буква А» в средней группе для детей с ОНР с использованием ИКТ
В конспекте представлены игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой А детей среднего дошкольного возраста с ОНР. В презентации представлен доступный картинный материал для занятий по об...
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Д и Т» (старшая логопедическая группа)
Занятие по обучению грамоте проведено в марте 2024 года в старшей логопедической группе детского сада. В занятии использованы стихи, загадки, дидактические игры, тематическая физминутка....