Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»
Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.
1)Задачи коррекционные:
продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],
совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),
развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,
развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;
2)Задачи обучающие:
продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,
3)Задачи воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах» | 136.94 КБ |
презентация | 934 КБ |
столбики для чтения | 23.5 КБ |
сюжетная картинка | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»
Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.
1)Задачи коррекционные:
продолжать учить детей различать звуки [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],
совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),
развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,
развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;
2)Задачи обучающие:
продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,
3)Задачи воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, распечатка столбиков для чтения, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы, ведра (синее и зеленое), рабочие тетради, стикеры-оценки.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
| |||
- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту! - Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик. Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете! - У Гнома в волшебном ящике загадка! - Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке. У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала. А теперь – и к нам попала. - У Гнома есть еще одна загадка - Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке! Драчун и забияка, Живет в воде, Кости на спине -И щука не проглотит. | Занимают свои места, слушают логопеда. - Щука. Первый звук «Щ» - Ёрш. Последний звук «Ш» | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | |
| |||
- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на занятии? | - Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ. | Слайд 5 | |
1)Уточнение произношения звуков [ш-щ] | |||
- Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]! - Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены; -Язык за верхними зубами; - Воздушная струя теплая и идет вверх. - Горлышко не работает. - Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый! - Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]! - Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены; -Язык за верхними зубами; - Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая. - Горлышко не работает. - Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий! - Давайте сравним звуки [ш-щ]. - Чем эти звуки похожи? - Чем эти звуки отличаются? | Выполняют задание. Ш: Губы – круглые Язык – поднят вверх Воздушная струя – теплая, идет вверх Горлышко – не работает Звук глухой. Всегда твердый! Щ: Губы – круглые Язык – поднят вверх Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками Горлышко – не работает Звук – глухой. Всегда мягкий - [ш-щ] – оба глухие - [ш] – твердый, [щ] – мягкий | Слайд 6 | |
2) Различение звуков [ш-щ] на слух | |||
- Гном принес вам синий и зеленый флажки. Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок. АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ | Выполняют задание. | Слайд 7 | |
3. Физкультминутка. | |||
- Звук [ш] протяжно звучит. - А [щ] прерваться спешит. - Звук [ш] можно тянуть - Звук [щ] ускользнуть спешит | Руками раздувают шар Шар лопнул(схлопывают) Разводят руками – как на гармошке играют Резко опускают руки | ||
4. Работа над просодикой. | |||
- У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них. Наварила щука щей, Пригласила трёх ершей. Говорили всем ерши: «Щи у щуки хороши!» | Читают скороговорку в разном темпе, с разной интонацией. | Слайд 8 | |
5.Сравнение букв | |||
- Каких звуков было очень много в скороговорке? А какими буквами они обозначаются? - А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему? - Из скольких крючков состоит буква Ш? - Из скольких крючков состоит буква Щ? - А что есть еще у буквы Щ? - Давайте сравним эти буквы! Чем похожи эти буквы? - Чем они отличаются? | - Было много звуков «Щ» и «Ш» - Они обозначаются буквами Ш и Щ. - Потому что буква Ш состоит из крючков! - Из трех. - Из трех. - У буквы Щ есть еще петелька! - Состоят из крючков! - У буквы Щ есть петелька! | Слайд 9 | |
6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке. | |||
- Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ! - Найди все буквы Ш! - Найди все буквы Щ! - Выберите себе на картинке слова с буквой Ш. Составьте из слов предложение. - Выберите себе на картинке слова с буквой Щ. Составьте из слов предложение. | Упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком Выполняют задание | Слайд 10 и распечатки с той же картинкой | |
7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ. | |||
- У Гнома в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ . - Отгадайте, какую букву я написала в воздухе? - Откройте тетради и прочитайте ряды букв: Ш Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Щ - Как располагаются буквы в первом ряду? - Как располагаются буквы во втором ряду? - Как располагаются буквы в третьем ряду? - Продолжите ряды букв в тетрадях | Обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги. Отгадывают( Ш или Щ) Выполняют задание. - Две Ш, две Щ. - Одна Ш, две Щ. - Одна Ш, одна Щ Печатают буквы в тетрадях простым карандашом. | ||
8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ. | |||
- Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу. - Читайте слоги строчками. Читайте слоги столбиками. - Обратите внимание, что слоги ШО-ЩО, ШЁ-ЩЁ читаются одинаково! - Найдите слог ШЕ. Прочитайте слог справа от него. - Найдите слог ЩИ. Прочитайте слог слева от него. | Читают: АШ – ША ОШ – ОЩ УШ - УЩ ША – ЩА ШО – ЩО ШУ - ЩУ ИШ – ИЩ ЕШ – ЕЩ ЁШ - ЁЩ ШИ – ЩИ ШЕ – ЩЕ ШЁ – ЩЁ Выполняют задание. | Распечатка столбиков для чтения | |
9. Чтение слов с буквами Ш, Щ. | |||
- Рассмотрите рыб, которых поймал Гном. - Прочитайте названия рыб. - В каких словах есть буква Ш? - В каких словах есть буква Щ? - Запомните как выглядят разные рыбы. | Дети рассматривают картинки с изображением рыб, читают подписи к картинкам. - КОРЮШКА - ЛЕЩ - ГОРБУША - ЩУКА - ПИКША - ЁРШ - ПОДЛЕЩИК | ||
10. Дифференциация звуков и букв [ш-щ] в словах. | |||
- Вы, наверно, уже догадались, что любимое занятие Гнома – это рыбалка - Мы с вами тоже сейчас пойдем на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, а затем прочитать, как она называется. Если в названии есть буква Ш – опустите рыбку в синее ведерко. Если в названии есть буква Щ – опустите рыбку в зеленое ведерко. - Запишите слова в два столбика: В первый слова С буквой Ш, во второй - с буквой Щ. | Игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия раскладывают их по ведрам. Выполняют задание в тетрадях | ||
Заключительная часть занятия 1)Подведение итогов | |||
- Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке! - Гном из страны Звуков и Букв и задания из его волшебного ящика напомнили вам, что Звук Ш – всегда твердый! Звук Щ –всегда мягкий! Буква Ш состоит из трех крючков! Буква Щ состоит из трех крючков и петельки! | Вспоминают, отвечают, дополняют логопеда. | ||
2) Рефлексия | |||
- Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? - Что вам было трудно делать? - Вы все –молодцы! Раздаёт стикеры-оценки. | Отвечают на вопросы, делятся друг с другом впечатлениями. | Слайд 11 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Щ Ш
ш щ
Предварительный просмотр:
АШ – ША ОШ – ОЩ УШ - УЩ
ША – ЩА ШО – ЩО ШУ - ЩУ
ИШ – ИЩ ЕШ – ЕЩ ЁШ - ЁЩ
ШИ – ЩИ ШЕ – ЩЕ ШЁ – ЩЁ
АШ – ША ОШ – ОЩ УШ - УЩ
ША – ЩА ШО – ЩО ШУ - ЩУ
ИШ – ИЩ ЕШ – ЕЩ ЁШ - ЁЩ
ШИ – ЩИ ШЕ – ЩЕ ШЁ – ЩЁ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."
Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....
Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Компьютерная презентация разработана к учебному занятию в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Конспект занятия по обучению чтению для детей 5-6 лет...
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] и [З] изолированно, в слогах, в словах".
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы 4-5 лет (ТНР, ОНР 3 ур.р.р.) на тему: "Дифференциация звуков [С] и [З] изолированно, в слогах, в словах"....