Критерии проведения образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения. .(Н.К. Смирнов)
методическая разработка по логопедии на тему

Кравцив Мария Андреевна

Критерии проведения  образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения. .(Н.К. Смирнов)

 

 

 

Условия

Признаки

 

1

Обстановка и гигиенические условия в  группе (кабинете)

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения группы и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

 

2

Количество видов учебной деятельности

Беседа с детьми, индивидуальные ответы, работа в тетрадях, слушанье, чтение, рассказ, рассматривание наглядных пособий, просмотр видеоматериалов, работа с компьютером, экспериментальная деятельность, решение задач, рисование и др.

 

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности.

Ориентировочная норма -7-10 минут. Комментарий к п.2 и п.З: однообразность  занятия способствует утомлению ребёнка так бывает, например, при выполнении  задания в тетрадях.  Беседа  по теме - более творческая работа, коэффициент утомления при этом ниже. Наоборот, частая череда смен деятельности потребует дополнительных адаптационных усилий.

 

4

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не более трех.

 

5

Чередование видов преподавания.

Норма - не позже чем через 10-15 мин.

 

6

Наличие и выбор на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения детей

Дети  должны превратиться из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Этому способствуют приёмы  по созданию проблемных ситуаций: подведение к решению противоречий, побуждение к сравнению, обобщению, выводам, постановка проблемных задач. Это методы: направленные на исследовательскую, экспериментальную, проектную деятельность, самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

 

7

Место и длительность применения ТС О. (ИКТ)

В соответствии с гигиеническими нормами. Умение  педагога   использовать их как возможности  для   инициирования дискуссии, обсуждения.

 

8

Поза детей на занятии.

Чередование позы. Наблюдает ли  педагог реально за посадкой детей, чередуются ли позы в соответствии с видом работы.

 

9

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии

Физкультминутка, динамическая пауза, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Способствуют ли условия на занятии для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 мин занятия по 1 мин из 3-х легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

 

10

Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем, и ЗОЖ.(здоровым образом жизни)

Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ, формирование потребности в ЗОЖ. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение  детям знаний о возможных последствиях выбора поведения.

 

11

Наличие мотивации деятельности детей на занятии

Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу и т.д.

12

Психологический климат

Взаимоотношения на занятии между педагогом и детьми (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность).

13

Наличие на занятии эмоциональных разрядок.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка, и т.д.

В конце занятия обратите внимание на следующее:

14

Плотность занятия

Количество времени, затраченное детьми  на умственную деятельность, учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%. "

15

Момент наступления \ утомления детей и снижения их учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в | процессе работы. Норма: не ранее  15-17 минут для  дошкольников , 25-30 мин  в 1 классе, 35-40 мин в начальной школе, 40 мин в средней и старшей школе. Для классов КРО - не ранее 30 минут.

16

Темп окончания занятия

Быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  детей, быстрый, практически без комментариев анализ работы детей недопустимы. Спокойное завершение занятия, позитивный настрой детей на следующую деятельность, доброжелательность, итог выполненной детьми работы,  вывод с формулированием результата занятия.

     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии проведения  образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения. .(Н.К. Смирнов)

Условия

Признаки

1

Обстановка и гигиенические условия в  группе (кабинете)

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения группы и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2

Количество видов учебной деятельности

Беседа с детьми, индивидуальные ответы, работа в тетрадях, слушанье, чтение, рассказ, рассматривание наглядных пособий, просмотр видеоматериалов, работа с компьютером, экспериментальная деятельность, решение задач, рисование и др.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности.

Ориентировочная норма -7-10 минут. Комментарий к п.2 и п.З: однообразность  занятия способствует утомлению ребёнка так бывает, например, при выполнении  задания в тетрадях.  Беседа  по теме - более творческая работа, коэффициент утомления при этом ниже. Наоборот, частая череда смен деятельности потребует дополнительных адаптационных усилий.

4

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не более трех.

5

Чередование видов преподавания.

Норма - не позже чем через 10-15 мин.

6

Наличие и выбор на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения детей

Дети  должны превратиться из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Этому способствуют приёмы  по созданию проблемных ситуаций: подведение к решению противоречий, побуждение к сравнению, обобщению, выводам, постановка проблемных задач. Это методы: направленные на исследовательскую, экспериментальную, проектную деятельность, самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

7

Место и длительность применения ТС О. (ИКТ)

В соответствии с гигиеническими нормами. Умение  педагога   использовать их как возможности  для   инициирования дискуссии, обсуждения.

8

Поза детей на занятии.

Чередование позы. Наблюдает ли  педагог реально за посадкой детей, чередуются ли позы в соответствии с видом работы.

9

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии

Физкультминутка, динамическая пауза, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Способствуют ли условия на занятии для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 мин занятия по 1 мин из 3-х легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

10

Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем, и ЗОЖ.(здоровым образом жизни)

Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ, формирование потребности в ЗОЖ. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение  детям знаний о возможных последствиях выбора поведения.

11

Наличие мотивации деятельности детей на занятии

Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу и т.д.

12

Психологический климат

Взаимоотношения на занятии между педагогом и детьми (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность).

13

Наличие на занятии эмоциональных разрядок.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка, и т.д.

В конце занятия обратите внимание на следующее:

14

Плотность занятия

Количество времени, затраченное детьми  на умственную деятельность, учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%. "

15

Момент наступления \ утомления детей и снижения их учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в | процессе работы. Норма: не ранее  15-17 минут для  дошкольников , 25-30 мин  в 1 классе, 35-40 мин в начальной школе, 40 мин в средней и старшей школе. Для классов КРО - не ранее 30 минут.

16

Темп окончания занятия

Быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  детей, быстрый, практически без комментариев анализ работы детей недопустимы. Спокойное завершение занятия, позитивный настрой детей на следующую деятельность, доброжелательность, итог выполненной детьми работы,  вывод с формулированием результата занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии эффективности деятельности педагога

критерии, показатели, характеристики оценки деятельности педагогов...

совершенствование образовательного процесса младших дошкольников с позиции здоровьесбережения

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения ; процесс, направленный на обеспечение фи...

Презентация "Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения"

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических сис...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА...

Организация учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения

В статье идет речь о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Особое внимание уделялено организации сдоровьесберегающей среды в ДОО....

XIV Критерий Общественная деятельность Самоотчет об активном участии в работе методических объединений, советов, показывание методической поддержки молодым педагогам

Самоотчет об активном участии в работе методических объединений, советов, показывание методической поддержки молодым педагогам.      На протяжении многих лет являюсь членом пр...