Комплекс артикуляционных упражнений для выработки звуков [Р],[Р’].
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Нечаева Екатерина Владимировна

   «Заборчик», «Трубочка»

Цель:

            1). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

   2). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.  

«Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке.

Движения языка:

широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой.

 

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Достать языком нос. 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Достать языком подбородок. 

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. 

«Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Дятел»

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЗВУКОВ [ Р ],[ Р ’].

Слайд 2

«ЗАБОРЧИК», «ТРУБОЧКА». Цель: 1). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. 2). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

Слайд 3

«КАЧЕЛИ» Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Слайд 4

ДОСТАТЬ ЯЗЫКОМ НОС. Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Слайд 5

ДОСТАТЬ ЯЗЫКОМ ПОДБОРОДОК. Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Слайд 6

«ЛОШАДКА» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Слайд 7

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

Слайд 8

«ФОКУС». Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Слайд 9

«ДЯТЕЛ» Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Слайд 10

МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для выработки звуков [Л],[Л’].

Заборчик, трубочка :Цель: 1). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.             2). укреплять круговую мышцу рта, развивать умение...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Ш, «Ж»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Ш, «Ж»...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л»...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»...

Комплекс артикуляционных упражнений для выработки свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционные упражнения помогают разложить сложную артикулему свистящих на более простые уклады...

Комплекс артикуляционных упражнений для выработки шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Мышцы речевого аппарата нужно укреплять с помощью гимнастики, чтобы артикуляционные органы принимали нужное положение при воспроизведении звука....