Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Различаем звуки и буквы»
консультация по логопедии на тему

Данная консультация будет полезна воспитателям ДОУ в целях уточнения знаний о звуках и буквах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda._razlichaem_zvuki_i_bukvy.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя - логопеда для воспитателей

«Различаем звуки и буквы»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Алфавит

http://rudocs.exdat.com/data/50/49519/49519_html_m74685c06.png

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а], [у], [о], [и], [э], [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а», «у», «о», «и», «э», «ы», «я», «ю», «е», «ё».

Шесть гласных букв - «а», «у», «о», «и», «э», «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

  • в начале слова (яма, юла);
  • после гласного звука (маяк, заюшка);  
  • после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [к], [п], [с], [т]. [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

          ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ 

 

          НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

 

      Звонкие

       Глухие

     Звонкие

        Глухие

         Б, Бь

       П, Пь

 Й,     Л,  Ль.

 Ч,  Щ,  Ц, Х, Хь

         В, Вь

       Ф, Фь

 Н, Нь, М, Мь

 

         Г, Гь

        К, Кь

 Р, Рь

 

         Д, Дь

        Т, Ть

 

 

          Ж

         Ш

 

 

        З,Зь

       С, Сь

 

 

          Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а», «у», «о», «э», «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я»).

Всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы.

 

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников».

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети мног...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Консультация учителя - логопеда "Что такое автоматизация звуков"

Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.На этапе автоматизации происходит  выработка нового навыка, требующая длительной систематич...

Домашнее задание учителя - логопеда по теме "Одежда. Звук и буква М" (старшая логопедическая группа)

Материал адресован родителям для закрепления дома пройденного материала.Игры и упражнения способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию фонетико - фонема...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Нестандартные формы автоматизации звуков.

Коррекция речевых нарушений – долгий систематический процесс. Выполнение родителями с детьми домашних заданий учителя-логопеда обеспечивает  большую результативность в коррекционной помощи ...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Консультация учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»

рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...