Методика обследования развития детей
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В представленном документе содержится современная методика обследования развития детей.
Материалы адресованы учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования развития детей
Основные задачи исследования развития воспитанников | Средства реализации задач | Критерии оценки |
Исследование состояния импрессивной речи | ||
Выявить уровень сформированности импрессивной речи воспитанников | - Исследование пассивного словаря существительных Задание: «Покажи, где кукла? Машинка? Книга». - Исследование пассивного словаря глаголов Задание: «Посади куклу. Открой книгу. Покатай машинку» и т.д. - Исследование пассивного словаря прилагательных Задание: Где красная книга, где большая машина, где деревянный стол? И т.д. - Исследование понимания грамматического строя речи: Задания: 1. «Покажи, где один предмет, а где много» (понимание грамматической категории числа существительных в именительном падеже); 2. «Покажи где большой предмет, а где маленький» (понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных); 3. «Покажи, где находится предмет» (понимание предложно-падежных конструкций) - Исследование понимания словосочетаний Задания: Покажи, где дочка мамы и где мама дочки и д.р. - Исследование понимания предложений Задание: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы и т.д.» - Исследование понимания связной речи Задание: 1. Выполнение инструкций типа «Принеси синюю коробку и поставь ее на стол и др.» 2. Загадка: Петя бежит за Васей. Кто бежит первым? (понимание логико-синтаксических конструкций) | Пассивный словарь (3 задания) 0 баллов – не понимает обращенную речь; 1 балл – доступно понимание ограниченного круга словаря существительных. 2 балла – понимает названия предметов и действий в именительном падеже, не доступно понимание словаря прилагательных 3 балла - не испытывает затруднения в понимании глагольного словаря, задания, связанные с исследованием словаря прилагательных вызывают затруднения; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании притяжательных прилагательных. 5 баллов – пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов сформирован в пределах возрастной нормы. Понимание грамматического строя речи (3 задания) 0 баллов – не понимает изменений, вносимых флексиями; 1 балл – понимает названия предметов и действий в именительном падеже; 2 балла – понимает изменения, вносимые окончаниями. 3 балла - испытывает затруднения в понимании вопросов косвенных падежей, не испытывает затруднений в понимании изменений, вносимых флексиями; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании предложных конструкций. 5 баллов - понимание грамматического строя речи в полном объеме. Понимание словосочетаний, предложений, связной речи (4 задания) 0 баллов – не понимает обращенную речь; 1 балл – понимание речи в контексте бытовой ситуации; 2 балла – понимает элементарные инструкции и предложения. 3 балла - испытывает значительные затруднения в понимании логико-синтаксических конструкций; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании сложных инструкций и логико-синтаксических конструкциях; 5 баллов - понимание инструкций, словосочетаний и предложений по возрасту. |
Исследование состояния фонематических процессов | ||
Фонематическое восприятие. | ||
Выявить уровень сформированности фонематического восприятия. | - Повторение серий слогов с оппозиционными звуками. Задание: Повтори за мной слоги (пример: па-ба, ма-да и др.). - Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Задание: Покажи картинки (пример: мишка-мышка и др.) - Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении. Задание: Покажи картинки (крыса-крыша др.) | (3 задания) 0 баллов – не понимает задания. 1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий. 2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок. 3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки 4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа; 5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы |
Фонематический анализ | ||
Выявить уровень сформированности фонематического анализа. | - Выделение заданного звука из слов; - Выделение первого ударного гласного в слове; - Определение первого согласного звука в слове; - Определение последнего звука в слове; - Определение последовательности звуков в слове; - Определение количества звуков в словах; | (6 заданий) 0 баллов – не понимает задания. 1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий. 2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок. 3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки 4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа; 5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы |
Фонематический синтез. | ||
Выявить уровень сформированности фонематического синтеза | - Составление слова из звуков; Задание: Сложи слово. Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово. О, С, Ы Л, У, Ж, А. | (1 задание) 0 баллов - отказ от выполнения 1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна 2 балла – допустил 2 ошибки 3 балла – допустил 1 ошибку 4 балла – задание выполнено с помощью логопеда. 5 баллов – задание выполнено точно и правильно |
Фонематические представления. | ||
Выявить уровень сформированности фонематических представлений. | - Подбор слов на заданный звук. Задание: Назвать как можно слов, в которых есть звук М. | (1 задание) 0 баллов - отказ от выполнения 1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна 2 балла – допустил 2 ошибки 3 балла – допустил 1 ошибку 4 балла – задание выполнено с помощью логопеда. Слова подобраны во всех позициях. 5 баллов – задание выполнено самостоятельно, точно и правильно. Слова подобраны во всех позициях. |
Исследование состояния экспрессивной речи | ||
Исследование состояния звукопроизношения | ||
Выявить нарушение или отсутствие нарушения звукопроизношения. | - Определение состояния произношения Задание: Назови картинки Оборудование: набор картинок на все группы звуков. - Дифференциация звуков Задание: Повторяй за мной слова, фразы.
| (1 задание) 0 баллов – отсутствие речи, произносит отдельные звукокоплексы. 1 балл – замена, дефектное произнесение или отсутствие более 2х групп звуков русского языка. 2 балла – полиморфное нарушение звукопроизношение 2х групп звуков. 3 балла – мономорфное нарушение звукопроизношение 1й группы звуков русского языка. 4 балла – мономорфное нарушение звукопроизношения. Автоматизация одного звука. 5 баллов – правильное произнесение всех звуков русского языка во всех позициях. Дифференциация(1 задание) 0 баллов – ребенок не дифференцирует звуки. 1 балл - смешения звуков в слогах. 2 балла - смешения звуков в словах. 3 балла – смешения звуков в словосочетаниях. 4 балла – правильное произнесение в словах, смешение во фразе. 5 баллов – точное и правильное воспроизведение всех звуков русского языка во всех позициях. |
Исследование слоговой структуры слов | ||
Определить отсутствие или наличие искажения звукослоговой структуры слов и предложений. | - Воспроизведение слов различной слоговой структуры. Задание: Что это? Логопед предлагает ребенку назвать картинки. Оборудование: набор картинок: С 4х лет
Задание: Повтори за мной слова. С 5 лет снеговик, мотоцикл, автобус скамейка, скатерть, гвоздика мотоциклист, магнитофон, милиционер аквариум, гимнастика, строительство Задание: Повтори за мной предложения. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве дома. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. | (3 задания) Самостоятельно 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания Отраженно (слова сложного слогового состава) 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания Фраза 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания |
Исследование словарного запаса | ||
- использование обобщающих понятий. Задание: Рассмотри картинки и назови их одним словом. Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия:
- Подбор определений. Задание: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая? Оборудование: набор картинок: ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО - Части целого Задание: назови части предмета. Оборудование: набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ - Антонимы (с 6 лет) Задание: Послушай слова и скажи наоборот.
- Назвать действие по предъявленному признаку. Задание: Скажи, кто что делает? Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5) | Обобщающие понятия (1 задание) 0 баллов – понятие отсутствует, либо отказ 1 балл – называет правильно 1- 2 понятия 2 балла – называет правильно 3-5 понятий 3 балла – 2-3 ошибки или 1 - 2 смешения, расширения, сужения понятий (например, вместо одежды и обуви – вещи и т.д.) 4 балла – допускает 1 ошибку или расширение понятий. 5 баллов – правильно подобраны все обобщающие понятие Подбор определений, действий (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – подбор 1 элементарного действия к каждому слову, затрудняется с подбором определений. 2 балла – подбирает не больше 1 определения к каждому слову и 1 элементарного действия. 3балла – подбирает по 2 определения к каждому слову и 1 действие, требуется помощь в виде дополнительных вопросов. 4 балла – требуется небольшая помощь педагога, подбирает несколько определений и действий к словам. 5баллов – все выполнено без ошибок и самостоятельно в достаточном объеме. Части целого (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ\ 1 балл – называет только 1-2 части предметов от общего количества частей. 2 балла – называет по 1 части каждого предмета. 3 балл – называет не все части каждого предмета. 4 балла – Не называет 1 - 2 части предметов от общего количества частей. 5 балла – точное, правильное выполнение пробы Антонимы (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – Допускает свыше 6 ошибок. 2 балла – Допускает 4-5 ошибок 3балла – Допускает 3-4 ошибки 4 балла – допускает 1-2 ошибки. 5 баллов - за правильное выполнение пробы Действия (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – Допускает свыше 6 ошибок. 2 балла – Допускает 4-5 ошибок 3балла – Допускает 3-4 ошибки 4 балла – допускает 1-2 ошибки. 5 баллов - за правильное выполнение пробы | |
Исследование состояния грамматического строя речи | ||
Исследование состояния словоизменения | ||
Выявить уровень сформированности функции словоизменения. | - Употребление существительных в именительном падеже ед. и множ. числа Задание: Стол один, а много это …? Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (стол – столы, кукла – куклы и т.д.); - Употребление существительных в родительном падеже ед. и множ. числа Задание: Много чего? Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (шар – шаров, дом – домов и т.д.). - Употребление существительных в косвенных падежах без предлога Задание: Назови: У меня есть …, у меня нет…, я рисую … и т.д. Оборудование: карандаш, кукла. - Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами Задание: Назови где находится карандаш? Оборудование: карандаш и коробка. - Согласование прилагательных с существительными в ед. и множ. числе. Задание: майка (какая?)…, автобус (какой?) …, яблоко (какое?)…, ботинки (какие?)… Оборудование: картинки с изображением желтых предметов (майка, автобус, яблоко, ботинки). - Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными. Задание: Давай посчитает с тобой дома и д.р. Оборудование: набор картинок с изображением 1-го дома, 2-ух домов, 5-ти домов и д.р. | 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку. 2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок. 3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок. 4 балла – правильно использует продуктивные модели словоизменения, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей. 5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словоизменения. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – использует в речи аморфный предлог а. 2 балла – использует в речи только предлог в. 3 балла – правильно использует только простые предлоги в, на, из. 4 балла – правильно называет все простые предлоги, допускает ошибки при использовании сложных предлогов около, из-за. 5 баллов – правильно использует в речи простые и сложные предлоги. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – называет только название цвета. 2 балла – согласует все словосочетания только в мужском или женском роде. 3 балла – неверно согласует словосочетания среднего рода и множественного числа. 4 балла – правильно согласует словосочетания по родам, испытывает затруднения при согласовании словосочетаний в множ. числе. 5 баллов – правильное выполнение задания. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – не изменяет существительные по падежам, а числительные по родам. 2 балла – допускает много ошибок при изменении существительных по падежам и не изменяет числительные по родам. 3 балла – допускает несколько ошибок при изменении существительных по падежам, но не изменяет числительные по родам. 4 балла – с помощью педагога правильно согласует числительные с существительными (самостоятельно не может изменить числительные по родам). 5 баллов – самостоятельно и правильно согласует числительные с существительными в роде, числе и падеже. |
Исследование состояния словообразования | ||
Выявить уровень сформированности функции словообразования. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Задание: Как назвать маленький предмет? Оборудование: набор картинок с изображением больших и маленьких предметов (стол – столик, мяч – мячик и д.р.) - Образование названий детёнышей животных Задание: Назови как называются детёныши у кошки? И т.д. Оборудование: набор картинок с изображением домашних и диких животных и их детёнышей. - Образование прилагательных от существительных (с 6 лет) Задание1: Назови из чего сделано? (образование относительных прилагательных) Оборудование: набор картинок с изображением предметов и материала из которого они сделаны. Задание2: Назови чьё это? (образование притяжательных прилагательных) Оборудование: набор картинок с изображением предметов, людей и животных, которым эти предметы принадлежат. - Образование приставочных глаголов (с 6 лет) Задание: Назови, что делает мальчик? Оборудование: набор картинок с изображением действий (ходит, уходит, переходит, выходит и т.д.) | 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку. 2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок. 3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок. 4 балла – правильно использует продуктивные модели словообразования, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей. 5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словообразования. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – при выполнении задания использует только бесприставочные глаголы. 2 балла – при выполнении задания допускает много ошибок. 3 балла – выполняет задание с помощью педагога и допускает 1-2 ошибки. 4 балла – выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки. 5 баллов – правильно и самостоятельно выполняет задание. |
Исследование состояния связной речи. | ||
- Пересказ прослушанного текста. Задание: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи. Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка» - Составление рассказа по сюжетной картинке. Задание: Посмотри на картинку и составь рассказ. Оборудование: сюжетная картинка «На горке» - Составление рассказа по серии картинок. Задание: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ. Оборудование: картинки по серии «Ежик». | Пересказ 0 баллов - задание не выполнено, даже с помощью, либо отказ. 1 балл - произносит отдельные слова, пропуск деталей, аграмматизмы, помощь не использует. 2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь. 3 балла – правильный пересказ после повторного прочтения. 4 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса. 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого прочтения Составление рассказа по картинке 0 баллов – задание не выполнено, либо отказ 1 балл - перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь. 2 балл – пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь. 3 балла – отмечается большое количество аграмматизмов, рассказ составлен самостоятельно. 4 балла – отмечается незначительное количество аграмматизмов, рассказ составляет самостоятельно. 5 баллов – составляет рассказ самостоятельно, грамматически верно. Составление рассказа по серии картинок 0 баллов – задание не выполнено, либо отказ. 1 балл – перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь, картинки расставляет не правильно. 2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь в расставлении картинок в правильной последовательности. 3 балла – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью, отмечаются морфологические и синтаксические аграмматизмы. 4 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности и составил рассказ с минимальной помощью. 5 баллов – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности и составил рассказ. |
Каждое задание оценивается по 5ти бальной шкале от 0 до 5 баллов.
На основании оценки результатов логопедического обследования дошкольников определяются 3 уровня речевого развития ребенка.
Параметры оценки:
1 – низкий уровень (0-1,9 балла): представления, знания, умения, навыки фрагментарны или не сформированы, помощь взрослого принимает плохо или отказывается от принятия помощи.
Не понимает изменения, вносимых аффиксами; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; не доступны элементарные формы фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговая структура слова нарушена, звукопроизношение значительно отстаёт от возрастной нормы; словоизменением и словообразованием не владеет.
2 - средний уровень (2-3,9 балла): представления. Знания, умения, навыки сформированы частично, актуализируются и используются ребенком с помощью взрослого.
Не понимает значения изменений, вносимых аффиксами; активный словарь расширяется (увеличивается количество и повышается качество словаря); появляются новые грамматические связи в предложении; не понимает логико-грамматических конструкций; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны элементарные формы фонематического анализа; звуко-слоговая структура слова улучшается (ошибки на уровне 3хсложных слов и фраз); полиморфное нарушение звукопроизношения; словоизменение и словообразование в стадии формирования (отмечается большое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
3 – высокий уровень (4 – 4,9 балла): представления, знания, умения, навыки сформированы в полном объеме, ребенок использует их самостоятельно.
Понимание речи в пределах возрастной нормы; активный словарь чуть ниже возрастной нормы; владеет пересказом, доступно составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны сложные формы фонематического анализа, синтеза, представлений; звуко-слоговая структура слова не нарушена; мономорфное нарушение звукопроизношения; отмечаются единичные ошибки в сложных формах словоизменения и словообразования (отмечается небольшое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
4 – норма речи (5 баллов): речевое развитие соответствует возрастной норме.
При составлении диагностических материалов обследования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья использовались:
1. Рекомендации кафедры логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;
2. Схема обследования, представленная в учебно-методических пособиях. Сборник методических рекомендаций. / Составители Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха В.П. Балобанова, Л.В. Лопатина, Т.Т. Воробей и др. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 год. – С.48-60.
3. Карта исследования речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Речевая карта ребенка с ОНР, Нищева Н. В.
5. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР, Нищева Н. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-103223-1585376550.jpg)
Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....
Использование современных методик обследования развития детей
Использование современных методик обследования и диагностики развития детей с целью:выявление особенностей уровня развития речи воспитанниковопределение коррекционно-развивающего пути, направленного н...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/06/picture-1345244-1630951772.jpg)
Использование современных методик обследования развития детей
Обзор литературы по использовани современных методик обследования развития детей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/28/picture-1425674-1730105700.jpg)
Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста
Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199523-1360349898.jpg)
Современные методики обследования развития детей (перечень диагностического материала, пример карты обследования)
Краткое описание используемой методики обследования развития детей(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНРАвторы-составители:А.М. Быховская, Н.А. КазоваМетодический комп...