Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Лариса Александровна

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Василий Александрович Сухомлинский.

Одним из видов игровой деятельности является словесная игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Вопросы теории и практики словесной игры разрабатывались исследователями: Александрой Платоновной Усовой, Зинаидой Михайловной Богуславской, Анной Ивановной Сорокиной и другими.

Все словесные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме.

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. приставочный: делать? пере-делать;

2. суффиксальный: мяч? мячик;

3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;

4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов

Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах Александра Николаевича Гвоздева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина и других.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и, научиться, им пользоваться.

Для точного усвоения словообразования необходимо многократное повторение трудных форм. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов, а не только будет усваивать одну трудную форму.

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Всё это послужило тому, что моей работой по самообразованию стала тема: «Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словообразовательных навыков:

учить самостоятельному образованию новых форм слова;

обучать образованию множественного числа существительных;

учить образованию слов с помощью соединительных гласных;

учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;

учить образовывать глаголы пространственного значения;

учить образованию притяжательных и относительных прилагательных;

учить образованию сравнительной степени прилагательных;

научить образованию прилагательных от существительных.

Во время работы над словом, стимулирую детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Подбирая материал для словесных игр, стараюсь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Например, игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.

Образуем слова с суффиксом -ик-

Куст-кустик

Лист-листик

Сад-садик

Дом-домик

Гвоздь-гвоздик

Таз-тазик

А теперь образуем уменьшительно-ласкательные сущ. с суффиксом -чик-

Шкаф-шкафчик

Костюм-костюмчик

Рукав-рукавчик

Диван-диванчик

Стул-стульчик

Стакан-стаканчик

С суффиксом -к-

Мышь-мышка

Лапа-лапка

Туча-тучка

Капля-капелька

Книга-книжка

Бумага-бумажка

Рука-ручка

Кольцо-колечко

С суффиксами -очк-, -ичк-

Тумба-тумбочка

Лента-ленточка

Сестра-сестричка

Коса-косичка

А сейчас будем словообразовывать ласкательные собственные имена

Аня-Анечка

Ваня-Ванечка……и т.д.

Также словообразованию способствуют игры на соотношение сущ. в ед. и мн. ч.

«Кто у кого? »

Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)

Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) .

Кто у собаки? (щенок). Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) .

Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят? (жеребята)

Игра «Что для чего? »

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице) .

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

Способствует словообразованию изменение слов по аналогии. Игра «Измени слово»

Мы будем изменять слова с помощью суффиксов -ин- и -инк-.

виноград - виноградина,

горох -.

картофель -.

жемчуг-.

бусы - бусинка,

изюм -.

жемчуг-.

роса-.

Игра «Назови профессию! »

Образование названий специальностей тоже способствует словообразованию.

Кто вставляет стекла? - Стекольщик.

Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик и т. д.

Учить образованию слов с помощью соединительных гласных нам поможет

игра «Сложные слова»

рыбу ловит (рыболов)

сам катается (самокат)

листья падают (листопад)

сам летает (самолет)

лес рубит (лесоруб)

трубы чистит (трубочист)

Следующая игра «Назови действие»

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Сейчас я буду назвать глаголы, где действие совершается, а вы назовите действие, где оно уже совершено:

моет — вымыла,

вешает — повесила,

умывается — умылся

рисует — нарисовал

одевается — оделся

прячется — спрятался

С помощью игры «Добавь слово, обозначающее действие» учим образовывать глаголы пространственного значения.

в клетку. (влетает,

из клетки. (вылетает,

от дома. (отъезжает,

к дому. (подъезжает,

в школу. (приходит,

из школы. (уходит).

Игра «Чьи хвосты? » поможет нам образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

хвост волка - волчий.

хвост лисы - лисий.

Игра «Что из чего сделано? » нам поможет учить образовывать прилагательные от существительных.

сковорода из чугуна - чугунная,

ложка из дерева - деревянная,

ваза из хрусталя - хрустальная,

шинель из сукна - суконная.

«Закончи предложение»

Цель: образование сравнительной степени прилагательных.

Куст низкий, а трава еще.

Дерево твердое, а железо еще.

Утром светло, а днем еще светлее.

Осенью холодно, а зимой еще.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что словесные игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Дидактическая игра на формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Слова из одного корня»

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет дошкольникам  в овладении закономерностей словообразования на...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».На педагоги...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Даль...

План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....