Индивидуальный план повышения профессиональной компетенции с 2012 по 2016 г.
рабочая программа по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами
для детей с нарушениями речи №73»
Из опыта работы учителя-логопеда
Бадретдиновой Людмилы Владимировны
Направление: Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами при коррекционно-развивающей работе в группе для детей с речевыми нарушениями.
Г.Нижнекамск
Актуальность: Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы, модели взаимодействия специалистов ДОУ и реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе. Повысить свой профессиональный уровень.
Задачи:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
- Разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса. При разработке модели взаимодействия ведущим является:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
1.Формы работы:
1.1.Разработка перспективных планов по разделам:
- развитие речи, обучение грамоте, развитие лексико-грамматических средств языка.
1.2.Методические рекомендации по проведению фронтальных - подгрупповых, индивидуальных занятий:
-обучение каждого ребенка строится от простого к сложному;
-программное содержание предусматривает и реализует внутрипредметные и межпредметные связи;
-в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития, а также развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы; -упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, включены в структуру каждого занятия и осуществляются параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы в режимных моментах.
1.3. Взаимодействие педагогов в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений у детей логопедической группы:
-развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
-закрепление и автоматизация поставленных логопедом звуков;
-закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
-формирование диалогической и монологической форм связной речи;
-закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
-закрепление навыка послогового чтения;
-подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
-развитие памяти, внимания, мышления.
1.4.Повышение педагогической компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений у детей логопедической группы:
-использование сведений о специфике воспитания, коррекции и обучения,
-знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
-знание возрастных особенностей,
-использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
-способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения.
2. Взаимодействие с педагогами
Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:
Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания.
Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные.
Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачи обеспечения преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников.
Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции.
Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.
Направления взаимодействияпо обеспечению преемственности учителя-логопеда и воспитателей.
Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников.
Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
2.1. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
Создание единого коррекционно-развивающего пространства.
Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи.
Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.
2.2 Формы работы с родителями
3.Отбор и структурирование материала для обследования:
- моторных функций,
-словарного запаса (экспрессивного и импрессивного),
- грамматического строя речи,
- словообразовательных способностей,
- связной речи (диалогической и монологической);
3.1. Составление протоколов обследования по различным разделам.
3.2. Обобщение результатов обследования.
3.3. Составление и оформление речевой карты.
3.4.Составление рекомендаций и определение образовательного маршрута ребенка.
3.5. Разработка индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком. 3.6.Разработка перспективного тематического планирования по лексическим темам.
4.Профессионально-педагогическая деятельность:
5. Программно-методическое обеспечение
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются методические разработки Н.В. Микляевой, И.В.Блыскиной, Е.Н. Бардышевой, Т.Б. Моносовой, Л.А.Сиротюк, Р.Г. Бушляковой. разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидлуальноесопроводдение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
5.1. Изучение специальной литературы.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. – 2007. - № 9.
Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2008. - №2.
Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2009. - №3.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.I. - М., 1994, ч.II - М.: АРКТИ, 1998.
Винарская Е.Н., Богомазов. Возрастная фонетика. – М., 2005.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - Спб: Питер Ком, 1999.
Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь. - СПб: Питер Ком, 1999.
Диагностика и коррекция речевых нарушений /Под ред.М.Г.Храковской. - СПб, 1997.
Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. – М., 2008.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 1998.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1979.
Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А.В.Семенович. - М., 1998.
Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: АПН СССР, 1982.
Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. Альбом с методическими рекомендациями. - М.: Просвещение, 1994.
Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции /Под ред.А.А.Ланцова и И.Ю.Кузьмина. - СПб, 1994.
Симерницкая Э.Г., Матюгин И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии /Под ред.А.Н.Лебедева. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С.136-150.
Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Пособие для логопедов и учителей. - М.: Просвещение, 1977.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1980.
Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития /Под ред.А.В.Се-менович. - М., 1998. с альбомом.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб: Акцидент, 1997.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: Детство-Пресс, 1998.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
Хомская Е.Д., Малова Ю.В. К проблеме исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии /Под ред.А.Н.Лебедева. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С.122-135.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005 Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996
5.2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
5.3. Повышение квалификации.
5.4. Самообразование
6. Практическая деятельность.
Обобщение практического опыта педагогов ДОУ:
Своевременное проведение обследования детей (май, январь, сентябрь).
Заполнение речевых карт логопедов в соответствии с проведенным обследованием и решением коллегиальных протоколов комиссии ПМПК.
Составление тематического планирования коррекционной работы с детьми
Составление отчета по результатам проведенной коррекции (май).
Обобщение и распространение практического опыта
№ | Формы и методы реализации | Место | Дата |
1 | Публикация статьи «Коррекционно-педагогическая система подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи» в сборнике «Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей и подростков в условиях онто- и дизонтогенеза». | Нижний Новгород. Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей и подростков в условиях онто- и дизонтогенеза», государственный педагогический университета им. К.Минина | 5 декабря 2012г. |
2 | Презентация: «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». | Г.Нижнекамск.Региональный семинар-практикум для педагогов коррекционных ДОУ. «Совместная работа родителей и педагогов в коррекционно-развивающем процессе с детьми с нарушениями речи». ДОУ №63 | 21февраля 2013г. |
3 | Доклад «Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Современные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ в рамках ФГТ».ИЭУиП | 08 октября 2013г. |
4 | Публикация статьи «Модель взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при коррекционно-развивающей работе в группе для детей с ОНР» в сборнике «Инновационные формы и технологии» | Г.Казань. Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии», Казанский федеральный университет. | 13-15 ноября2013г |
5 | Публикация статьи «Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в сборнике. | Г.Новосибирск.Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». СибАК | 13-15 ноября2013г. |
6 | Публикация методической разработки. « Занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе». | Образовательный проект Mааам.ru | 10февраля 2013г |
7 | Доклад «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ для детей с нарушениями речи». | Г.Нижнекамск. Республиканский семинар-практикум. «Профессиональные компетенциипедагога в ДОУ в условиях реализации ФГТ».ИЭУиП | 15февраля 2013г |
8 | Публикация статьи «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекционно-развивающей работе в группе для детей с ОНР» в сборнике «Построение коррекционной среды в работе с детьми с особыми образовательными возможностями».92стр. Рецензент:к.п.н.Н.В.Петрунина | Г.Нижнекамск. Региональный семинар-практикум «Построение коррекционной среды в работе с детьми с особыми образовательными возможностями». ДОУ№63 | 12февраля 2014г |
9 | Презентация: «Игры по развитию речи у детей с ОНР 5-6 лет» | Г.Нижнекамск. Региональный семинар-практикум «Построение коррекционной среды в работе с детьми с особыми образовательными возможностями». ДОУ№63 | 12февраля 2014г |
10 | Доклад «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы ДОУ». ИЭУиП | 13 марта 2014г |
11 | Доклад «Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Особенности коррекционно-образовательной работы в ДОУ 4 вида». ИЭУиП | 2 апреля 2015г |
12 | Доклад «Система психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Специфика работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».ИЭУиП | 13 апреля 2015г |
13 | Доклад «Коррекционная работа при развитии зрительной и слухоречевой памяти». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Особенности коррекционно-образовательной работы в ДОУ 1-2 вида». ИЭУиП | 14 апреля 2015г |
14 | Доклад «Система психолого-педагогического сопровождения ». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар. «Методы и приемы формирования речевых навыков у учащихся с ОВЗ». ИЭУиП | 16 апреля 2015г |
15 | Организатор мастер-класса «Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков». | Г.Нижнекамск. Региональный семинар-практикум. «Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями». ИЭУиП | 17 апреля 2015г |
16 | Рецензия.«Методические рекомендации к проведению дизартрического массажа» | Рецензент: Н.Н.Калацкаяк.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального.института | 8ноября 2015г |
17 | Доклад «Система психолого-педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ» | Г.Москва «2-ая Международная научно-практическая конференция «Современная логопедия: от теории к практике» | 14 ноября 2015г |
18 | Участие в работе круглого стола «Взаимодействие родителей и специалистов» | Г.Москва «2-ая Международная научно-практическая конференция «Современная логопедия: от теории к практике» | 15 ноября 2015г. |
19 | Публикация «Взаимодействиепедагогов ДОУ при осуществлении коррекционно-развивающей работы в группе для детей с речевыми нарушениями»(из опыта работы). | Г. Набережные Челны Международная научно-практическая конференция«Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи». | 27ноября 2015г. |
Выступление «Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи» | Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Социально-экономические и гуманитарные практики инновационного развития России» Институт Экономики Управления и Права (г.Казань) Нижнекамский филиал, г.Нижнекамск | 19мая 2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога 2012-2017 г.г.
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2012-2016 год воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Салават купере» Гараевой Зульфии Марселовны
ПРИЛОГАЕТСЯ ПЛАН РАБОТЫ НА 5 ЛЕТ С 201202016 УЧЕБНЫЙ ГОД....
Индивидуальный план повышения профессиональной компетенции
План представлен в ввиде таблицы, может быть использован как алгоритм составления индивидуального плана повышения профессиональной компетенции любым педегогом ДОУ....
Индивидуальный план повышения профессиональной компетенции
Игровые технологии в коррекционной работе с дошкольниками...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетенции
Игровые технологии, как средство развития речи детей в обучении татарскому зыку....
Индивидуальный план повышения профессиональных компетенций на 2023-2028 годы
В плане изложены основные направления саморазвития...