Методика обследования развития детей
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В представленном документе содержится современная методика обследования развития детей.
Материалы адресованы учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностические материалы | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования развития детей
Основные задачи исследования развития воспитанников | Средства реализации задач | Критерии оценки |
Исследование состояния импрессивной речи | ||
Выявить уровень сформированности импрессивной речи воспитанников | - Исследование пассивного словаря существительных Задание: «Покажи, где кукла? Машинка? Книга». - Исследование пассивного словаря глаголов Задание: «Посади куклу. Открой книгу. Покатай машинку» и т.д. - Исследование пассивного словаря прилагательных Задание: Где красная книга, где большая машина, где деревянный стол? И т.д. - Исследование понимания грамматического строя речи: Задания: 1. «Покажи, где один предмет, а где много» (понимание грамматической категории числа существительных в именительном падеже); 2. «Покажи где большой предмет, а где маленький» (понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных); 3. «Покажи, где находится предмет» (понимание предложно-падежных конструкций) - Исследование понимания словосочетаний Задания: Покажи, где дочка мамы и где мама дочки и д.р. - Исследование понимания предложений Задание: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы и т.д.» - Исследование понимания связной речи Задание: 1. Выполнение инструкций типа «Принеси синюю коробку и поставь ее на стол и др.» 2. Загадка: Петя бежит за Васей. Кто бежит первым? (понимание логико-синтаксических конструкций) | Пассивный словарь (3 задания) 0 баллов – не понимает обращенную речь; 1 балл – доступно понимание ограниченного круга словаря существительных. 2 балла – понимает названия предметов и действий в именительном падеже, не доступно понимание словаря прилагательных 3 балла - не испытывает затруднения в понимании глагольного словаря, задания, связанные с исследованием словаря прилагательных вызывают затруднения; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании притяжательных прилагательных. 5 баллов – пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов сформирован в пределах возрастной нормы. Понимание грамматического строя речи (3 задания) 0 баллов – не понимает изменений, вносимых флексиями; 1 балл – понимает названия предметов и действий в именительном падеже; 2 балла – понимает изменения, вносимые окончаниями. 3 балла - испытывает затруднения в понимании вопросов косвенных падежей, не испытывает затруднений в понимании изменений, вносимых флексиями; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании предложных конструкций. 5 баллов - понимание грамматического строя речи в полном объеме. Понимание словосочетаний, предложений, связной речи (4 задания) 0 баллов – не понимает обращенную речь; 1 балл – понимание речи в контексте бытовой ситуации; 2 балла – понимает элементарные инструкции и предложения. 3 балла - испытывает значительные затруднения в понимании логико-синтаксических конструкций; 4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании сложных инструкций и логико-синтаксических конструкциях; 5 баллов - понимание инструкций, словосочетаний и предложений по возрасту. |
Исследование состояния фонематических процессов | ||
Фонематическое восприятие. | ||
Выявить уровень сформированности фонематического восприятия. | - Повторение серий слогов с оппозиционными звуками. Задание: Повтори за мной слоги (пример: па-ба, ма-да и др.). - Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Задание: Покажи картинки (пример: мишка-мышка и др.) - Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении. Задание: Покажи картинки (крыса-крыша др.) | (3 задания) 0 баллов – не понимает задания. 1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий. 2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок. 3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки 4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа; 5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы |
Фонематический анализ | ||
Выявить уровень сформированности фонематического анализа. | - Выделение заданного звука из слов; - Выделение первого ударного гласного в слове; - Определение первого согласного звука в слове; - Определение последнего звука в слове; - Определение последовательности звуков в слове; - Определение количества звуков в словах; | (6 заданий) 0 баллов – не понимает задания. 1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий. 2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок. 3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки 4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа; 5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы |
Фонематический синтез. | ||
Выявить уровень сформированности фонематического синтеза | - Составление слова из звуков; Задание: Сложи слово. Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово. О, С, Ы Л, У, Ж, А. | (1 задание) 0 баллов - отказ от выполнения 1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна 2 балла – допустил 2 ошибки 3 балла – допустил 1 ошибку 4 балла – задание выполнено с помощью логопеда. 5 баллов – задание выполнено точно и правильно |
Фонематические представления. | ||
Выявить уровень сформированности фонематических представлений. | - Подбор слов на заданный звук. Задание: Назвать как можно слов, в которых есть звук М. | (1 задание) 0 баллов - отказ от выполнения 1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна 2 балла – допустил 2 ошибки 3 балла – допустил 1 ошибку 4 балла – задание выполнено с помощью логопеда. Слова подобраны во всех позициях. 5 баллов – задание выполнено самостоятельно, точно и правильно. Слова подобраны во всех позициях. |
Исследование состояния экспрессивной речи | ||
Исследование состояния звукопроизношения | ||
Выявить нарушение или отсутствие нарушения звукопроизношения. | - Определение состояния произношения Задание: Назови картинки Оборудование: набор картинок на все группы звуков. - Дифференциация звуков Задание: Повторяй за мной слова, фразы.
| (1 задание) 0 баллов – отсутствие речи, произносит отдельные звукокоплексы. 1 балл – замена, дефектное произнесение или отсутствие более 2х групп звуков русского языка. 2 балла – полиморфное нарушение звукопроизношение 2х групп звуков. 3 балла – мономорфное нарушение звукопроизношение 1й группы звуков русского языка. 4 балла – мономорфное нарушение звукопроизношения. Автоматизация одного звука. 5 баллов – правильное произнесение всех звуков русского языка во всех позициях. Дифференциация(1 задание) 0 баллов – ребенок не дифференцирует звуки. 1 балл - смешения звуков в слогах. 2 балла - смешения звуков в словах. 3 балла – смешения звуков в словосочетаниях. 4 балла – правильное произнесение в словах, смешение во фразе. 5 баллов – точное и правильное воспроизведение всех звуков русского языка во всех позициях. |
Исследование слоговой структуры слов | ||
Определить отсутствие или наличие искажения звукослоговой структуры слов и предложений. | - Воспроизведение слов различной слоговой структуры. Задание: Что это? Логопед предлагает ребенку назвать картинки. Оборудование: набор картинок: С 4х лет
Задание: Повтори за мной слова. С 5 лет снеговик, мотоцикл, автобус скамейка, скатерть, гвоздика мотоциклист, магнитофон, милиционер аквариум, гимнастика, строительство Задание: Повтори за мной предложения. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве дома. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. | (3 задания) Самостоятельно 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания Отраженно (слова сложного слогового состава) 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания Фраза 0 баллов – отказ от выполнения 1 балл - более 3-х ошибок 2 балла – три ошибки 3 балла – две ошибки 4 балла - одна ошибка 5 балла – правильное выполнение задания |
Исследование словарного запаса | ||
- использование обобщающих понятий. Задание: Рассмотри картинки и назови их одним словом. Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия:
- Подбор определений. Задание: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая? Оборудование: набор картинок: ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО - Части целого Задание: назови части предмета. Оборудование: набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ - Антонимы (с 6 лет) Задание: Послушай слова и скажи наоборот.
- Назвать действие по предъявленному признаку. Задание: Скажи, кто что делает? Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5) | Обобщающие понятия (1 задание) 0 баллов – понятие отсутствует, либо отказ 1 балл – называет правильно 1- 2 понятия 2 балла – называет правильно 3-5 понятий 3 балла – 2-3 ошибки или 1 - 2 смешения, расширения, сужения понятий (например, вместо одежды и обуви – вещи и т.д.) 4 балла – допускает 1 ошибку или расширение понятий. 5 баллов – правильно подобраны все обобщающие понятие Подбор определений, действий (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – подбор 1 элементарного действия к каждому слову, затрудняется с подбором определений. 2 балла – подбирает не больше 1 определения к каждому слову и 1 элементарного действия. 3балла – подбирает по 2 определения к каждому слову и 1 действие, требуется помощь в виде дополнительных вопросов. 4 балла – требуется небольшая помощь педагога, подбирает несколько определений и действий к словам. 5баллов – все выполнено без ошибок и самостоятельно в достаточном объеме. Части целого (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ\ 1 балл – называет только 1-2 части предметов от общего количества частей. 2 балла – называет по 1 части каждого предмета. 3 балл – называет не все части каждого предмета. 4 балла – Не называет 1 - 2 части предметов от общего количества частей. 5 балла – точное, правильное выполнение пробы Антонимы (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – Допускает свыше 6 ошибок. 2 балла – Допускает 4-5 ошибок 3балла – Допускает 3-4 ошибки 4 балла – допускает 1-2 ошибки. 5 баллов - за правильное выполнение пробы Действия (1 задание) 0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ 1 балл – Допускает свыше 6 ошибок. 2 балла – Допускает 4-5 ошибок 3балла – Допускает 3-4 ошибки 4 балла – допускает 1-2 ошибки. 5 баллов - за правильное выполнение пробы | |
Исследование состояния грамматического строя речи | ||
Исследование состояния словоизменения | ||
Выявить уровень сформированности функции словоизменения. | - Употребление существительных в именительном падеже ед. и множ. числа Задание: Стол один, а много это …? Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (стол – столы, кукла – куклы и т.д.); - Употребление существительных в родительном падеже ед. и множ. числа Задание: Много чего? Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (шар – шаров, дом – домов и т.д.). - Употребление существительных в косвенных падежах без предлога Задание: Назови: У меня есть …, у меня нет…, я рисую … и т.д. Оборудование: карандаш, кукла. - Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами Задание: Назови где находится карандаш? Оборудование: карандаш и коробка. - Согласование прилагательных с существительными в ед. и множ. числе. Задание: майка (какая?)…, автобус (какой?) …, яблоко (какое?)…, ботинки (какие?)… Оборудование: картинки с изображением желтых предметов (майка, автобус, яблоко, ботинки). - Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными. Задание: Давай посчитает с тобой дома и д.р. Оборудование: набор картинок с изображением 1-го дома, 2-ух домов, 5-ти домов и д.р. | 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку. 2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок. 3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок. 4 балла – правильно использует продуктивные модели словоизменения, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей. 5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словоизменения. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – использует в речи аморфный предлог а. 2 балла – использует в речи только предлог в. 3 балла – правильно использует только простые предлоги в, на, из. 4 балла – правильно называет все простые предлоги, допускает ошибки при использовании сложных предлогов около, из-за. 5 баллов – правильно использует в речи простые и сложные предлоги. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – называет только название цвета. 2 балла – согласует все словосочетания только в мужском или женском роде. 3 балла – неверно согласует словосочетания среднего рода и множественного числа. 4 балла – правильно согласует словосочетания по родам, испытывает затруднения при согласовании словосочетаний в множ. числе. 5 баллов – правильное выполнение задания. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – не изменяет существительные по падежам, а числительные по родам. 2 балла – допускает много ошибок при изменении существительных по падежам и не изменяет числительные по родам. 3 балла – допускает несколько ошибок при изменении существительных по падежам, но не изменяет числительные по родам. 4 балла – с помощью педагога правильно согласует числительные с существительными (самостоятельно не может изменить числительные по родам). 5 баллов – самостоятельно и правильно согласует числительные с существительными в роде, числе и падеже. |
Исследование состояния словообразования | ||
Выявить уровень сформированности функции словообразования. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Задание: Как назвать маленький предмет? Оборудование: набор картинок с изображением больших и маленьких предметов (стол – столик, мяч – мячик и д.р.) - Образование названий детёнышей животных Задание: Назови как называются детёныши у кошки? И т.д. Оборудование: набор картинок с изображением домашних и диких животных и их детёнышей. - Образование прилагательных от существительных (с 6 лет) Задание1: Назови из чего сделано? (образование относительных прилагательных) Оборудование: набор картинок с изображением предметов и материала из которого они сделаны. Задание2: Назови чьё это? (образование притяжательных прилагательных) Оборудование: набор картинок с изображением предметов, людей и животных, которым эти предметы принадлежат. - Образование приставочных глаголов (с 6 лет) Задание: Назови, что делает мальчик? Оборудование: набор картинок с изображением действий (ходит, уходит, переходит, выходит и т.д.) | 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку. 2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок. 3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок. 4 балла – правильно использует продуктивные модели словообразования, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей. 5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словообразования. 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ. 1 балл – при выполнении задания использует только бесприставочные глаголы. 2 балла – при выполнении задания допускает много ошибок. 3 балла – выполняет задание с помощью педагога и допускает 1-2 ошибки. 4 балла – выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки. 5 баллов – правильно и самостоятельно выполняет задание. |
Исследование состояния связной речи. | ||
- Пересказ прослушанного текста. Задание: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи. Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка» - Составление рассказа по сюжетной картинке. Задание: Посмотри на картинку и составь рассказ. Оборудование: сюжетная картинка «На горке» - Составление рассказа по серии картинок. Задание: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ. Оборудование: картинки по серии «Ежик». | Пересказ 0 баллов - задание не выполнено, даже с помощью, либо отказ. 1 балл - произносит отдельные слова, пропуск деталей, аграмматизмы, помощь не использует. 2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь. 3 балла – правильный пересказ после повторного прочтения. 4 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса. 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого прочтения Составление рассказа по картинке 0 баллов – задание не выполнено, либо отказ 1 балл - перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь. 2 балл – пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь. 3 балла – отмечается большое количество аграмматизмов, рассказ составлен самостоятельно. 4 балла – отмечается незначительное количество аграмматизмов, рассказ составляет самостоятельно. 5 баллов – составляет рассказ самостоятельно, грамматически верно. Составление рассказа по серии картинок 0 баллов – задание не выполнено, либо отказ. 1 балл – перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь, картинки расставляет не правильно. 2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь в расставлении картинок в правильной последовательности. 3 балла – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью, отмечаются морфологические и синтаксические аграмматизмы. 4 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности и составил рассказ с минимальной помощью. 5 баллов – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности и составил рассказ. |
Каждое задание оценивается по 5ти бальной шкале от 0 до 5 баллов.
На основании оценки результатов логопедического обследования дошкольников определяются 3 уровня речевого развития ребенка.
Параметры оценки:
1 – низкий уровень (0-1,9 балла): представления, знания, умения, навыки фрагментарны или не сформированы, помощь взрослого принимает плохо или отказывается от принятия помощи.
Не понимает изменения, вносимых аффиксами; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; не доступны элементарные формы фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговая структура слова нарушена, звукопроизношение значительно отстаёт от возрастной нормы; словоизменением и словообразованием не владеет.
2 - средний уровень (2-3,9 балла): представления. Знания, умения, навыки сформированы частично, актуализируются и используются ребенком с помощью взрослого.
Не понимает значения изменений, вносимых аффиксами; активный словарь расширяется (увеличивается количество и повышается качество словаря); появляются новые грамматические связи в предложении; не понимает логико-грамматических конструкций; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны элементарные формы фонематического анализа; звуко-слоговая структура слова улучшается (ошибки на уровне 3хсложных слов и фраз); полиморфное нарушение звукопроизношения; словоизменение и словообразование в стадии формирования (отмечается большое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
3 – высокий уровень (4 – 4,9 балла): представления, знания, умения, навыки сформированы в полном объеме, ребенок использует их самостоятельно.
Понимание речи в пределах возрастной нормы; активный словарь чуть ниже возрастной нормы; владеет пересказом, доступно составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны сложные формы фонематического анализа, синтеза, представлений; звуко-слоговая структура слова не нарушена; мономорфное нарушение звукопроизношения; отмечаются единичные ошибки в сложных формах словоизменения и словообразования (отмечается небольшое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
4 – норма речи (5 баллов): речевое развитие соответствует возрастной норме.
При составлении диагностических материалов обследования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья использовались:
1. Рекомендации кафедры логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;
2. Схема обследования, представленная в учебно-методических пособиях. Сборник методических рекомендаций. / Составители Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха В.П. Балобанова, Л.В. Лопатина, Т.Т. Воробей и др. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 год. – С.48-60.
3. Карта исследования речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Речевая карта ребенка с ОНР, Нищева Н. В.
5. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР, Нищева Н. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....
Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...
Использование современных методик обследования развития детей
Использование современных методик обследования и диагностики развития детей с целью:выявление особенностей уровня развития речи воспитанниковопределение коррекционно-развивающего пути, направленного н...
Методики обследования словаря детей
средний и старший дошкольный возраст...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Использование современных методик обследования развития детей
Обзор литературы по использовани современных методик обследования развития детей...
Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста
Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста...