Пособие для всестороннего развития речи "Речевой калейдоскоп"
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
Данное пособие непосредственно находится в групповом помещении учреждения . Оно служит для взаимодействия детей и воспитателей . При помощи него выполняюся задания , данные учителем - логопедом,\ на развитие фонематических процессов и автоматизации звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пособие "Речевой калейдоскоп" | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данное пособие разработано для групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушениями речи. Оно непосредственно располагается в групповой комнате, в речевом уголке, и предназначено для совместной деятельности педагогов, работающим с младшим и старшим дошкольным возрастом с различными речевыми проблемами, имеющими в составе речевого дефекта нарушение звукопроизношения.
Воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушениями речи используют его с целью закрепления полученных на индивидуальных логопедическом занятии произносительных умений и развития фонематических процессов. Учитель- логопед в тетради взаимодействия оставляет задания, которые воспитатели во второй половине дня выполняют .Систематизация речевого материала позволяет незатруднительно выбирать необходимый, соответствующий речевым возможностям ребенка. Игровые дидактические комплексы универсальны и дают возможность варьировать игровой материал в соответствии с задачами конкретного занятия. Игровые комплексы могут расширяться за счет собственных наработок педагогов и дают возможность творческого подхода.
Материал отбирается выборочно с учетом целесообразности.
Содержание.
Пояснительная записка.
1.Цели и задачи пособия.
2.Оборудование.
3. Схема поэтапного применения игр и игровых приемов
в ходе автоматизации звуков у детей
с ОВЗ с нарушением речи
- 1 этап - изолированный звук.
- 2 этап – слоги.
- 3 этап – слова.
- 4 этап – словосочетания, предложения.
5 этап – связная речь.
4.Рекомендации.
5.Результативность.
Приложения
Цели и задачи
Цель: повышение эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения на основе учета:
- ведущего вида деятельности дошкольников,
- этиологии, механизма и структуры нарушения звукопроизношения,
- поэтапного использования наглядных средств обучения.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:
- Поиск наиболее эффективных путей коррекции звукопроизношения.
- Профилактика и преодоление стертых речевых нарушений у дошкольников.
- Поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе речевых и пропедевтических задач.
Оборудование.
Металлическая доска размером 75 на 75см; предметные магнитные картинки 240 штук (по темам: «Деревья», «Цветы», «Животные», «Птицы», «Сказочные персонажи», «Насекомые», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Игрушки», «Музыкальное инструменты»); магнитные вазы - 4 штуки; набор разноцветных цветов; наборы для складывания дорожек – 5 штук; дома- здания(большие) – 5 штук; дома красные - 2 штуки; дома синие - 2 штуки; дома зеленые - 2 штуки; схемы для звукобуквенного анализа – 4 штуки; сигнальные фишки для звукобуквеного анализа красного, синего, зеленого цветов по 4 штуки каждого; набор букв (р,рь,л,ль,ш,ж,щ,ч,ц,с,сь,з,зь,т,ть,к,кь).
Схема поэтапного применения игр и игровых приемов
в ходе автоматизации звуков у детей
с ОВЗ с нарушением речи
1 этап - изолированный звук.
Цель: научить правильно произносить изолированный звук.
Название игры | Игровая задача | Дидактические задачи | Варианты |
«Дорожка» | Помоги герою (по выбору) добраться до дома | 1.осознание положения органов артикуляции при произнесении данного звука. | дети проводят магнитную карточку с персонажем по предложенному пути, одновременно проговаривая заданный звук. |
2 этап – слоги.
Цель: научить правильно произносить звук в слогах.
Название игры | Игровая задача | Дидактические задачи | Варианты |
«Дорожка» | Помоги герою (по выбору) добраться до дома | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в слогах: прямых, обратных, в интервокальной позиции. | дети проводят магнитную карточку с персонажем по предложенному пути, одновременно проговаривая заданный слог, ряд слогов. |
«Чей голосок» | Четко произнести, как издают звуки отдельные предметы или животные | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в слогах: прямых, обратных, в интервокальной позиции. | дети проговаривают слоги, подражая звукам природы (животным, птицам и т. д.) |
3 этап – слова.
Цель: научить правильно произносить звук в словах.
«Подбери картинку» | Подобрать картинку к соответствующей схеме | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | дети подбирают, называя картинки, к схемам. | |
«Составь схему» | Составить схему под картинку | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | дети выкладывают фишки (цветовое обозначение звуков)под словом, называя его. | |
«Веселый паровоз» | Рассадить пассажиров по вагонам | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах: | дети делят слова на слоги и рассаживают героев в соответствующие вагоны (1окно=1 слог и т. д) | |
«Подарок на день рождение» | Подарить персонажу подарки с определенным звуком | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах: | дети подбирают подарок для персонажа с заданным звуком, называя слова. | |
«Кто в домике живет» | Заселить соответствующие дома жителями. | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах: | дети называют предметную картинку и кладут ее на домик соответствующего цвета (красный, синий, зеленый) или с соответствующей буквой | |
«Змейка» | Строим цепочку-змейку. | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | Дети отбирают картинки с заданным звуком, выкладывают в виде цепочки-змейки, называют картинки. | |
«Магазин» | Помоги продавцу. Купи. | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | 1.дети выполняют роль продавца и называют слова, раскладывая картинки по полкам, обобщают. | |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | 1.дети из ряда картинок выбирают лишнюю, у которой отсутствует заданный звук. 2. дети из ряда картинок выбирают лишнюю, не подходящую к данному обобщению. | |
«Цепочка слов» | Строим цепочку. | 1.развитие фонематического слуха в определении первого и последнего звука в слове. | дети отбирают картинки чтобы последний звук предыдущей картинки был первым звуком следующей картинки, выкладывают в виде цепочки, называют картинки . | |
«Букет» | Собрать букет | 1.упражнение в правильном произношении заданного звука в словах. | 1.дети выбирают в букет цветы, так, чтобы в названии цвета присутствовал заданный звук, называют его. |
4 этап – словосочетания, предложения.
Цель: научить контролировать правильное произнесение звука в словосочетаниях и предложениях.
На этом этапе отрабатываются следующие задания:
- Подбор предметов к действиям;
- Подбор действий к предметам;
- Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением.
Особое внимание уделяется:
- Введению в речь разных типов предложений (простых и сложных);
- Усложнению предложно-падежного управления в предложениях.
Название игры | Игровая задача | Дидактические задачи | Варианты |
«Что таким бывает» | Подобрать картинки определенного цвета | 1.упражнение в проговаривании словосочетаний и предложений с заданным звуком. | дети подбирают картинку определенного цвета, одновременно проговаривая полученное словосочетание или предложение. |
«Накорми животных» | Накорми животных | 1. упражнение в проговаривании словосочетаний и предложений с заданным звуком. | дети подбирают животному или птице картинку с ее едой, составляя словосочетания или предложения в соответствии с картинками. |
«Магазин» | Помоги продавцу. Купи. | 1. упражнение в проговаривании словосочетаний и предложений с заданным звуком. | 1.дети выполняют роль продавца и называют слова, раскладывая картинки по полкам, составляют предложения. |
«Подарок на день рождение» | Подарить персонажу подарки с определенным звуком | 1.упражнение в проговаривании словосочетаний и предложений с заданным звуком. | дети подбирают подарок для персонажа с заданным звуком, составляя словосочетания или предложения в соответствии с картинками. |
«Кто в домике живет» | Заселить соответствующие дома жителями. | 1.упражнение в проговаривании словосочетаний и предложений с заданным звуком. | 1.дети называют предметную картинку и кладут ее на домик соответствующего цвета (красный, синий, зеленый) или с соответствующей буквой, составляя словосочетания или предложения в соответствии с картинками. |
«Узор» | Выложить по инструкции картинки в виде узора. | 1.упражнение в проговаривании предложений с заданным звуком. | дети выкладывают по инструкции педагога узор. По окончании игры составляют предложения с предлогами. |
«Придумай предложение» | Составить предложение по картинкам | 1.упражнение в проговаривании предложений с заданным звуком. | 1.дети выкладывают картинки парами и составляют по ним предложение. |
5 этап – связная речь.
Цель: научить контролировать правильное произношение звука в связной речи.
Название игры | Игровая задача | Дидактические задачи | Варианты |
«Творческое рассказывание» | Придумать или пересказать историю | 1. упражнение в составлении рассказов по опорным картинкам. | 1.дети выбирают картинки необходимые для истории, составляя рассказ или пересказывая текст. 2.дети выбирают опорные картинки необходимые для рассказывания стихотворения. |
«Магазин» | Помоги продавцу. Купи. | 1. упражнение в составлении рассказов по опорным картинкам. 2.уточнение и активизация словаря. | 1.дети выполняют роль продавца и называют слова, раскладывая картинки по полкам, составляя рассказ или пересказывая текст. |
«Подарок на день рождение» | Подарить персонажу подарки с определенным звуком | 1. упражнение в составлении рассказов по опорным картинкам 2.уточнение и активизация словаря. 3. координирование произношения слов с движением руки. | дети подбирают подарок для персонажа с заданным звуком, составляя рассказ или пересказывая текст. |
«Кто в домике живет» | Заселить соответствующие дома жителями. | 1. упражнение в составлении рассказов по опорным картинкам 2.развитие фонематического слуха при отборе слов и дифференциации сходных звуков. 3.уточнение и активизация словаря. 4. упражнение в координировании проговаривания предложений с движением руки. | дети называют предметную картинку и кладут ее на домик соответствующего цвета (красный, синий, зеленый) или с соответствующей буквой, составляя рассказ или пересказывая текст. |
«Накорми животных» | Накорми животных | 1. упражнение в составлении рассказов по опорным картинкам 2.уточнение и активизация словаря. | дети подбирают животному или птице картинку с ее едой, составляя рассказ или пересказывая текст. |
Автоматизация звука в чистоговорках и стихотворениях способствует: закреплению звука в рифмованной речи, формированию навыка правильного употребления падежных окончаний, развитию воображения и словотворчества, развитию просодических компонентов речи, развитию чувства ритма, формированию правильного дыхания, развитию памяти.
При работе с детьми 6 - 7 лет материал будет дополнен игровыми упражнениями «Слоговых кочек» и «Азбука рассыпалась», основанными на чтении и более сложном звуковом анализе и синтезе слов в соответствии с уровнем овладения ребенком данными навыками.
Можно совмещать эту работу с заданиями на звуковой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, отгадывание ребусов, кроссвордов.
Автоматизация звуков в самостоятельной речи способствует: развитию памяти, формированию умения последовательно излагать свою мысль, развитию воображения и творческих способностей дошкольников.
Рекомендации.
Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.
Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем.
Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.
В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность.
В начале занятия акцентируется внимание на отрабатываемом звуке и дается установка на самоконтроль. По ходу занятия отмечается успешность ребенка фишками, наклейками, медальками.
Усложнение дидактической задачи в игре зависит от увеличения количества или введения нового речевого материала, усложнения речевого материала, изменения речевого сопровождения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная), изменения контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль).
Общие правила для всех игр заключаются в четком проговаривании ребенком звуков, слогов, слов с интонационным выделением автоматизируемого звука и строгим контролем произношения этого звука со стороны логопеда. Кроме того, если ребенок берет на себя ведущую роль или педагог выступает как партнер, весь речевой материал проговаривает за всех участников (если это не другие дети) тот же ребенок. Практически во всех играх можно использовать вариант «намеренных ошибок», когда педагог как бы «ошибается» в проговаривании слогов, слов, предложений или выполнении игровых действий, создавая ситуацию, когда ребенок с удовольствием исправляет ошибку.
Результативность
Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.
Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.
Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.
В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет
Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе"
Настоящее учебно-методическое пособие разработано с целью оказания практическим работникам ДОУ методической помощи при организации игровой деятельности со старшими дошкольниками....
Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников
Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...
Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
Предназначение дошкольного периода развития ребенка заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реф...
Театрализованные игры и пособия для всестороннего развития дошкольников
В презентации представлен опыт работы по использованию театрализованных игр и пособий для всестороннего развития дошкольников, через интеграцию образовательных областей...
Презентация авторского нестандартного пособия для педагогов дошкольных учреждений на тему "Использование нестандартного пособия "Крышко-Град" для всестороннего развития личности ребенка"
Цель: Заинтересовать педагогов нестандартным пособием, предназначенным для всестороннего развития личности.Ход:Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шатохина Валентина Владимировна. Я предс...
Методическая разработка «Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Методическая разработка«Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
«Развивающие игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста».
Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках. Развивающие липучки помогут вам с пользой занять мал...