Словообразовательные стихи
картотека по логопедии на тему

Кравцив Мария Андреевна

Захарикова Дарья Владимировна «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ» СТИХИ

1.  Образование имен существительных с
помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов

В лесу деревья есть и деревца, Поляны и поляночки лесные, Цветочкам и цветам здесь нет конца, Кустов и кустиков тут заросли сплошные.

Снесла наша курица большущее яйцо,

А курочка - лишь мелкое яичко.

На пальце у меня большое есть кольцо,

На пальчике колечко-невеличка. Ну-ка, подумайте, мальчики, девочки: Чем отличается белка от белочки. Заяц - от зайчика, Палец - от пальчика?

Течет большая и широкая река,

В нее впадает маленькая речка,

Вдоль берегов речных лужочки и луга,

На них пасутся овцы и овечки. О розе мы скажем белая, А о розочке - беленькая. О кошке мы скажем серая, А о кошечке - серенькая.

2.  Образование относительных
прилагательных

Кожаная сумка - из кожи,

Что же в нее мы положим?

 Шелковое платье - из шелка,

Оно сшито тонкой иголкой.

 Из картона коробка картонная –

В нее можно игрушки сложить,

 Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

 Из стали ножи стальные,

 А нитки из льна - льняные.

 Мой глиняный шарик - из глины

, Он склеен из двух половинок.

3. Образование притяжательных
прилагательных

У осла голова ослиная, Большие ослиные уши. Ослиная шерстка недлинная, Осел не всегда послушен.

У белочки ушки беличьи,

Пушистый беличий хвост.

Нарядная шубка беличья

И очень маленький рост. У ежа ежовые иголки. Черненький смешной ежовый нос. Можно встретить ежика у елки. Есть ли у него ежовый хвост?

 

У волка есть волчий хвост

И серая волчья шуба.

Волк - очень опасный гость:

Слишком острые волчьи зубы. Хвост у лисоньки лисий, Лапки мягкие лисьи. Только не верь ей, рыжей, Коварны все ее мысли!

Заячьи длинные уши

Зайцу в лесу нужны:

Если внимательно слушать,

Волки не так страшны.

У курицы куриный гребешок, Под перьями куриный есть пушок.

А скромная куриная головка Сидит на длинной шее очень ловко.

4.  Образование глаголов при помощи
приставок

В окошко любим мы смотреть, Картину стоит рассмотреть. Кино хотим мы досмотреть, Опасность же - предусмотреть.

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми. Облетать они могут лес.

Залететь за башни высокие,

Подлететь под низкий навес,

Перелететь через рвы глубокие.

Прилетают они весной,

Отлетают с осенней стужей.

Вылетают из гнезд порой

И подолгу, прощаясь, кружат. К дому подъезжают, От дома отъезжают, Яму объезжают, А с горы съезжают.

5.  Образование однокоренных слов

Посуду часто носят на подносе,

Зимой нередки снежные заносы.

В конце строки бывают переносы,

А на реке встречаются наносы.

От сильного дождя спасает дождевик,

 Он нужен нам в дождливую погоду.

Я дождевой свой плащ давно носить привык При дождике он не пропустит воду.

Утром туманным ранним

Туман затуманил поле,

Туманно за лесом дальним,

Туманно на синем море.

 

 

 

 

 

 

В осиновом лесу растут осины. Осинником зовется этот лес.

 Осинки потянулись к небу синему.

А подосиновик под дерево залез.

В жаровне бывает жар.

 Пожарные тушат пожар.

Жаркое поспело к обеду,

А рыбу пожарим мы в среду.

Тропка каменистая поднималась в гору,

Камешки и камни лежали без разбору.

Каменщики строили каменный наш дом,

В этом доме новеньком мы теперь живем!

Вот у реки песчаный бережок.

Мы любим есть песочное пирожное.

В песочницу насыпали песок,

В песчинках мелких травка придорожная. Землю называем мы земелькой, Иногда земелюшкой зовем. Под землей отыщем подземелье. А в лесу землянку мы найдем.

Земляника выглядит так славно!

Встретил я у дома земляка.

Приземлился луноход недавно,

Он землян привез издалека. В пруду есть много рыбы и рыбешки (так маленькую рыбку мы зовем). На берегу сидит рыбачка-кошка. А мы с тобой рыбачить не пойдем.

Грибники собирают грибы и грибки,

Они бродят в грибном лесу.

Проверяют внимательно даже пеньки,

Но грибницу домой не несут. Цветы расцветают на клумбе цветочной, И целое лето цветут.

А к осени поздней с цветков и цветочков Все лепестки опадут.

Желтый желток у яйца.

Желтенький лютик желтеет.

Лист пожелтел до конца -

Значит, уж осенью веет. Люди строят для жилья дома, Домики и мелкие домишки. Дел домашних там бывает тьма, Домоводству я учусь по книжке.

Развернулась большая стройка,

Здесь строители строят дом.

А домишки старой застройки

Все недавно пошли на слом.

Перестроили нашу школу,

В ней надстроили этажи.

И строительный мусор скоро

Отнесем мы за гаражи. Из снега скатали мы снежный ком. На улице очень снежно. Ночной снегопад все усыпал снежком, Снежинок принес нам нежных.

Я утром отправился в путь.

Вместе со мной шел попутчик.

 

Решил я на горы взглянуть,

А вышел на перепутье. Был компас при мне путевой, И путеводитель в кармане. Вдруг спутник вверху надо мной Мелькнул, как на киноэкране.

Попутный подул ветерок, Попалась машина-попутка. И встретился мне мой дружок. Стоял он на самом распутье.

6. Определение исходного слова

Сообразит ли твоя голова,

Как образованы эти слова:

Погода дождливая, настроение тоскливое,

Песенка грустная, яблочко вкусное.

Мышка трусливая, кошка игривая,

Тигр полосатый, козлик рогатый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovatelnye_stihi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарикова Дарья Владимировна «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ» СТИХИ

1.        Образование имен существительных с
помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов

В лесу деревья есть и деревца, Поляны и поляночки лесные, Цветочкам и цветам здесь нет конца, Кустов и кустиков тут заросли сплошные.

Снесла наша курица большущее яйцо,

А курочка - лишь мелкое яичко.

На пальце у меня большое есть кольцо,

На пальчике колечко-невеличка. Ну-ка, подумайте, мальчики, девочки: Чем отличается белка от белочки. Заяц - от зайчика, Палец - от пальчика?

Течет большая и широкая река,

В нее впадает маленькая речка,

Вдоль берегов речных лужочки и луга,

На них пасутся овцы и овечки. О розе мы скажем белая, А о розочке - беленькая. О кошке мы скажем серая, А о кошечке - серенькая.

2.        Образование относительных
прилагательных

Кожаная сумка - из кожи,

Что же в нее мы положим?

 Шелковое платье - из шелка,

Оно сшито тонкой иголкой.

 Из картона коробка картонная –

В нее можно игрушки сложить,

 Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

 Из стали ножи стальные,

 А нитки из льна - льняные.

 Мой глиняный шарик - из глины

, Он склеен из двух половинок.

3.        Образование притяжательных
прилагательных

У осла голова ослиная, Большие ослиные уши. Ослиная шерстка недлинная, Осел не всегда послушен.

У белочки ушки беличьи,

Пушистый беличий хвост.

Нарядная шубка беличья

И очень маленький рост. У ежа ежовые иголки. Черненький смешной ежовый нос. Можно встретить ежика у елки. Есть ли у него ежовый хвост?


У волка есть волчий хвост

И серая волчья шуба.

Волк - очень опасный гость:

Слишком острые волчьи зубы. Хвост у лисоньки лисий, Лапки мягкие лисьи. Только не верь ей, рыжей, Коварны все ее мысли!

Заячьи длинные уши

Зайцу в лесу нужны:

Если внимательно слушать,

Волки не так страшны.

У курицы куриный гребешок, Под перьями куриный есть пушок.

А скромная куриная головка Сидит на длинной шее очень ловко.

4.        Образование глаголов при помощи
приставок

В окошко любим мы смотреть, Картину стоит рассмотреть. Кино хотим мы досмотреть, Опасность же - предусмотреть.

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми. Облетать они могут лес.

Залететь за башни высокие,

Подлететь под низкий навес,

Перелететь через рвы глубокие.

Прилетают они весной,

Отлетают с осенней стужей.

Вылетают из гнезд порой

И подолгу, прощаясь, кружат. К дому подъезжают, От дома отъезжают, Яму объезжают, А с горы съезжают.

5.        Образование однокоренных слов

Посуду часто носят на подносе,

Зимой нередки снежные заносы.

В конце строки бывают переносы,

А на реке встречаются наносы.

От сильного дождя спасает дождевик,

 Он нужен нам в дождливую погоду.

Я дождевой свой плащ давно носить привык При дождике он не пропустит воду.

Утром туманным ранним

Туман затуманил поле,

Туманно за лесом дальним,

Туманно на синем море.

В осиновом лесу растут осины. Осинником зовется этот лес.

 Осинки потянулись к небу синему.

А подосиновик под дерево залез.

В жаровне бывает жар.

 Пожарные тушат пожар.

Жаркое поспело к обеду,

А рыбу пожарим мы в среду.

Тропка каменистая поднималась в гору,

Камешки и камни лежали без разбору.

Каменщики строили каменный наш дом,

В этом доме новеньком мы теперь живем!

Вот у реки песчаный бережок.

Мы любим есть песочное пирожное.

В песочницу насыпали песок,

В песчинках мелких травка придорожная. Землю называем мы земелькой, Иногда земелюшкой зовем. Под землей отыщем подземелье. А в лесу землянку мы найдем.

Земляника выглядит так славно!

Встретил я у дома земляка.

Приземлился луноход недавно,

Он землян привез издалека. В пруду есть много рыбы и рыбешки (так маленькую рыбку мы зовем). На берегу сидит рыбачка-кошка. А мы с тобой рыбачить не пойдем.

Грибники собирают грибы и грибки,

Они бродят в грибном лесу.

Проверяют внимательно даже пеньки,

Но грибницу домой не несут. Цветы расцветают на клумбе цветочной, И целое лето цветут.

А к осени поздней с цветков и цветочков Все лепестки опадут.

Желтый желток у яйца.

Желтенький лютик желтеет.

Лист пожелтел до конца -

Значит, уж осенью веет. Люди строят для жилья дома, Домики и мелкие домишки. Дел домашних там бывает тьма, Домоводству я учусь по книжке.

Развернулась большая стройка,

Здесь строители строят дом.

А домишки старой застройки

Все недавно пошли на слом.

Перестроили нашу школу,

В ней надстроили этажи.

И строительный мусор скоро

Отнесем мы за гаражи. Из снега скатали мы снежный ком. На улице очень снежно. Ночной снегопад все усыпал снежком, Снежинок принес нам нежных.

Я утром отправился в путь.

Вместе со мной шел попутчик.


Решил я на горы взглянуть,

А вышел на перепутье. Был компас при мне путевой, И путеводитель в кармане. Вдруг спутник вверху надо мной Мелькнул, как на киноэкране.

Попутный подул ветерок, Попалась машина-попутка. И встретился мне мой дружок. Стоял он на самом распутье.

6. Определение исходного слова

Сообразит ли твоя голова,

Как образованы эти слова:

Погода дождливая, настроение тоскливое,

Песенка грустная, яблочко вкусное.

Мышка трусливая, кошка игривая,

Тигр полосатый, козлик рогатый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словообразование –  это раздел языкознания,  который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов....

Формирование словообразовательной компетенции у детей с ОНР

В статье освещается  компетентностный подход в обучении дошкольников с ОНР....

Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР....

Конспект урока по татарскому языку на тему: "Словообразовательные окончания –чы/-че"

Развернутый план конспект урока с применением сингапурских технологий для русскоязычной группы 3 класса...

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР

Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР...