Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Различаем звуки и буквы»
консультация по логопедии на тему
Данная консультация будет полезна воспитателям ДОУ в целях уточнения знаний о звуках и буквах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda._razlichaem_zvuki_i_bukvy.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя - логопеда для воспитателей
«Различаем звуки и буквы»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Алфавит
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а], [у], [о], [и], [э], [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а», «у», «о», «и», «э», «ы», «я», «ю», «е», «ё».
Шесть гласных букв - «а», «у», «о», «и», «э», «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, заюшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [к], [п], [с], [т]. [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
| НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
| ||
Звонкие | Глухие | Звонкие | Глухие |
Б, Бь | П, Пь | Й, Л, Ль. | Ч, Щ, Ц, Х, Хь |
В, Вь | Ф, Фь | Н, Нь, М, Мь |
|
Г, Гь | К, Кь | Р, Рь |
|
Д, Дь | Т, Ть |
|
|
Ж | Ш |
|
|
З,Зь | С, Сь |
|
|
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а», «у», «о», «э», «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я»).
Всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Необходимо четко знать и различать звуки и буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников».
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети мног...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Консультация учителя - логопеда "Что такое автоматизация звуков"
Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематич...
Домашнее задание учителя - логопеда по теме "Одежда. Звук и буква М" (старшая логопедическая группа)
Материал адресован родителям для закрепления дома пройденного материала.Игры и упражнения способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию фонетико - фонема...
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Нестандартные формы автоматизации звуков.
Коррекция речевых нарушений – долгий систематический процесс. Выполнение родителями с детьми домашних заданий учителя-логопеда обеспечивает большую результативность в коррекционной помощи ...
Консультация учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Консультация учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»
рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...